Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Поэтому организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений деятельности МДОУ "ЦРР - Д/С № 165", так как ежегодно к нам приходят и участвуют в этом сложном процессе от 30 до 40 и более малышей.
Практический опыт позволяет отметить факторы, осложняющие адаптацию:
- неблагоприятный возрастной период (труднее всего переносят изменение условий жизни дети с 10-11 месяцев до 1,5 лет). Это в полной мере подтверждается фактами: в этом году у детей в возрасте до 15 месяцев адаптация легко протекала у 50 %, а у 33 %- средняя тяжесть. В то же время у детей с 15 месяцев до 1,5 лет легкая степень адаптации - 62 %, средняя - 26 %, тяжелая- 12%.
- не все родители готовят детей к детскому саду: многие дети приходят с вредными привычками, неприученные к нашему режиму дня;
- сокращение сроков адаптационного периода (иногда родители неправомерно сокращают сроки адаптационного периода из-за тяжелого материального положения, желания мамы продолжить учебу или боязни потерять работу);
- индивидуальная патология (аллергодерматоз, часто болеющие, многие состоят на учете у невропатолога и др. специалистов)
Но, несмотря на все выше перечисленные трудности, у нас сложилась определенная система работы по данному направлению, которая дает положительные результаты. Так легкую адаптацию в течение нескольких лет проходят более 55 % наших воспитанников. В этом году процент детей с тяжелой адаптацией снизился приблизительно на 5-7 %, а средняя адаптация увеличилась с 33 % до 40% . Все это стало возможным, благодаря совместным усилиям администрации, медицинского, педагогического персонала и родителей.
Для достижения оптимального результата мы опираемся на основополагающие нормативно-правовые документы федерального значения:
- "Конвенция о правах ребенка",
- Федеральный закон "Об образовании" ст. с 13 по 18, ст.52,
- Типовое положение о ДОУ,
- Концепция дошкольного воспитания от16.06.89г. №7/1,
- Письмо Минообразования РФ от 17.06.94г. №58 "О реализации прав детей при приеме в ДОУ"
- Временные примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ,
- Сан ПиН 2.4.1.1249-03 (санитарные правила)
- Приказ Главного Управления Образования и Науки Челябинской области №01-856/257 от 27.12.2002г. "О системе взаимодействия муниципальных органов образования и здравоохранения по раннему выявлению детей с патологией в развитии", и другие.
Все эти документы способствуют правильной организации персонала в период адаптации.
В нашем учреждении первым звеном в цепочке взаимосвязанных последующих действий, направленных на скорейшую адаптацию ребенка к детскому саду, явилось создание консультативного пункта для родителей "Мама+малыш". Основная цель пункта - педагогическое просвещение и профессиональная помощь родителям в подготовке детей к посещению ДОУ. Основными задачами пункта являются:
- введение семьи в дошкольное учреждение:
- помощь в подготовке детей к адаптации в новой среде;
- установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогами;
- обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей;
- знакомство родителей с режимом дня, особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение.
Работа в пункте ведётся как со всей группой, так и в виде индивидуальных собеседований. Такая работа имеет свои преимущества - это не только расширение педагогического кругозора родителей, социальная адаптация к ДОУ, но и повышение статуса нашего учреждения в образовательной среде. В результате данной деятельности родители, которые занимались в консультативном пункте, смогли применить свои знания и, объединив свои усилия с педагогом, заниматься развитием ребёнка в условиях адаптации.
Следующий шаг - создание адаптационных групп детей раннего возраста. Данная группа организовывалась как совместные действия педагога и родителей для благополучной адаптации ребёнка к условиям ДОУ, где ребёнок находится примерно 2-3 часа в день.
- На первой недели - ребёнок находится в ДОУ вместе с мамой, закладываются основы доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю, эмоциональное восприятие сверстников, подробно знакомятся с расположением помещений в группе.
- Вторая неделя - устанавливается индивидуальный эмоциональный контакт с ребёнком, закладываются основы доброжелательного отношения к сверстникам, закрепляется умение ориентироваться в помещении группы, формируются навыки самообслуживания.
- Третья - четвёртая неделя: обеспечивается физический и психический комфорт, расширение круга общения ребёнка, организация рационального режима дня в группе.
Не мало важным условием успешной адаптации является организация пространства (развивающей среды). Среда функционально моделирует содержание духовного и физического развития малыша: его двигательной сферы; сенсорного и интеллектуального развития, позволяющего освободиться от агрессии, напряжения, познавать окружающий мир. Что входит в эту среду? Прежде всего, предметно - развивающие зоны группы, игровое оборудование, которое подбирается с учётом интересов, возможностей детей, а также физкультурный и музыкальный залы. Материалы и некоторые элементы интерьера динамичны, при необходимости делается реорганизация пространства и замена или дополнение его другими играми, оборудованием. Главная задача при создании среды развития - сделать её максимально рабочей.
Когда мы адаптируем ребёнка к условиям ДОУ, мы одновременно решаем задачу и социальной адаптации родителей, которая заключается не только в общении со своим ребёнком, но и в наблюдении за его вхождением в незнакомый ему мир сверстников и взрослых, в наблюдении за тактикой взаимодействия других родителей, в обдумывании взаимоотношений со своим малышом, а также в обеспечении поддержки мамы, которая находится в "вынужденной изоляции" (декретный отпуск).
Главное во всей этой работе - интеграция усилий всех участников педагогического процесса, способствующая решению задач развития личности ребёнка.