Урок природоведения в 3-м классе по программе А.А. Плешакова.
Многие птицы на юг улетают
Многие зиму у нас коротают
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Цель: Создать условия для:
1. Усвоения детьми понятий кочующие и оседлые.
2. Развития творческих способностей детей (сообщение детей о птицах).
3. Желания помогать птицам в зимнее время года и охранять их.
4. Воспитания внимания, умения слушать товарищей.
Оборудование:
Плакаты птиц, звери зимой, птицы на кормушке.
Таблица кочующие и оседлые птицы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. Птицы, которых мы встречаем на улице зимой
Ответы учеников:
Ворона
Синица
Воробей
Снегирь
Дятел
Сорока
Свиристель
Голубь
(Приложение 1, слайды 1-8)
(ученики рассказывают, учитель помещает на доске плакаты птиц, разделяя их на две группы)
Учитель: Почему я этих птиц разделила на две группы?
Ученики: Одни у нас живут постоянно, а другие прилетают только на зиму.
Учитель: Постоянно проживающие на одном месте – оседлые (слайд 9) (учитель вывешивает плакат)
Перемещающиеся с одного места на другое в поисках пищи и зимовки – кочующие (слайд 10)
Вывешиваю таблицу (слайд 11)
Учитель: Вы сегодня сами рассказывали о зимующих птицах, и мы с вами сделали вывод о теме нашего урока «зимующие птицы» мы их поделили на две группы: оседлые и кочующие.
III. Физкультминутка
Хорошо гулять по лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она (руки вверх)
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул (потягивание - руки в стороны)
Хорошо гулять по лесу!
IV. Изучение нового материала (продолжение)
Сценка «Сорока и Дятел»
Дятел – Здравствуй, Сорока! Ты куда летишь?
Сорока – В деревню, милок, в деревню!
Дятел – А зачем?
Сорока – голодно в лесу стало, а в деревне можно корм найти. Где корочку найду, где зернышко стяну. Я птица не гордая.
(На головах у детей шляпки-клювики)
Учитель: Что заставило сороку лететь в деревню?
Ученики: Голод. Ей нечего есть в лесу, все замело снегом.
Учитель: Прилетает она в деревню и что?
Ученики: ответы детей. Мы должны ее покормить и не только сороку всем птицам зимой голодно.
Учитель: А как мы будем кормить птиц?
Ученики: Сделаем кормушки.
(Учитель вывешивает плакат) (слайд 12)
Учитель: Посмотрите, какие могут быть кормушки, и вы сами можете сделать кормушку. Обратите внимание, все кормушки имеют крышку сверху, чтобы снег не засыпал корм.
Дети читают стихотворение о кормушке… (учителем вывешивается плакат, слайд13)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели
А во вторник посмотри
Прилетели снегириТри вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду
А в четверг со всех краев
Стаи жадных воробьевВ пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок
V. Итог урока
Учитель: Какие новые понятия вы сегодня узнали?
Ученики: Птицы бывают кочующие и оседлые
Дети читают стихи: «Покормите птиц зимой…» (плакат, слайд 14)
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетелись, как домой
Стайки на крыльцоНе богаты их корма
Горсть одна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Учитель: Вывешивает картину «звери зимой» (слайд 15). Какое домашнее задание я хочу вас попросить приготовить к следующему уроку?
Ученики: Как зимуют звери.