Урок природоведения в 3-м классе по программе А.А. Плешакова по теме "Зимующие птицы"

Разделы: Начальная школа


Урок природоведения в 3-м классе по программе А.А. Плешакова.

Многие птицы на юг улетают
Многие зиму у нас коротают
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Цель: Создать условия для:

1. Усвоения детьми понятий кочующие и оседлые.

2. Развития творческих способностей детей (сообщение детей о птицах).

3. Желания помогать птицам в зимнее время года и охранять их.

4. Воспитания внимания, умения слушать товарищей.

Оборудование:

Плакаты птиц, звери зимой, птицы на кормушке.

Таблица кочующие и оседлые птицы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Птицы, которых мы встречаем на улице зимой

Ответы учеников:

Ворона

Синица

Воробей

Снегирь

Дятел

Сорока

Свиристель

Голубь

(Приложение 1, слайды 1-8)

(ученики рассказывают, учитель помещает на доске плакаты птиц, разделяя их на две группы)

Учитель: Почему я этих птиц разделила на две группы?

Ученики: Одни у нас живут постоянно, а другие прилетают только на зиму.

Учитель:  Постоянно проживающие на одном месте – оседлые (слайд 9) (учитель вывешивает плакат)

Перемещающиеся с одного места на другое в поисках пищи и зимовки – кочующие (слайд 10)

Вывешиваю таблицу (слайд 11)

Учитель:  Вы сегодня сами рассказывали о зимующих птицах, и мы с вами сделали вывод о теме нашего урока «зимующие птицы» мы их поделили на две группы: оседлые и кочующие.

III. Физкультминутка

Хорошо гулять по лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она (руки вверх)
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул (потягивание - руки в стороны)
Хорошо гулять по лесу!

IV. Изучение нового материала (продолжение)

Сценка «Сорока и Дятел»

Дятел – Здравствуй, Сорока! Ты куда летишь?

Сорока – В деревню, милок, в деревню!

Дятел – А зачем?

Сорока – голодно в лесу стало, а в деревне можно корм найти. Где корочку найду, где зернышко стяну. Я птица не гордая.

(На головах у детей шляпки-клювики)

Учитель:  Что заставило сороку лететь в деревню?

Ученики: Голод. Ей нечего есть в лесу, все замело снегом.

Учитель: Прилетает она в деревню и что?

Ученики: ответы детей. Мы должны ее покормить и не только сороку всем птицам зимой голодно.

Учитель: А как мы будем кормить птиц?

Ученики: Сделаем кормушки.

(Учитель вывешивает плакат) (слайд 12)

Учитель: Посмотрите, какие могут быть кормушки, и вы сами можете сделать кормушку. Обратите внимание, все кормушки  имеют крышку сверху, чтобы снег не засыпал корм.

Дети читают стихотворение о кормушке… (учителем вывешивается плакат, слайд13)

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели
А во вторник посмотри
Прилетели снегири

Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду
А в четверг со всех краев
Стаи жадных воробьев

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок

V. Итог урока

Учитель: Какие новые понятия вы сегодня узнали?

Ученики: Птицы бывают кочующие и оседлые

Дети читают стихи: «Покормите птиц зимой…»  (плакат, слайд 14)

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетелись, как домой
Стайки на крыльцо

Не богаты их корма
Горсть одна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Учитель: Вывешивает картину «звери зимой» (слайд 15). Какое домашнее задание я хочу вас попросить приготовить к следующему уроку?

Ученики: Как зимуют звери.