Пояснительная записка.
Дополнительное образование в гимназии является важнейшим звеном системы непрерывного образования, в нем наиболее реализуется личностно ориентированная стратегия обучения и воспитания, оно, на наш взгляд, является ключом к успешному развитию ребенка.
В сфере внеурочной деятельности школа считает главным:
- создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, их самовыражения и самоопределения;
- построение на основе различных форм дополнительного образования целостной системы выявления и поддержки одаренных детей; организацию плодотворного взаимодействия этой системы с системой общего образования;
- свободный выбор учащимися дополнительных образовательных направлений и программ;
- признание права на пересмотр возможностей в самореализации, создание ситуации для успешной деятельности каждого, с учетом того, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.
Примером коллектива, где успешно сочетаются многие из перечисленных принципов, является кукольный театр.
В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие гораздо больше, чем их сверстники. Отмечая недостаток наблюдательности, творческого воображения, несформированность эмоциональной сферы у первоклассников, школьные психологи все чаще ставят диагноз “не доиграл”, т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе “сотворения игры”.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность Кукла... В нашем представлении ее образ тесно связан со стихией игры, с ребенком.
Между тем, играя с куклами, наши малыши оказываются хранителями наследства далекого Детства Человечества.
Куклы возникли в глубокой древности. И вовсе не для того, чтоб с ними играли. Они были призваны выполнять те функции, которые оказывались недоступными для человека, – исполняли роли богов в ритуалах и религиозных празднествах. Делались они из дерева и глины – материалов во многих культурах считавшихся материалами первотворения божественных и человеческих существ. Куклы обладали магической силой. С их помощью можно было колдовать. По этой причине у народных игрушек в течение долгого времени не прорисовывали лиц: кукла делала своего владетеля господином над тем человеком, на которого была похожа. Теперь– это забытые страницы истории. Кукла перешла в мир детской игры. Но утратила ли она полностью свою былую власть?
В одной сказке маленькая принцесса получает в подарок бесценное сокровище – волшебную книгу, картинки в которой могут оживать, а герои сами рассказывают свои удивительные истории. Такое бывает только в сказке? Нет. Это чудо может подарить каждый из вас своему ребенку – кукольный театр.
Цель курса: развитие речи, приобщение детей к культуре, традициям, обычаям своего народа, нравственным ценностям, для развития культурных потребностей и творческих способностей учащихся.
Задачи;
- знакомство с библиотекой, справочной литературой, привитие навыка работы со справочной литературой, поиск научной информации;
- расширение представлений по истории происхождения куклы и зарождения кукольного театра;
- знакомство со сценарием, совершенство навыка дикции, развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии, развитие связной образной речи. Развитие умения сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Развитие памяти;
- изготовление различных видов кукол: пальчиковой, планшетной, перчаточной из ручных материалов и в старинной технике папье-маше для школьного театра;
- развитие трудовых навыков;
- формирование навыка оформления исследований, рефератов – обучение навыкам мониторинга.
Ожидаемые результаты: развитие личности и творческих способностей каждого ребенка, его речи, памяти, трудовых навыков.
Итоговая работа – представление сказки собственного сочинения (“В одном гимназическом царстве”) на фестивале проектов.
Организация исследования влияния занятий кукольного театра на развитие речи и творческих способностей учащихся.
Оформление рекомендаций для тех, кто решил заняться кукольным театром. Конкурс рисунков после просмотра спектакля для зрителей. Премьеры спектаклей для ДОУ, которые посещали участники кружка.
2. Учебно-тематический план (2-й класс)
№ | Наименование тем курса | В том числе | Всего | Форма контроля | ||
лекций | практические | семинары | ||||
1. | Вводный урок | Экскурсия в библиотеку | 1 ч | |||
2. | Справочная литература: виды, содержание | 2 ч | ||||
3. | Поиск информации в БСЭ, ДЭ | Составление конспекта | ||||
4. | Сценарий: автор, роль, характер, речь, тембр голоса | 1ч | 2 ч | |||
5. | 1ч | Оформление и представление сказки собственного сочинения | ||||
6. | Куклы-наперстки | 2ч | 2 ч | Мини-представление | ||
8. | Кукольный театр – особый вид театрального искусства | 1ч | 1 ч | Обобщение найденной информации о видах кукол и кукольных театрах | ||
9. | Изготовление верховой куклы из подручных материалов | 3 ч | 3 ч | |||
12. | Культура и техника речи актера речи | 1ч | ||||
13. | Постановка спектакля “Как царские дети змея победили” | 3 ч | 3 ч | |||
16. | Приемы изготовления кукол- перчаток. Техника папье-маше | 3 ч | 3 ч | |||
19. | О чем рассказывает русский костюм. | 1 ч | 1 ч | Составление эскиза костюма | ||
20. | Костюм для куклы: отражение характера персонажа и времени | 1ч | Приглашение к совместной работе родителей | 2 ч | ||
22. | Декорации . Что это такое и какими они должны быть. | 2 ч | 2 ч | Эскиз декораций и изготовление | ||
24. | Работа со сценарием | 3 ч | 3 ч | |||
27. | Премьера спектакля | 1 ч | ||||
29. | Анализ премьеры | 1 ч | ||||
30–34. | Как оформить доклад | 1ч | 3 ч | Оформление проекта “Наш кукольный театр” |
3. Методические рекомендации
Вводный урок. 1 ч
“Возвращение к истокам” – это творческий центр исследовательского направления. Ребята смогут не только научиться изготавливать куклы в старинных традициях русского театра, но и сами будут учиться работать библиотеке с научно-познавательной литературой, будут сравнивать информацию о кукольном театре и разных источников.
Практическая работа. Экскурсия в школьную библиотеку. Справочный аппарат библиотеки.
Занятие № 2 (2 ч)
Справочная литература: Большая Советская энциклопедия – прием поиска
информации.
Справочный аппарат детской энциклопедии, поиск информации.
Прием поиска информации в детских журналах “Миша”, “Мурзилка”, Детская
роман-газета.
Практическая работа. Конспект статей о театре кукол.
Занятие № 3 (2 ч)
Знакомство со сценарием. Автор, роль, характер персонажа и его отражение в
речи, тембр голоса.
Чтение сценария, работа над выразительностью речи. Чистоговорки .
Работа со сказками “Лиса и журавль”, В.Зотов “За двумя зайцами”
Практика. Работа в группах – сочинение сказки и разыгрывание.
Занятие № 4 (2 ч)
Куклы-наперстки. Изготовление. Материал, выкройка, приемы обработки.
Практика. разыгрывание сказки собственного сочинения, знакомых сказок.
Занятие № 5 – семинар (1 ч)
Кукольный театр – особый вид театрального искусства.
Представление найденной информации о кукольном театре и куклах.
Занятие № 6 (3 ч)
Приемы изготовления верховой куклы-перчатки из подручного материала.
Занятие № 7 (1 ч)
Культура и техника речи актера.
Занятие № 8 (3 ч)
Подготовка к постановке сказки “Как царские дети змея победили”.
Занятие № 9 (3 ч)
Изготовление кукол для кукольного театра в старинных русских традициях.
Пластилиновая маска.
Маска папье-маше.
Грунтовка, раскрашивание.
Занятие № 10 (1 ч)
О чем рассказывает русский костюм. Значение символики на русском костюме.
Символическое изображение знаков земли, огня, зерна, травы.
Практическое занятие. Эскиз костюма.
Занятие № 11 (2 ч)
Костюм для куклы: отражение характера персонажа и времени.
Совместная работа с родителями: изготовление одежды для куклы.
Занятие № 12 (2 ч)
Декорации. Что это такое? Какими они должны быть.
Практическое занятие: изготовление ширмы и декораций для спектакля.
Занятие № 13 (3 ч)
Подготовка спектакля. Занятие по культуре и технике речи. Заучивание ролей.
Занятие № 14 (2 ч)
Премьера спектакля. Анализ постановки.
Занятие № 13 (1 ч)
Психологический мониторинг рисунков зрителей после просмотра спектакля.
Занятие № 14 (резерв)
Правила оформления творческой работы: реферата, сообщения, доклада.
Подготовка к участию в НПК “Шаг в будущее”.
2. Учебно-тематический план (3-й класс)
№ | Наименование тем курса | В том числе | Всего | Форма контроля | ||
лекций | практические | семинары | ||||
1. | Вводный урок. “Чему мы научились.” | 1 ч | ||||
2. | Культура и техника речи кукольника. | 2 ч | ||||
Составление конспекта | ||||||
Основы театральной культуры. | 1 ч | 1 ч | ||||
2 ч | 2 ч | Конкурс, оформление и представление сказок собственного сочинения | ||||
4. | Рождение спектакля. | 2 ч | 2 ч | |||
5. | Будни кукловода. (Работа над спектаклем) | 1 ч | 2 ч | 3 ч (+1 ч) |
||
6. | Премьера спектакля. | 1 ч | Участие в конкурсе проектов | |||
7. | Анализ выступления. Повторные показы спектакля. | 1ч | 1 ч(+1ч) | |||
8. | Выбор инсценировки и ее обсуждение с детьми. | 1 ч | 1 ч | |||
9. | Изготовление недостающих кукол– персонажей. | 3 ч | 3 ч | |||
10. | Культура и техника речи | 1 ч | 1 ч | |||
11. | Костюм для куклы: отражение характера персонажа и времени | 1 ч | 2 ч | Составление эскиза костюма | ||
12. | Работа над спектаклем | 3 ч | 3 ч | Эскиз декораций и изготовление | ||
13. | Премьеры спектаклей. Анализ | 2 ч | ||||
14. | Составление рекомендаций для тех, кто хочет заняться кукольным театром | 3 ч | Оформление проекта "Наш кукольный театр" | |||
15–19. | 4 ч |
3. Методические рекомендации
Вводный урок (1 ч)
“Возвращение к истокам”– это творческий центр исследовательского направления. Ребята смогут не только научиться изготавливать куклы в старинных традициях русского театра, но и сами будут учиться работать в библиотеке с научно-познавательной литературой , будут сравнивать информацию о кукольном театре из разных источников.
Обобщение информации, полученной в прошлом году (виды кукол, приемы изготовления).
Практическая работа. Поиск информации о театрах кукол в других странах.
Занятие № 2 (2ч)
Тема: Культура и техника речи кукольника.
- Обобщение. История кукольных театров других стран.
- Беседа о культуре речи актера.
- Речевые упражнения: чисто говорки, скороговорки. Дыхательная гимнастика.
- Работа над выразительностью речи. Отработка ролей из спектакля “Волшебное кольцо”.
- Повторить свои роли.
Занятие № 3 (3 ч)
Тема: Основы театральной культуры.
Лекция.
- Особенности театрального искусства (главное: театральное искусство– коллективное, так как создается усилиями всех участников творческого коллектива).
- Виды театрального искусства( просмотр фрагментов видеозаписи кукольного спектакля, драматического театра, балетных и оперных спектаклей, радиоспектакль).
- Импровизация: постановка сказки “Теремок”, используя виды театра: кукольный, драматический, музыкальный (опера, балет, мюзикл, оперетта).
Практика.
- Знакомство со сценарием. Анализ построения сюжета.
- Роль, характер персонажа и его отражение в речи, тембр голоса.
- Анализ сценария.
Подготовка голосового аппарата актера, работа над выразительностью речи.
Работа со сказками “Лиса и журавль” по группам.
Практика. Работа в группах – сочинение сказки и разыгрывание.
Практика: разыгрывание сказок собственного сочинения.
Д/з. придумать свой сюжет сказки “В одном гимназическом царстве”.
Занятие № 4. (2 ч)
Тема: Рождение спектакля.
- Конкурс сочиненных сказок.
- Анализ сочинений. Построение единого сюжета. Оформление сценария.
(2 вариант: построение сценария на основе стихотворных сказок А.С.Пушкина и др.) - Обсуждение изготовления декораций к спектаклю, определение ролей.
Занятие № 5 (2ч)
Тема: Будни кукловода.
- Работа над речью актера. Подготовка речевого аппарата.
- Работа в группах. Изготовление декораций к спектаклю. Разучивание ролей.
- Отработка эпизодов.
Занятие № 6. Премьера спектакля (1 ч)
Занятие № 7. Анализ премьеры (1 ч).
Повторный показ спектакля (1 ч + 1 ч резерв)
Занятие № 8 (3 ч)
Тема: Средства отображения характера куклы.
Беседа. Как в костюме отобразить характер куклы? Изготовление куклы.
Занятие № 9 (1 ч)
Тема: Культура и техника речи актера.
Игры и упражнения на речевое дыхание. Игра со свечой. Мыльные пузыри. Творческие игры со словам] “Волшебная корзина”, “Вкусные слова”,
Занятие № 10 (1 ч)
Тема: Костюм для куклы.
О чем рассказывает русский костюм. Значение символики на русском костюме. Символическое изображение знаков земли, огня, зерна, травы. Практическое занятие. Эскиз костюма.
Занятие № 11 (3 ч)
Подготовка спектакля. Занятие по культуре и технике речи. Заучивание ролей.
Занятие № 12 (2 ч)
Премьера спектакля. Анализ постановки.
Психологический мониторинг рисунков зрителей после просмотра спектакля.
Занятие № 13–15
Составление рекомендаций для тех, кто хочет организовать кукольный театр.
Резервные уроки 16–19