Урок русского языка: "Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

1) повторить и закрепить знания об основных лексических понятиях (диалектизмы,  профессионализмы, жаргонизмы)

2) развить умение давать лексическое толкование слову

3) обучение работе корректора

4) воспитание культуры речи средствами художественной литературы.

Оформление доски: Приложение 1, Приложение 2 (компьютерная презентация)

Язык неистощим в соединении слов.
Все слова находятся в лексиконе; но
книги, поминутно появляющиеся, не
суть повторения лексикона.
А. С. Пушкин

Диалектизмы (Приложение 3)

Ход урока

I.  Слово учителя

- Сегодня мы вместе с Чичиковым в его птице - тройке продолжим своё путешествие по стране лексикологии и художественным произведениям. Мы повторим, что такое диалектизмы, профессионализмы, узнаем, что такое жаргонизмы.

- А что такое лексикология? (наука, изучающая лексику)

- Лексика? (словарный состав языка)

- В конце урока Вы должны ответить на вопрос: «Согласны ли Вы с высказыванием А.С.Пушкина, который утверждал (читаю эпиграф). Своё мнение должны обосновать.

- Но прежде, чем мы перейдём к новой теме, мы проверим ваши знания по предыдущей.

II. Работа с карточками (Приложение 4)

Задание №1. Напротив графы «Тип словаря» поставьте номер, под которым в карточке дана статья из словаря этого типа (3 мин)

Вариант 1

1.Отставной козы барабанщик( мн. ч. не употребл.)Чаще в значении сказуемого. Шутл.-ирон.) Человек, занимающий невысокое положение в обществе; Вышедший в отставку; такой с которым не считаются. «Я ведь не какой-нибудь отставной козы барабанщик»!- шутил Иван Петрович

2. ЭКСПОРТ- ИМПОРТ Вывоз товаров из страны. - Ввоз товаров в страну. Экспорт служит источником валютных поступлений, идущих на оплату импорта.

3. Величественный, величавый, грандиозный ; о внешнем облике, походке, жестах: царственный (высок.); державный;(уст. высок.); о произведении искусства, сооружении: монументальный.

4. Имитация,-и , ж.1. Воспроизведение, подражание кому-чему- либо.; Подделка чего-нибудь. Имитация красного дерева.

5. Дьяк, м. Стар.: письмоводитель, секретарь, правитель канцелярии. Быть делу так, как пометит дьяк// Ряз.:земский, волостной писарь.//Твр. Учитель грамоты.

6. БОЯРИН. Вероятно, общесл.суф. Производное от утраченного боярь(скорее всего, образов.суф.-арь от бои-битва, сражение. Боярин исходно-« боец, воин, дружинник»

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ и разг. обеспечение

                 

1. Толковый современный

 

2. Толковый В. Даля

 

3. Фразеологический

 

4. Этимологический

 

5.Синонимов

 

6 Антонимов

 

7 Орфоэпический

+ 2 варианта

III Задание №2 Следующее задание: запишите слова, объединив их в синонимические пары. Трудные для Вас слова постарайтесь заполнить. Задание выполняем в тетради.

рассчитаться - расплатиться

эффективный - действенный

аллегорический - иносказательный

классифицировать - систематизировать

иллюзорный - призрачный

- Объясните, пожалуйста, различаются ли слова эффектный и эффективный?

Эффектный - производящий сильное впечатление

Эффективный - действенный, быстро развивающийся

- Как называются такие слова? (паронимы)

(разные по значению, сходные по звучанию и написанию, часто однокоренные, например: дипломат - дипломант)

- А теперь составьте и запишите с одним из слов с удвоенной согласной спп предложение

(Н: Я рассчитаюсь с Вами, когда получу зарплату.)

IV. Задание №3. Из предложений в задании №3 выпишите синонимы, составьте синонимический ряд и запишите их в предложенное Вам предложение. Подчеркните доминанту, охарактеризуйте каждое слово с точки зрения стилистической принадлежности. Предложение запишите в тетрадь.

Вариант №1

1. На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к полицмейстеру.

2. Гости должны были пробираться между взборонёнными нивами.

3. Сначала они береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь.

4. Но только нагрянут в хату парубки с скрипачом- подымется крик.

5. Андрей едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре.

6. Они вступили в первую комнату, служившую приёмною или просто переднею.

7. После обеда Афанасий Иванович шёл отдохнуть один часок, после чего Пульхерия Ивановна приносила разрезанный арбуз.

+ 2 варианта

К. №1  Н.В.Гоголь умело использовал синонимы: отправился, пробрался, переступали, брели, нагрянут, едва двигался, вступили, шёл, - не механически замещая повторяющееся слово, а учитывая смысловые и экспрессивные оттенки используемых слов.

К. №2  В синонимическом ряду говорил, проговорила, промолвил, отвечал, прервал, сказала, прибавил отмечается смысловое и стилистическое различие между отдельными глаголами речи и то, что употребление того или иного глагола определяется содержанием речи, характером её, состоянием говорящего, желанием его по-разному воздействовать на слушателя и стремлением Н.В.Гоголя разнообразить повествование.

К. №3 Чтобы избежать унылого повторения одних и тех же слов Н.В.Гоголь использовал синонимы: покушать, закушивал, заедал, съедал, объедался, накушаться, закусить, подкрепиться,  которые делают речь красочнее, разнообразнее, позволяют образно выразить мысль.

- Прочитайте те предложения, которые у Вас получились (3 ученика по разным карточкам)

- Так зачем Н.В.Гоголь использовал синонимы для обозначения какого-то одного действия?

(Для того чтобы разнообразить повествование, избежать тавтологии)

V. Новый материал

- Сегодня мы с Вами продолжим разговор о лексике ограниченного употребления. Объяснение нового материала сегодня готовили Вы сами. Расскажет нам о профессионализмах:

Сообщение

- К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы, т.е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области.

Например, у компьютерщиков:

Форточка - это презрительное название операционной системы Windows

фать, материнка - материнская плата

чайник - начинающий пользователь

глюк - некорректная работа оборудования

комбинация из трёх пальцев - Ctrl - alt - delete - экстренное снятие любой запущенной программы

пентюх - Pentium

квак - игра Quake(Куэйк)

лазарь - лазерный принтер

Также к лексике ограниченного употребления относятся

Диалектизмы - слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они больше присущи крестьянским жителям и до сих пор являются средством общения среди значительной части нашей страны. Диалекты северных областей отличаются от диалектов юга страны.

Среди диалектов можно выделить три группы:

Лексические диалектизмы - местные названия  общепринятых предметов, явлений, понятий. Они имеют синонимы в русском литературном языке: баз - двор, бирюк - волк.

Лексико-семантические диалектизмы - это слова литературного языка, употребляющиеся в диалекте в местном значении. Н: благая - дикая; веснушка - лихорадка, тёмно - очень сильно.

Этнографические диалектизмы - это местные названия местных предметов и явлений, поэтому не имеют синонимов в литературном языке: чекмень - верхняя мужская одежда

Фонетические диалектизмы - отражают особенности звуковой системы говора.

Например:

1) в южных говорах наблюдается произношение [х] вместо [к] на конце слов: вра[х], сне[х], лу[х]  

2) для некоторых говоров характерно произношение [и] вместо [е]. п[и]сня, м[и]сто.

3) яканье: мяханик, кляновый

4) цоканье: цай, луцсе

5) оканье: хорошо

6) перенос ударения: я приду рано 

Ещё к лексике ограниченного употребления относится жаргонная лексика - это искусственные, иногда условные слова, используемые членами какой-то социальной или иной группы, объединённой общими интересами.

1) воровской жаргон:

липа (фальшивка)

крыша (защита)

шмон (проверка)

2) молодёжный сленг:

а) студенческий:

общага (общежитие)

стипуха (стипендия)

хвост (несданный зачёт, экзамен)             

шамовка (еда)

б) школьный сленг:

- Один из учеников класса провёл небольшую исследовательскую работу. Давайте его послушаем.

- Расспросив своих одноклассников и друзей, я пришёл к выводу, что мои сверстники используют такие жаргонные слова, которые обозначают:

1. оскорбительные - названия человека:

овца, кошёлка, козёл

2. слова, называющие людей:

кореш - друг

чувак - парень

стрелочник - тот, на которого сваливают свою вину другие.

стукач - доносчик

трепло - болтун

3. слова, называющие части тела.

хавка - рот

ласты - ноги

локаторы - уши

4. другие существительные:

прикол - шутка

стрела - драка

базар - разговор

фигня - ерунда

облом - неожиданно плохой результат

капуста - деньги

отпад - нечто выдающееся

5. слова, обозначающие действия:

балдеть – веселиться

офигеть - удивиться

вали – уходи

офонареть - обнаглеть

влипнуть – попасться

прикинь - представь себе

достать – надоесть

зашибись - лучше некуда

запарить - сильно надоесть

приколоться - подшутить

кинуть – обмануть

смойся - уйди

не катит - не подойдёт

торчать - быть в полном восторге

отвянь – отстану

уткнись - замолчи

отрываться – развлекаться

стрём - плохо (наречие)

6. слова - прилагательные

крутой, клёвый - высокая степень качества чего-либо

стрёмный - некрасивый

беспонтовый - нехороший

7. Фразеологизмы

фильтруй базар - следи за речью

шевели костылями - иди быстрее

в натуре - по правде

я чё, лысый - я не хуже других

флаг в руки, барабан на шею - одобрение действия

без базара - не подлежит сомнению

туши свет - полный кошмар

лыбу давить - ухмыляться

1. …… % опрошенных мною думают, что жаргоны нужны, они делают речь более эмоциональной

2. …… % опрошенных мною думают, что жаргоны не нужны, они засоряют речь

3. …… % воздержались от ответа

VI. Закрепление материала

1. А теперь посмотрите, пожалуйста, сценку, ответьте на вопрос:

- О какой группе ограниченной лексики идёт речь?

- А нужна ли она нам в повседневной жизни?

 (сценка про жаргоны) - 3мин

2. Послушайте частушку, о какой группе ограниченной лексики идёт речь.

- А какие это диалектизмы? (фонетическая группа - цоканье: совпадение Ц и Ч в одном звуке; грамматическая группа: вместо окончания П.п. -и, -е ) (2 мин)

Задание №4

Как барановски девчонки
Говорят на букву «це»
«Дайте мыльце, полотенце
И цюлоцки на пеце.»

- А как вы думаете, о какой группе ограниченной лексики идёт речь в данном стихотворении. В чём разница в двух переложениях известного произведения:

Как узрела Старика Старуха-
Разругалась хуже system message:
«Дурачина, ты, простофиля!
Выпросил OS, дурачина,
Не хочу быть системным программистом
Хочу творить, что душеньке угодно
Чтоб с ассемблером не возиться,
А писать на чистом Pascal’е
Разные красивые штучки…(профессиональные термины)

Как узрела Старика Старуха-
Разругалась хуже Аськи:
«Дурачина, ты, простофиля!
Выпросил форточку’95, дурачина,
Не хочу быть чайником
Хочу творить, что душеньке угодно
Чтоб с ваксой не возиться,
А писать на лазаре
Разные красивые штучки…(профессиональные жаргонизмы)

Слова для справок: Аська - ISQ - операционная система

(скрытая доска)

Форточка’95 - Windows’95

Чайник - начинающий пользователь

Вакса - VAS - операционная система

Лазарь - лазерный принтер

- Уместны ли в этом отрывке профессионализмы? Почему? (Несовпадение стилей речи, фактическая ошибка (на Руси не было компьютеров))

Слово учителя:

Иногда писатели, поэты используют профессионализмы, диалектизмы и жаргонизмы в художественной литературе как выразительное средство, изображающее достоверно и убедительно создаваемые картины человеческой жизни.

Например, Николай Васильевич Гоголь для описания жизни семинаристов в повести «Вий» использовал некоторые жаргонные выражения: Как вы думаете, что обозначает фраза

Н: пробовать крупного гороха - быть наказанным

отправиться на кондиции - заниматься репетиторством

А диалекты встречаются у Н.В.Гоголя почти во всех произведениях.

Но использовать эту лексику нужно умело, уместно, умеренно.

«Истинный вкус,- писал А.С.Пушкин,- состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Если художественное произведение перегружено такой лексикой, затрудняется его чтение и понимание, снижаются художественные достоинства!»

«Соразмерность и сообразность» употребления подобной лексики мы находим в произведениях наших классиков, в т.ч. и у Гоголя. (2мин)

Но, к сожалению, очень часто, проверяя Ваши сочинения, я встречаю ошибки, связанные с неуместным употреблением Вами слов, ограниченных в употреблении. Работаем корректорами.

Задание № 5 - Найдите и объясните ошибки.

1. Ноздрёв всячески страшал Чичикова. (диалект)

2. Манилов надеялся, что Чичиков станет его крышей. (жаргонизм)

3. С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина. (диалект)

4. Манилов долго трепался с Чичиковым. (жаргонизм) (3мин)

Задание №6 - Следующее задание также связано с неуместным употреблением жаргонизмов. Выполняем Задание №6. Перед Вами письменная характеристика, данная неграмотным школьником Ваша задача: Переделать тексты, заменив жаргонизмы литературными словами. Отгадайте имя персонажа.

Лицо его не представляло ничего особенного, оно было почти такое же, как у многих худощавых шнурков, один только подбородок выступал очень далеко вперёд, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие лупы ещё не потухли и шныряли из-под высоко выросших бровей, как мыши.

Слова для справок: стариков, бегали, глазки.

- Уместно ли употребление жаргонизмов (1мин)

Задание №7. Найдите в тексте диалектизмы, подчеркните их, определите к какой группе относятся.   

Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

- А чей это портрет?

Словарь для справок:

парубок - парень (лексич.)

гуртом - группой  (лексич.)

плахта - нижняя одежда женщин из шерстяной клетчатой ткани (этнограф.)

запаска - род шерстяного передника у женщин (этнограф.)

- Как Вы думаете, уместно ли употребил Гоголь в данном отрывке диалектизмы. (Да)

(2мин) Известный языковед академик Щерба считал, что: «Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, подобно Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку, каким теперь является латинский».

- А теперь попробуйте ответить на вопрос, поставленный в начале урока;

- Согласны ли Вы с высказыванием А.С.Пушкина?

- Можем ли мы свободно использовать лексику, ограниченную в употреблении в своём лексиконе и в сочинениях?  

Д/З

Закончить сочинение-рассуждение на проблемный вопрос;

* упр. 73;

** попробовать переделать известное стихотворение, заменив литературные слова профессионализмами или жаргонизмами.