Урок русского языка в 4-м классе по теме "Третье склонение имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Развитие умения в различении и правописании имён существительных 1,2,3 склонения.

2. Развитие орфографической зоркости.

3. Воспитывать аккуратность.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания

- Какое время года наступило?

- По каким признакам определили?

Осенью многие насекомые спрятались в кору деревьев, а весной они просыпаются. В коре деревьев поселяется жук – короед. Он приносит вред дереву, поэтому весной деревья белят. А у нас есть жук – буквоед. Он  поселяется в тетради у некоторых ребят. Постараемся писать так, чтобы жук – буквоед не поселился в ваших тетрадях.

Зз; зи; зе; зл; звз; Зв; Зз.

Зима; зимний; зимушка.

- Какую орфограмму вы заметили?

- Придумайте однокоренные слова к слову зима. Разберем  их по составу.

3.Словарная работа

Прочитайте предложения.

    2с.    2с.    3с.

Заяц на завтрак морковь грызет.

    1с.    3с.

А лисица мышь стережет.

    2с.

Медведь грозно рычит и стучит.

- Найдите слова из словаря. Запишите их, укажите склонение. Какое существительное осталось в этих предложениях? Укажите склонение.

Запишем предложение.

Измените слово мышь так, чтобы оно стало 1 склонения. Серая мышка грызет зерно. (разберем по членам, индивидуальные задания Ильмире, Ренату,Регине).

4. Работа над новым материалом

- Прочитайте предложение. Определите падеж.

Мы читали сказку о лисе, о медведе, о мыши.

- Как вы думаете, почему падеж один, а окончания разные?

- Сегодня мы с вами закрепим знания о словах всех трех склонений и познакомимся с правописанием окончаний имен существительных третьего склонения.

- Вспомните, какие существительные относятся к первому склонению? Второму склонению? Третьему склонению?

2. Приготовьте сигнальные карточки. Я буду читать слова, а вы определять склонение: олень, соль, журавль, окунь, скатерть, книга, корень, стебель, машина, постель, тополь, изгородь, календарь, сумка, луч, дрожь, плащ, рожь, мяч, ночь, нож, тишь, дождь, река, вещь.

3. Открываю таблицу окончаний.

- В каком падеже имен существительных третьего склонения  не имеют окончаний? В каких падежах имеют окончания – и?

- Отгадайте загадку: За рекой они росли, их на праздник привезли. На веточках иголки. Что же это?...

Измените слово так, чтобы оно стало третьим склонением. Просклоняйте слово ель. (Индивидуальное задание - Лене, Наташе, Жене).

- Проверка по мультимедиа. У кого точно так же?

5. Физминутка для глаз

6. Работа по учебнику

(упр.182 с комментированием).

7. Орфографическая минутка

а) Что надо сделать, чтобы чтобы правильно написать окончания существительных?

О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, по пустын…, у вырубк… .

б) Найдите ошибки:

Грипп растет среди дорошке, галава на тонкой ношки.

Определить падеж, склонение, выделить окончания подчеркнутых существительных.

8. Подбор и запись имен существительных, близких по значению, обозначение склонения имен существительных с шипящими на конце.

Неправда – ложь, доктор – врач, друг – товарищ, могущество – мощь, родник – ключ.

9. Итог урока

- Какие окончания у существительных третьего склонения в именительном падеже.

- Какие падежи имеют окончание – и?

10. Д/з

Выучить окончания существительных третьего склонения, справочное пособие – упражнение 156.