Цели урока:
- Развитие речи учащихся.
- Активизация словообразовательного канала в сознании младших школьников.
- Продолжение знакомства с разнообразием суффиксов и их значением в русском языке.
Задачи урока:
- Сформировать способность в нахождении суффикса в слове.
- Формировать умение узнавать значение суффикса с помощью словообразовательного словаря.
- Способствовать формированию любознательности в постижении значения слов с суффиксами.
- Развивать критическое мышление путем наблюдения за речью окружающих и своей речью.
Оборудование: словообразовательный словарь.
Ход урока
1. Самоопределение
«Человек – это звучит гордо» - говорил М. Горький.
- Согласны ли вы с этим изречением?
Подберите к существительному человек однокоренные существительные. (Человечек, человечишко, человечище).
Замените существительное человек в высказывании М. Горького родственными.
- Сохраняется ли смысл сказанного? Почему?
- Что изменило смысл слова и даже смысл предложения? (Суффикс).
Вот какое значение может иметь маленький суффикс. Он меняет смысл
слова.
2. Актуализация
- Что мы уже знаем о суффиксе?
Мы убедились, что это такая часть слова, которая способна, не придавая корню совсем нового смысла, как бы несколько изменить этот смысл, придать слову дополнительный оттенок.
- Для чего необходим суффикс? (Для строительства новых родственных слов).
Значит можно назвать суффиксы «говорящими»? Попробуем «услышать», что «говорят» нам суффиксы. Для этого каждое сочетание слов замените одним словом с суффиксом. Определите значение этого суффикса.
Детеныш орла (орленок) - енок означает детеныша.
Музыкант, играющий на трубе (трубач) - ач говорит о деле, которым занимается человек.
Тот, кто пашет землю (пахарь) - арь говорит о действии, которое выполняет человек.
Сельский житель (сельчанин) - анин указывает на место проживания.
Свойство доброго человека (доброта) - от говорит о свойстве, качестве, которое содержится в данном предмете.
Стебель соломы (соломина) - ин выделяет один предмет из множества похожих, указывает на женский род.
Какие новые суффиксы вы сегодня узнали?
3. Выявление места и причины затруднения. Построение выхода из затруднения
Так где же сосредоточен смысл слова: в корне или суффиксе?
Чтобы окончательно убедиться в этом, применим «способ кажущейся бессмыслицы».
Вот сочетание букв:
РЫР
Что вы можете сказать о нем? Почему не можете понять его? (Нет такого слова или мы не знаем этого слова).
Действительно, среди слов русского языка такого слова нет.
А теперь я добавляю известный нам суффикс - очк и получится:
РЫР-ОЧК-а
Что вы можете сказать теперь? (Ласково про «рыру», с уменьшительно-ласкательным оттенком).
А как вы сможете понять, если добавить суффиксы - к, -оват, -я, -ть.
РЫР-К-а
РЫР-ОВАТ-ый
РЫР - Я -ТЬ
Вывод: суффиксы придают оттеночный смысл слову, но значение слова мы не поняли, значит главный смысл слова скрывает корень.
Лев Владимирович Щерба (был такой лингвист) утверждал: «Если хочешь выучить какой-нибудь язык, прежде, чем начинать зазубривать сотнями слова, надо знать из каких частей они состоят».
Ребята, вы изучаете английский, татарский языки. Есть ли суффиксы в этих языках? Приведите примеры.
4. Закрепление
Где вы можете получить знания о суффиксах?
Узнать, какие бывают суффиксы, и что они обозначают, вам поможет «Словарь словообразовательных единиц».
Попробуйте найти существительные с суффиксами в загадках, установите значение этих суффиксов.
С ветки на тропинку,
С травки на травинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(Кузнечик).Привела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Всем светло и весело!
(Лампочка).Частый, зубастый
Вцепился в чуб вихрастый.
(Гребешок).
5. Включение в систему знаний
Способны ли суффиксы помочь нам в общении? Где и когда? Дети вспоминают ситуации, в которых они пользовались словами с суффиксами, выражая какие-то свои чувства.
Приветствие.
- Здравствуй, добрый сосед-ушк-а!
Признание в любви.
- Я люблю тебя, мам-очк-а!
Восхищение.
- Какая ты сегодня нарядная, Тан-ечк-а!
Благодарность.
- Спасибо, Саш-еньк-а!
Пренебрежение.
- Не толкайся, Коль-к-а!
Высшая степень чего-то.
- Добр-ейш-ий человек!
6. Рефлексия
Теперь мы будем употреблять как можно больше слов с суффиксами, ведь мы столько про них знаем! (Учитель предлагает провокационное задание, чтобы вызвать у детей чувство разумного и правильного употребления слов с суффиксами).
Прочитайте предложения и скажите, все ли здесь верно. Исправьте ошибки!
За окном льет сильный дождик. (Слова сильный дождик не совместимы, так как суффикс -ик уменьшительный).
Мой брат Петенька такой хитрец! (Если говорящий осуждает хитрость, то скорее всего он употребит пренебрежительный суффикс - к в имени брата).
Миша – самый умнейший ученик в классе.Два слова выражают превосходную степень – это недопустимо. Следует сказать: Миша – самый умный ученик в классе либо Миша – умнейший ученик.
Вывод: умеренность, точное и правильное употребление слов с суффиксами в нашей речи сделает нашу речь грамотной, а значит красивой.
7. Итог
Что нового узнали о суффиксах?
Что еще хотели бы узнать? (Дети задают интересующие их вопросы, которые могут быть рассмотрены на следующих занятиях).
- Есть ли суффиксы, обозначающие профессии?
- Чего больше суффиксов или приставок?
- Если есть нулевые окончания, бывают ли нулевые суффиксы?
- Какие суффиксы есть в других языках? И т. д.
Наше занятие подошло к концу. Предлагается домашнее задание по выбору.
- Особенно много слов с суффиксами в русских народных сказках, даже в их названиях. Приведи примеры.
- Прислушайся к речи окружающих тебя людей, какие суффиксы выражают отношение, чувство говорящего.
- Найди слова с неизвестными тебе суффиксами (когда будешь читать книгу), выпиши эти слова, узнай значение этих суффиксов у учителя или справься в словаре.
- Подумай, есть ли суффиксы, указывающие на род существительного?
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов! Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть.
Слово тебе сотворит добро.
(С. Островский).
Используемая литература
- Д. Э. Розенталь. Русский язык. Справочник-практикум. Москва. «ОНИКС
- 21 век» «Мир и образование» 2005.
- Л. В. Успенский «По дорогам и тропам языка». Москва.«Детская литература» 1980
- М. В. Невежина, Е. В. Шарохина, Е. Б. Михайлова, Е. А. Бойко, Е. Н. Бегаева. Русский язык. Культура речи. Москва. «Юнити». 2005
- М. М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Москва. «Айрис-пресс».2006.