Тип урока (по целям): изучение нового материала с элементами беседы, исследовательской деятельности, самостоятельной работы.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование понятия «ледник», установление причин его образования, понимание значения ледников;
- Развивающие: развитие навыков работы с учебником, картой, формирование географического мышления.
- Воспитательные: раскрытие причин в необходимости экономного расходования воды, формирование эстетического отношения к компонентам неживой природы как к источнику жизни и красоты.
Оборудование:
- физическая карта полушарий,
- атласы,
- учебник географии 6кл. Т. П. Герасимовой и других (М.: Просвещение 1992),
- информационные листы.
Ход урока
Сегодня на уроке вам предстоит узнать виды поверхностных вод, какие из них встречаются в нашем районе, изучить один из видов поверхностных вод - ледники, установить имеются ли ледники в Бодайбинском районе. Как будем работать? Это урок объяснения. В процессе объяснения вам будут предложены задания по тексту учебника, картам атласа, задания исследовательского характера. Работать будете на информационных листах. Знания?? полученные сегодня на уроке необходимы будут при изучении природы России в 8 классе. Будьте внимательны, активны и у вас все получится.
Мы изучаем гидросферу. По первому правилу познания дали общую характеристику ей, по второму правилу познания разделили на части (на доске схема)
Вместо вопросительных знаков назовите ответ.
Какие части гидросферы изучили? (Заслушивание ответов) Определите тему урока. Учащиеся записывают на информационных листах тему «Воды суши».
По первому правилу познания вы должны дать общую характеристику водам суши. Мы изучили свойства воды Океана. И я думаю, что, используя свой жизненный опыт, вы сейчас назовете основное отличие в свойствах воды Океана и вод суши. Итак, в чем основное отличие этих вод? (заслушивание ответов).
Воды суши в отличие от Океана – это ценные пресные воды, которые необходимы для жизни растений, животных, человека. Человечество потребляет много воды в промышленности, сельском хозяйстве, быту. Чтобы получить 1т. пшеницы, хлопка-сырца, риса, расходуют от 800 до 10000м. воды. Для производства 1т. никеля – 4000м. Струйка воды толщиной в спичку уносит за сутки до 480л. воды.[6] Подсчитайте, сколько она унесет за месяц, год. ( Учащиеся подсчитывают и сообщают результат). А если в туалете хлещет вода, то за сутки уходит в канализацию до 100000л., т. е. годовая норма водопотребления одним человеком. А недостаток воды ощущают жители многих районов нашей страны и жители других стран мира. С каждым годом расход воды увеличивается, поэтому ряд стран мира устанавливают счетчики расхода воды в домах, квартирах или же подают ее строго по часам. Пресную воду необходимо использовать экономно, ведь объем ее составляет 3% гидросферы и расход увеличивается с каждым годом.
Воды суши можно разделить на две части. Я на доске, а вы на своих листах составляем опорную схему
На физической карте условными знаками изображены поверхностные воды. Найдите виды поверхностных вод на карте и продолжите схему (запишите или изобразите условными знаками). Проверьте друг у друга. В это время один из учащихся на доске записывает виды поверхностных вод. Основные виды подземных вод вы укажите позднее, когда будем их изучать. Подчеркните виды вод, которые распространены в Бодайбинском районе.
Виды вод, перечисленные вами, образовались почти одновременно, поэтому можно изучать их в любой последовательности. С какого вида вы бы начали изучение поверхностных вод и почему (заслушивание ответов).
Мы с вами начнем изучение с ледников. Больше всего – 97% ценной пресной воды природа хранит в ледниках и лишь 3% объема пресных вод находится в реках, озерах, болотах, водохранилищах, подземных водах. Ледники можно использовать для пополнения пресной водой территории, которые испытывают в ней недостаток. Ледники питают реки, обеспечивают их полноводность, наполняют водой горные озера. Двигаясь, ледники образуют разные формы рельефа. Вот почему я предлагаю вам начать изучение поверхностных вод с изучения ледников. Кроме того, вода в любом состоянии - великий художник природы. Она вдохновляет поэтов и художников. На экран проецируются картины Кента. Звучит музыка.
Запишите заголовок « Ледники». Вернемся к схеме « Воды суши». Перечислите, какие поверхностные воды встречаются в нашем районе. Некоторые из вас считают, что в Бодайбинском районе имеются ледники другие - нет. Поэтому сегодня на уроке вам предстоит решить географическую задачу: имеются ли ледники в районе. Для решения этой задачи, что необходимо знать и изучить (заслушивание ответов).
Для этого необходимо знать: что называется ледником, условия образования его, виды ледников и причины их образования
Когда и где в природе вы видели лед? (Заслушивание ответов)
Задание: на стр. 108 найдите определение ледника. Вдумчиво прочитайте. Вы знаете, что каждое определение состоит из ключевого слова и существенных признаков. Заполните таблицу на информационных листах. Дополните еще одним существенным признаком – перемещается под действием силы тяжести. Запишите определение ледника. Зная признаки ледника, найдите отличия между льдом ледника и льдом, который вы видели на реках и озерах зимой (заслушивание ответов). Лед, из которого состоит ледник, совершенно не похож на лед, который вы видели на реках, озерах зимой. Он образуется из снега при его накоплении и постепенном уплотнении. Такой лед называется фирновым льдом. Какие же условия необходимы, чтобы из снега образовался лед, ледник? Ведь снег выпадает на большей части территории нашей страны, за зиму образуются большие сугробы. Почему из них не образуется ледник? (заслушивание ответов) Вот мы и установили одно из основных условий образования ледника - это температура. Какой она должна быть? ( Заслушивание ответа.) Сколько должно выпадать снега? Снега должно выпадать больше, чем может растаять. Чтобы снег накопился и превратился в фирновый лед – что еще необходимо? Для накопления и уплотнения снега необходимо значительный период времени. Запишите условия образования ледника. Проверьте друг у друга.
Задание: на физической карте полушарий найдите территории с такими условиями, назовите их. (Заслушивание ответов).
Однако ледники есть и в Африке. Вывешивается картина г. Килиманджаро. Это одна из высоких гор Африки. Как она называется? Гора расположена близко к экватору, в жарком тепловом поясе. Значит, ледники могут образовываться не только в областях с холодным климатом, но и с жарким, в горах. Почему? (Заслушивание ответов.) Есть ледники в горах, которые имеют меньшую высоту, чем г. Килиманджаро. От чего же зависит высота образования ледников в горах? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование.
Рассмотрите (рисунок № 2) на вашем информационном листе (такой же рисунок вывешивается на доске). По вертикале указана высота в м. над уровнем моря, параллельно ей линии, на которых вы укажите изменение температуры с подъемом на каждую 1000м. По горизонтали Г.Ш. и условное расстояние от экватора к северному полюсу. На (рис № 2.) нанесены горы Килиманджаро, Монблан, Мак-Кинли, острова Северного Ледовитого океана, их абсолютные высоты.
Задание: определите высоту образования ледника (отметку с температурой 0°) 1-ый ряд на г. Килиманджаро, 2-ой ряд – г. Монблан, 3-ий ряд – Мак–Кинли. Зная, что температура воздуха у подножия Килиманджаро - +25°, Монблано - +20°, Мак-Кинли - +100 Учащиеся высчитывают высоту нулевой температуры для указанных гор, наносят ее точкой на склоне гор. Затем учащиеся подходят друг к другу и обмениваются своими результатами. Сверяют с рисунком на доске, который выполнен учеником под руководством учителя. Полученные точки соединяют.
Вы получили линию. Где, относительно этой линии, образуется ледник? Закрасьте эту часть гор. В тексте учебника на стр. 108 найдите как называется эта линия. Подпишите ее на рисунке. Изучите ход снеговой линии от экватора к полюсам, сделайте вывод и запишите его под рисунком. Сверьте свой вывод с выводом соседа по парте. В случае затруднения или разногласия обращаются к учителю.
Среди ледников выделяют два вида. Как вы назовете их, глядя на (рис. №2) (обычно называют горные и равнинные) Различают два вида - горные и покровные. Анализируя (рис. №2,) назовите причину образования разных видов ледников.
Итак, вы узнали, что такое ледник и условия его образования. При исключении любого из этих факторов образование ледника невозможно. Чтобы установить имеются ли ледники в нашем районе, что необходимо знать? ( Заслушивание ответов)
Бодайбинский район расположен на Патомском нагорье с высотами от 600 до 1500м. В бассейне р. Мамакан находится хребет Англанян-1647м. Средняя температура июля 20°.
Самостоятельное решение задачи. ( Заслушивание ответа)
Как должен измениться рельеф района, чтобы ледники могли образоваться? (Заслушивание ответов).
Все поставленные перед вами на уроке задачи вы выполнили. Молодцы. Сигнальной карточкой укажите, с каким настроением вы изучали этот материал. Карточка красного цвета - было интересно, синего – не очень фиолетового - совсем неинтересно.
За урок учащиеся получают оценку за устные ответы.
На ваших информационных листах указано домашнее задание в виде перечня вопросов. Выберите по желанию.
Информационный лист
Рис. 1
Ключевое слово |
Существенные признаки |
Скопление льда |
1.на суше 2.перемещается под действием силы тяжести |
Определение понятия ”ЛЕДНИК”.
Ледник – это скопление льда на суше, перемещающееся под действием силы тяжести.
Условия образования:
1.температара ниже нуля,
2.много выпадает снега,
3.продолжительный период времени
Рис. № 2
Выводы: уровень снеговой линии изменяется от экватора к полюсам. На островах С.Л.О. снеговая линия находится на уровне моря, а на экваторе в горах на высоте около 5000м
Образование горных и покровных ледников зависит от географической широты.
Географическая задача: г. Англанян имеет высоту – 1650м. Температура у подножия -20. Образуются ли ледники в Бодайбинском районе?
Дома:
1) Какие ледники, горные или покровные, играют большую роль в жизни и хозяйственной деятельности человека.
2) Чем горные ледники отличаются от покровных? Каких ледников больше на территории нашей страны? Найдите их на карте.
3) Из предложенных вопросов выбрать по желанию:
1. Какие ледники, горные или покровные, играют в жизни и хозяйственной деятельности человека большую роль?
2. Чем горные ледники отличаются от покровных? Каких ледников больше на территории нашей страны? Найти на карте, перечислить.
3. Составить причинно-следственную цепочку из следующих утверждений:
- На материке Антарктида нет постоянного населения.
- Почти вся территория Антарктиды лежит за южным полярным кругом.
- В Антарктиде продолжается ледниковая эпоха.
- Антарктида самый холодный материк на земле.
Литература
1. Герасимова Т.П. Основы методике обучения начальному курсу физ. Географии М.: Педагогика, 1978
2. Герасимова Т.П.Физическая география: Нач. курс: Учеб. Для 6кл. Общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение,2003
3. Крылова В.В.Физическая география: Нач. курс. Учеб. Для 6 кл Общеобразоват. учреждений. М.: М.: Просвещение 2003
4. Сухов В.П. Физическая география: Нач. курс: Учеб. Для 6 кл. Общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение 1995
5. Петрова Н.Н. География: Нач. курс 6 кл. Учеб. для 6кл. Общеобразоват. учреждений. Дрофа; ДаК,1995
6. А. Б. Авакян Мировые водные проблемы и задачи современного школьного образования // География в школе.2002 №8 32-37