ЦЕЛЬ:
- продолжить чтение слов с буквой Ж, научить читать слова с сочетанием ЖИ;
- развивать фонематический слух, монологическую речь;
- умение работать с предложением, текстом, рассуждать, обогащать словарный запас детей;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- учебник «Русская азбука» В.Г. Горецкого и др.,
- картинки насекомых,
- магнитофон,
- снежинки,
- схемы для звукобуквенного анализа слов,
- счетные палочки,
- лист с заданиями урока для каждого ученика,
- «пазлы» новогодней открытки,
- картинки бабочки.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Актуализация внимания
Под музыку «Времена года» падают снежинки, учитель читает стихотворение.
В декабре вокруг уныло,
Все заснуло, все застыло.
Даже солнце в тучах дремлет
И совсем не греет землю.
Лес и поле замело
И вокруг белым-бело.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
Мотивация на урок
Запись на доске
Я…
МЫ…
- Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я…, мы….
3. Закрепление изученного материала
На доске запись слов, картинки насекомых с цифрами.
- Ребята, прочитайте слова на доске.
ВОДОМЕРКА
КУЗНЕЧИК
БОЖЬЯ КОРОВКА
СВЕРЧОК
ЖУЖЕЛИЦА
- Соотнесите картинки и слова: слово и цифра, соответствующая картинке.
- Объедините слова в одну группу, кто это?
- Назовите их уменьшительно-ласкательным словом.
Звукобуквенный анализ слова
- Составьте схему слова жучки.
Два ученика составляют схемы на доске с обратной стороны створок с последующей проверкой.
- Определите количество звуков и букв в слове?
- Назовите согласные звуки.
- Сколько слогов, какие?
- Какой слог ударный?
- Как узнали, что два слога в слове?
- Назовите звук «одиночку»?
- Каким он всегда бывает?
Характеристика буквы и звука [Ж]
- Произнесите хором первый звук в слове жучки.
- Дайте характеристику букве и звуку.
Сообщение темы и цели урока
- Объясните, что такое пазлы?
- Впали насекомые в спячку и не знают, что же происходит в природе зимой. Давайте расскажем им об этом. Каждое выполненное вами задание это будут отдельные пазлы картины, которую мы должны собрать к концу урока.
4. Работа над новым материалом
Работа с учебником стр. 150
Знакомство с написанием и чтением сочетания ЖИ
- Прочитайте запись в рамке.
- Почему мы должны запомнить сочетание ЖИ?
Чтение слов с сочетаниями ЖИ, ШИ и их сопоставление по смыслу
- Что общее и в чем отличие каждой пары слов?
Работа с текстом
- Прочитайте заголовок текста.
- Слово заголовок замените близким по смыслу (название, заглавие, «входная дверь» в текст).
Самостоятельное жужжащее чтение и дальнейшее чтение вслух
а) прочитайте только слова с сочетанием ЖИ;
б) чтение текста «цепочкой».
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Вывешивается 1часть картины
Физминутка
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
- В каком слове текста стихотворения есть сочетание ЖИ?
1 задание:
Прочитать слово и вписать пропущенную букву.
СНЕЖ__НКИ
- Какую букву вписали и почему?
- На улице сильный мороз, от холода слова так прижались друг к другу, что невозможно прочитать предложение.
- Как пишутся слова в предложении?
2 задание:
Работа над предложением
а) отделите слова друг от друга;
б) прочитайте предложение несколько раз, выделяя голосом разные слова.
Каккрасивопадаютснежинки!
- Какой знак стоит в конце предложения?
- Как нужно читать?
Чтение с разным логическим ударением.
- Каких птиц вы видите на картине?
3 задание:
Составьте предложение о снегирях по данной схеме.
□ □ □ □.
- Сколько слов в предложении?
Игра «Колодец»
- Что называется предложением?
- Ребята, давайте построим домик для жуков, чтобы им было теплее в трескучие морозы.
Учитель читает текст, а учащиеся строят колодец: сколько предложений, столько счетных палочек.
Машет варежкой зима,
Чудо совершается.
Все деревья и дома
В шубы наряжаются.
- Что ты делаешь, Зима?
- Строю я темницы
Для зверей и птицы.
Заморозить всех хочу,
Напущу на всех пургу.
Ветер северный, метель.
Закружится карусель.
- Сколько предложений в тексте?
Работа над лексическим значением слов
- Какие слова вам непонятны?
- Объясните их значение.
- Спят жуки, а на улице ветер завывает.
Представьте, что вы ветер, произнесите звуки [ж], [ш]: протяжно, тихо, громко, нежно.
- Что образовывают эти звуки и как их называют?
- Ребята вы удачно выполнили очередные задания, и наша картина стала еще больше.
Вывешивается следующая часть картины.
Деформированное предложение
- Ветер северный так сильно дул, что рассыпалось предложение.
4 задание:
Прочитайте слова и составьте предложение.
дороге упряжка По мчится лошадей
- С какого слова начнете читать и почему?
- Как по-другому называют такую упряжку лошадей?
Беседа
- Какой зимний праздник ждут дети и взрослые?
- Почему?
5 задание:
Зачеркните букву ж в цепочки и узнаете, какой сюрприз мы приготовили жукам, чтобы их порадовать.
ЖЖЖЖЕЖЖЖЖЖЛЖЖКЖЖЖЖАЖ
Вывешивается 3-я часть картины – елка.
- Вот такой красивой елкой порадуем жуков.
- А что мы пожелаем насекомым, вы узнаете, если начнете читать части слов, начиная с наименьшего числа.
Вывешивается последняя часть картины.
5. Итог урока
- Слова, с какой новой буквой читали на уроке?
- Что узнали о сочетании ЖИ?
6. Рефлексия
- На какое насекомое похожа снежинка?
Из всех вариантов выбрать бабочка, раздать каждому ученику ее рисунок.
- Если на уроке вы справились со всеми заданиями, и вам было легко, то закрасьте кружки у бабочки на крыльях красным цветом.
- Если были некоторые трудности, но вы старались преодолеть их, то закрасьте желтым.
- Если часто затруднялись, но с помощью ребят, учителя справлялись с заданиями, то зеленым.
- Молодцы, спасибо за урок!
Картина, которую составили к концу урока.