Цели:
1. Развитие умения в различении и правописании имён существительных 1,2,3 склонения.
2. Развитие орфографической зоркости.
3. Воспитывать аккуратность.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания
- Какое время года наступило?
- По каким признакам определили?
Осенью многие насекомые спрятались в кору деревьев, а весной они просыпаются. В коре деревьев поселяется жук – короед. Он приносит вред дереву, поэтому весной деревья белят. А у нас есть жук – буквоед. Он поселяется в тетради у некоторых ребят. Постараемся писать так, чтобы жук – буквоед не поселился в ваших тетрадях.
Зз; зи; зе; зл; звз; Зв; Зз.
Зима; зимний; зимушка.
- Какую орфограмму вы заметили?
- Придумайте однокоренные слова к слову зима. Разберем их по составу.
3.Словарная работа
Прочитайте предложения.
2с. 2с. 3с.
Заяц на завтрак морковь грызет.
1с. 3с.
А лисица мышь стережет.
2с.
Медведь грозно рычит и стучит.
- Найдите слова из словаря. Запишите их, укажите склонение. Какое существительное осталось в этих предложениях? Укажите склонение.
Запишем предложение.
Измените слово мышь так, чтобы оно стало 1 склонения. Серая мышка грызет зерно. (разберем по членам, индивидуальные задания Ильмире, Ренату,Регине).
4. Работа над новым материалом
- Прочитайте предложение. Определите падеж.
Мы читали сказку о лисе, о медведе, о мыши.
- Как вы думаете, почему падеж один, а окончания разные?
- Сегодня мы с вами закрепим знания о словах всех трех склонений и познакомимся с правописанием окончаний имен существительных третьего склонения.
- Вспомните, какие существительные относятся к первому склонению? Второму склонению? Третьему склонению?
2. Приготовьте сигнальные карточки. Я буду читать слова, а вы определять склонение: олень, соль, журавль, окунь, скатерть, книга, корень, стебель, машина, постель, тополь, изгородь, календарь, сумка, луч, дрожь, плащ, рожь, мяч, ночь, нож, тишь, дождь, река, вещь.
3. Открываю таблицу окончаний.
- В каком падеже имен существительных третьего склонения не имеют окончаний? В каких падежах имеют окончания – и?
- Отгадайте загадку: За рекой они росли, их на праздник привезли. На веточках иголки. Что же это?...
Измените слово так, чтобы оно стало третьим склонением. Просклоняйте слово ель. (Индивидуальное задание - Лене, Наташе, Жене).
- Проверка по мультимедиа. У кого точно так же?
5. Физминутка для глаз
6. Работа по учебнику
(упр.182 с комментированием).
7. Орфографическая минутка
а) Что надо сделать, чтобы чтобы правильно написать окончания существительных?
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, по пустын…, у вырубк… .
б) Найдите ошибки:
Грипп растет среди дорошке, галава на тонкой ношки.
Определить падеж, склонение, выделить окончания подчеркнутых существительных.
8. Подбор и запись имен существительных, близких по значению, обозначение склонения имен существительных с шипящими на конце.
Неправда – ложь, доктор – врач, друг – товарищ, могущество – мощь, родник – ключ.
9. Итог урока
- Какие окончания у существительных третьего склонения в именительном падеже.
- Какие падежи имеют окончание – и?
10. Д/з
Выучить окончания существительных третьего склонения, справочное пособие – упражнение 156.