Задачи урока:
Образовательные:
- осуществить тематическое обобщение знаний,
- полученных при изучении данной темы,
- проверить уровень знаний,
- умений и навыков,
- сформированных в процессе изучения темы.
Воспитательные:
- формировать у учащихся научное мировоззрение (уметь объяснять сущность основных показателей климата, процессов происходящих в атмосфере, причин их возникновения);
- учить правильно ориентироваться в географическом пространстве,
- прогнозировать изменения климата,
- выявлять причины этих изменений,
- формировать экологическую культуру.
Развивающие:
- через игровую форму обучения развивать познавательный интерес к предмету,
- творческие способности( речь, память, внимание);
- обеспечить развитие умений и навыков работы с разными источниками географической информации;
- развитие коммуникативных способностей ребят, через общение друг с другом( в команде), индивидуальных способностей.
Средства обучения:
- физическая карта России,
- климатическая карта России,
- таблицы по теме, атласы,
- карточки-задания к уроку.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: урок-игра.
Ход урока
I. Организация класса на урок.
- Формирование групп учащихся-команд. ( случайным образом, выдав каждому на входе жетончики разного цвета ).
- Сообщение темы и задач урока, эмоциональный настрой на урок.
- Распределение ролей.
Капитаны: составляют списки команд; решают кто из команды отвечает, оценивают ответы игроков команды по ходу урока, следят за порядком и дисциплиной в команде.
Ведущий - учитель. Он оценивает общекомандный ответ ребят.
На доске таблица, в которую по ходу урока вносятся отметки-баллы каждой команде.
КОМАНДЫ/ № заданий | "Синоптики" | "Циклон" | "Бриз" |
1. Климатообразующие факторы, 8 баллов | |||
2. Климат, погода. 5 баллов | |||
3. Термин-понятие 6 баллов. | |||
4. Найди ошибки: 4 балла. |
II. Работа в группах по выполнению заданий.
ЗАДАНИЕ №1. (разминочное)
"Климатообразующие факторы".
Каждой команде вручается "ромашка" из 10 лепестков , на которых написаны не только факторы, определяющие климат.
Задача команд: собрать "ромашку" из 8 лепестков, на которых будут только климатообразующие факторы.
Время выполнения- 2 минуты.
ЗАДАНИЕ №2.
"Климат. Погода".
Командам выдаются листки с заданиями. По предложенному описанию необходимо определить:
- климатический пояс;
- тип климата;
- погоду в предложенной местности.
Время выполнения - 5 минут.
ЗАДАНИЕ № 3.
"Найди ошибки".
Каждой команде предлагается однотипный текст с описанием климата. Текст содержит ошибки , которые ребята должны найти.
Время выполнения - 3 минуты.
ЗАДАНИЕ № 4.
"Термин-понятие".
Командам даётся по 6 карточек-заданий и по 18 карточек-ответов (меньших размеров).
Команды должны к каждому термину подобрать правильное определение.
Время 5 минут.
III. Подведение итогов по результатам конкурсов, выявление команды-лидера.
Капитаны оценивают работу каждого члена команды на листах.
В зависимости от оставшегося времени на закрепление можно провести фронтальную письменную работу "Циклоны и антициклоны".
Вопросы.
1. Возникают в результате непрерывной борьбы тёплых и холодных воздушных масс.
2. Это область приземного слоя с пониженным давлением.
3. Область повышенного давления с высоким давлением в центре.
4. Направление ветра от центра к периферии по часовой стрелки.
5. Направление ветра от окраины к центру против часовой стрелки.
6. Погода малооблачная, сухая, летом жаркая, зимой холодная.
7. Погода изменчивая, ветреная, облачная ; летом дождливая, зимои со снегопадом.
8. Восходящее движение тёплого воздуха вызывает завихрение воздушных течений и образование осадков.
9. Нисходящее движение сухого воздуха.
10. Возникает в северной части Атлантического океана.
11. Возникает в Восточной Сибири.
IV. Подведение итогов урока.
Общая оценка работы ребят в группах, отдельно работы капитанов.
Капитаны сдают листы со списком своих групп и оценками каждому участнику группы.
Все сдают листочки диктантом по "циклонам- антициклонам" (если выполняли это задание).