Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников

Разделы: Начальная школа, Экология


Младший школьный возраст – наиболее подходящий период для экологического воспитания детей. Поэтому я начинаю эту работу с 1 класса, на уроках и внеклассных занятиях. Усвоение учебного материала помогает школьникам ориентироваться в мире живой и неживой природы, расширяет их познания о жизни животных и растений. Однако сформировать экологическую культуру детей только на уроках невозможно. Поэтому большая работа проводится и во внеурочное время. Уже в первом классе ученики нашей школы становятся юными экологами.

Для повышения эффективности процесса экологического воспитания используется такая форма работы, как экологический проект. В 1 классе мы начали работу по экопроекту «Зелёный дом. Цветы». Занимаясь этим проектом, ребята знакомились с цветами, которые растут в нашем классе, узнавали об их полезных свойствах, учились ухаживать за ними.

Ученики ставили небольшие опыты, проверяя, как растения реагируют на полив и освещение. Дети воспринимали цветы как живые существа, которые так же, как люди, любят слушать музыку, радуют окружающих своей красотой.

Наверное, никто не будет спорить, что дом и класс, где есть цветы, всегда уютен, в нем спокойно и надёжно, обилие цветов радует глаз, поднимает настроение. Цветы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Все самые важные и торжественные события в жизни любого человека не обходятся без цветов.

Цели, задачи и содержание работы по экопроекту от класса к классу становятся более сложными. Каждый класс должен защитить свой экологический проект. Малыши с удовольствием рассказывают и показывают, чем они занимались по проекту в течение учебного года, что научились делать и какие открытия сделали для себя.

Со 2-го класса мы с учениками занялись новым экопроектом «Тайны лесных жителей» и продолжили эту работу в 3 классе. Цель проекта – познакомить детей с обитателями леса, прикоснуться к тайнам, которые он хранит. Учить наблюдать изменения в природе.

Свою работу мы начали с экскурсии в лес, познакомились с правилами поведения в нём. После этого провели конкурс рисунков «Запретные знаки в природе». Из лучших рисунков организовали выставку знаков. Это помогло ребятам хорошо усвоить основные правила поведения в природе. 

Тема экопроекта «Тайны лесных жителей» очень увлекла детей. Ведь любое животное или растение – это загадка! О каждом из них можно узнать много  интересного.

В ходе работы над проектом школьники узнали немало любопытных фактов о животных и растениях. Например, самый сильный жук – носорог, весит всего 14 г, а груз может тащить более 1,5 кг. Органы слуха у кузнечика находятся на ногах. Детёныш медведя  рождается размером с ладошку и весом всего в 500-600 г. А могучий красавец кедр славится не только как кормилец животных и людей, но и как врачеватель!

В классе начал работать своеобразный экологический лекторий. Дети в небольших сценках рассказывали ученикам из других начальных классов интересные факты из жизни животных.  

В работе с учащимися использовались разнообразные формы урочной и внеклассной работы. Проводились различные познавательные уроки-путешествия, игры-занятия: «Мир природы», «Здравствуй, лес!», «В гостях у Лесовичка», «Лесные обитатели», «Путешествие в мир животных и растений», «Счастливый случай», занятия «Клуба Почемучек» и др. Ребята активно участвовали во всех проводимых мероприятиях.

Большое впечатление на детей произвело знакомство с Красной книгой природы. Издание Красной книги, создание заповедных территорий – это попытки человека исправить свои ошибки по отношению к природе. Мы учимся общаться с ней по-новому, не как покорители, а как самые разумные на Земле существа, способные её защитить.

Узнав, как трудно живётся нашим птичкам зимой, ученики вместе с родителями делали кормушки для птиц и развешивали их на деревьях. Школьники ежедневно подкармливали птиц. С каждым днём их прилетало к кормушкам всё больше и больше. Однажды дети насчитали около кормушек более 40 птичек, что вызвало неподдельный восторг учеников, наблюдавших за ними из окон класса.

 Ребята усердно трудились, участвуя в школьном конкурсе «Бусы для птичьей столовой».  Чего только не было в этих бусах! Разные ягоды, зёрнышки, семечки, кусочки хлеба, сала, разных овощей. Так на практике школьники приобретали навыки защитников природы. В ходе конкурса ученики сочиняли стихи и сказки о зимующих птицах. Дети начали понимать, что наши сердца должны быть добрыми ко всем, кто бегает, ползает и летает. Им также нужна помощь и защита.  

Экологическое воспитание неразрывно связано с заботой о физическом здоровье человека. Уж если мы учим школьников заботиться о «братьях наших меньших», то тем более должны приучить их заботиться о своём здоровье. Регулярный выход зимой в лес на лыжах – хороший способ и укрепить здоровье, и пообщаться с природой!

О работе по байкаловедению

Немного на нашей планете таких прекрасных творений природы, как священный Байкал – участок всемирного природного наследия!

О Байкале знают все, но далеко не каждый имел возможность побывать на его берегах, полюбоваться неповторимой красотой легендарного озера.

В этом  отношении нам, местным жителям, очень повезло.

Места нет на свете краше, чем в краю Байкальском нашем! Судьба подарила нам возможность не только любоваться красотой уникального озера, но и постоянно проживать здесь.

А жить на его берегах и не знать природу своего края, не любить и не гордиться ею – просто невозможно! Поэтому в 4-м классе мы работали над экологическим проектом «Природа родного края. Озеро Байкал».

Цели нашего экопроекта:

1. Прививать учащимся  любовь к родному краю

2. Повысить уровень экологической  культуры школьников

Задачи экопроекта:

1. Развить интерес детей к изучению природы родного края 

2. Расширить знания учащихся об озере Байкал и его подводном мире

3. Формировать активную позицию школьников по вопросам  бережного отношения к окружающей среде

План работы класса по экопроекту

  • Заочное путешествие по озеру Байкал 
  • Заседания клуба юных исследователей
  • Написание рефератов о животном мире Прибайкалья
  • Участие в общешкольных экологических акциях
  • Экскурсии в Байкальский заповедник и в природу
  • Написание сочинений о природе родного края, экологических сказок
  • Проведение экологической игры "Сибирячок" 
  • Подготовка и проведение праздника "Берегите природу"
  • Участие в региональной олимпиаде "Нерпёнок"
  • Подведение итогов выполнения экопроекта

Заочное путешествие по Байкалу мы проводили в виде экспедиции 3 кораблей. Учащиеся были поделены на 3 экипажа, с учетом способностей и возможностей детей. Каждому экипажу нужно было выполнить конкретное задание по сбору материала на определенную тему:

1 экипаж – «О происхождении озера Байкал»;

2 эк. – «Байкал в цифрах»;

3 эк. – «Подводный мир Байкала».

Ребята активно занялись поиском материала. С целью контроля за ходом выполнения задания экипажами, мною были составлены маршрутные листы, которые должен был заполнить каждый экипаж. На заседаниях клуба юных исследователей  капитаны  экипажей отчитывались по маршрутным листам о проделанной работе и собранном материале.

Одно из заседаний клуба проходило по теме «Подводный мир Байкала».  Мы с учениками совершили заочное погружение вглубь озера, познакомились с 4-мя этажами Байкала. К этому заседанию ребята подобрали  интересный материал о голомянке, омуле, таймене, осётре и других рыбах. Обмениваясь  полученными сведениями, дети узнали о многих любопытных моментах из жизни обитателей подводного мира Байкала.

Школьники  были очень удивлены сообщениями о том, что самая плодовитая рыба в Байкале – налим, откладывает до 2-3 млн икринок, что каждая самка омуля вымётывает до 30 тыс. икринок, но выживают до взрослой рыбы всего 5-7 штук.

Заинтересовало учащихся также сообщение о роли боковой линии у рыбы. Удивительный орган! Хищника не видно, а рыба уже чувствует его приближение боковой линией!

Большой интерес вызвало сообщение об уникальной живородящей рыбе голомянке, состоящей почти наполовину из рыбьего жира.

Много нового и интересного школьники узнали о нерпах и их образе жизни. Запомнилось ребятам сообщение об опытах, подтверждающих, что делать продухи во льду – это у нерпы врождённый инстинкт.

На других заседаниях клуба юных исследователей природы четвероклассники познакомились с самоочищающейся системой Байкала, с основными байкальскими ветрами. На этих заседаниях ученики также почерпнули для себя немало любопытных сведений.

Побывав в музее Байкальского заповедника, учащиеся расширили свои знания о животном мире, прослушав интересную лекцию экскурсовода.

Во время экскурсии в этногородок школьники посетили бурятскую юрту, эвенкийский чум и познакомились с прошлой жизнью коренных народов нашего края. Послушав экскурсовода, ребята узнали, как бережно относились буряты к природе. Например, загнутые вверх носы у обуви они носили, чтобы случайно не задеть землю и не обидеть её.

 Дети посмотрели фильмы о Байкале, познакомились с новыми  интересными фактами из жизни животных. В результате проводимой работы у школьников складывалось более полное представление об озере Байкал, его природе и обитателях. Ученики написали сочинения и сказки на экологическую тему. В них дети передавали свои чувства, создавали образ живой природы. Мне важно было научить их радоваться удивительному миру природы.

В течение учебного года четвероклассники писали рефераты о животном мире нашего края.  Чтобы проверить знания учащихся о Байкале, в классе была проведена игра «Сибирячок» на  звание «Знатоки Байкала». Победители этой игры затем приняли активное участие в региональной олимпиаде по байкаловедению «Нерпёнок».

Нас, местных жителей, не может не тревожить проблема сохранения озера Байкал.

Поэтому на наших экологических праздниках мы берём темы, связанные с охраной природы. На этих мероприятиях первоклассники посвящаются в юные экологи, проводится подведение итогов работы школьников по выполнению экопроектов, показываются спектакли на экологические темы. Тема нашего спектакля была «Берегите природу!».

Ученики начальных классов с удовольствием приняли активное участие в подготовке и проведении этого  большого и важного мероприятия.

Этот спектакль ставился  и для  дошкольников. По отзывам присутствовавших, взрослых и детей, праздник прошёл хорошо.

Беречь природу наши дети призывают не только словом, но и делом, личным примером. Поддержание чистоты и порядка вокруг школы – лучший способ агитации за чистоту берегов и сохранение Байкала!

Результаты  работы по экопроекту

  • Собран большой фактический материал по байкаловедению
  • Расширился кругозор учащихся, усилился их интерес к изучению природы
  • Дети стали более бережно относиться к окружающей среде
  • Класс стал более дружным и сплоченным
  • Ученики приобрели первоначальные умения в написании рефератов, самостоятельной работы с дополнительной литературой
  • За участие в региональной олимпиаде по байкаловедению, в которой участвовало 2333 школьника из школ Иркутской области и Бурятии, 6 из 7 учеников нашего класса не только получили сертификаты участников, но и награждены значками победителей олимпиады!

Считаю, что поставленные в экологическом проекте задачи нами выполнены, и намеченных в экопроекте по Байкалу целей мы достигли!

Кандидат биологических наук из Лимнологического института Сибирского отделения Российской академии наук Е.Н. Кузеванова, побывавшая в нашей школе с презентацией своего учебника  «Байкаловедение», ознакомившись с проводимой  по экологическому воспитанию работой, осталась весьма довольна.

Пожалуй, лучше всех об уникальном озере Байкал сказал наш писатель-сибиряк Валентин Григорьевич Распутин:

«Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его  богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.  Это, прежде всего, необходимо нам.
Трудно удержаться, чтобы не повторить: как хорошо, что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и не открытый, не покоренный – как хорошо, что он у нас есть».
В. Распутин

Своё сообщение я хочу закончить стихами:

Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря,
И людям преданно служить!

Байкал один на всей планете:
Другого – просто не дано!
Мы все твои, Байкал мой, дети, 
И жить с тобой нам суждено!

Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!

Презентация к уроку в Приложении 1.