Разработка урока обобщающего повторения в 8-м классе по теме "Климат России"

Разделы: География


Задачи урока:

Образовательные:

  • осуществить тематическое обобщение знаний,
  • полученных при изучении данной темы,
  • проверить уровень знаний,
  • умений и навыков,
  • сформированных в процессе изучения темы.

Воспитательные:

  • формировать у учащихся научное мировоззрение (уметь объяснять сущность основных показателей климата, процессов происходящих в атмосфере, причин их возникновения);
  • учить правильно ориентироваться в географическом пространстве,
  • прогнозировать изменения климата,
  • выявлять причины этих изменений,
  • формировать экологическую культуру.

Развивающие:

  • через игровую форму обучения развивать познавательный интерес к предмету,
  • творческие способности( речь, память, внимание);
  • обеспечить развитие умений и навыков работы с разными источниками географической информации;
  • развитие коммуникативных способностей ребят, через общение друг с другом( в команде), индивидуальных способностей.

Средства обучения:

  • физическая карта России,
  • климатическая карта России,
  • таблицы по теме, атласы,
  • карточки-задания к уроку.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: урок-игра.

Ход урока

I. Организация класса на урок.

  1. Формирование групп учащихся-команд. ( случайным образом, выдав каждому на входе жетончики разного цвета ).
  2. Сообщение темы и задач урока, эмоциональный настрой на урок.
  3. Распределение ролей.

Капитаны: составляют списки команд; решают кто из команды отвечает, оценивают ответы игроков команды по ходу урока, следят за порядком и дисциплиной в команде.

Ведущий - учитель. Он оценивает общекомандный ответ ребят.

На доске таблица, в которую по ходу урока вносятся отметки-баллы каждой команде.

КОМАНДЫ/ № заданий "Синоптики" "Циклон" "Бриз"
1. Климатообразующие факторы, 8 баллов      
2. Климат, погода. 5 баллов      
3. Термин-понятие 6 баллов.      
4. Найди ошибки: 4 балла.      

II. Работа в группах по выполнению заданий.

ЗАДАНИЕ №1. (разминочное)

"Климатообразующие факторы".

Каждой команде вручается "ромашка" из 10 лепестков , на которых написаны не только факторы, определяющие климат.

Задача команд: собрать "ромашку" из 8 лепестков, на которых будут только климатообразующие факторы.

Время выполнения- 2 минуты.

ЗАДАНИЕ №2.

"Климат. Погода".

Командам выдаются листки с заданиями. По предложенному описанию необходимо определить:

  • климатический пояс;
  • тип климата;
  • погоду в предложенной местности.

Время выполнения - 5 минут.

ЗАДАНИЕ № 3.

"Найди ошибки".

Каждой команде предлагается однотипный текст с описанием климата. Текст содержит ошибки , которые ребята должны найти.

Время выполнения - 3 минуты.

ЗАДАНИЕ № 4.

"Термин-понятие".

Командам даётся по 6 карточек-заданий и по 18 карточек-ответов (меньших размеров).

Команды должны к каждому термину подобрать правильное определение.

Время 5 минут.

III. Подведение итогов по результатам конкурсов, выявление команды-лидера.

Капитаны оценивают работу каждого члена команды на листах.

В зависимости от оставшегося времени на закрепление можно провести фронтальную письменную работу "Циклоны и антициклоны".

Вопросы.

1. Возникают в результате непрерывной борьбы тёплых и холодных воздушных масс.

2. Это область приземного слоя с пониженным давлением.

3. Область повышенного давления с высоким давлением в центре.

4. Направление ветра от центра к периферии по часовой стрелки.

5. Направление ветра от окраины к центру против часовой стрелки.

6. Погода малооблачная, сухая, летом жаркая, зимой холодная.

7. Погода изменчивая, ветреная, облачная ; летом дождливая, зимои со снегопадом.

8. Восходящее движение тёплого воздуха вызывает завихрение воздушных течений и образование осадков.

9. Нисходящее движение сухого воздуха.

10. Возникает в северной части Атлантического океана.

11. Возникает в Восточной Сибири.

IV. Подведение итогов урока.

Общая оценка работы ребят в группах, отдельно работы капитанов.

Капитаны сдают листы со списком своих групп и оценками каждому участнику группы.

Все сдают листочки диктантом по "циклонам- антициклонам" (если выполняли это задание).