Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками о животных

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. В отношении речевого творчества уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образы, выражать своё отношение. Сказка - произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и правильными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Часто рассказывая хорошо известные сказки, он значительно обогащает свои навыки и умение в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок.

В нашем дошкольном учреждении была разработана система педагогических мероприятий по развитию словесного творчества, включающая три этапа.

Перспективный план развития словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления сказками о животных.

I этап

Задачи:

Активизировать запас известных детям сказок, учить глубже восприни-мать традиционные способы организации сюжета и построения сказки: приём повторности, троекратности, повторения эпизодов, способы цепного построения композиции, структуру появления и движения персонажей: "от большого - к малому" , "от малого - к большому", зачины, концовки.

Методы и приёмы:

1.Пересказывание русской народной сказки: "Колобок", "У страха глаза велики", "Хвосты".

2. Сравнение двух сказок ("Теремок" и "Репка"), определение сходства в композиции: от большого - к малому, повторность эпизодов.

3. Составление фильма- сказки.

4. Драматизация сказки.

II этап

Задачи:

Обогатить литературный опыт детей новыми народными сказками. Анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развитие сюжета в новых сказках. Использовать эти способы при попытках собственного сочинения.

Методы и приёмы:

1. Пересказывание ( с помощью разных видов театра) с выполнением творческих заданий сказок: "Бобовое зёрнышко", "У страха глаза велики", "Крылатый, мохнатый да масленый".

2. Сравнение двух сказок ("Лисичка со скалочкой" и "Колобок", "Три медведя" и "Теремок")

3. Составление фильма - сказки.

4. Кукольный театр с участием детей: "Бабушка, внучка да курочка".

5. Теневой театр по сказке "Лиса и рак".

6. Драматизация сказки "Заюшкина избушка".

III этап

Задачи:

Развивать у детей самостоятельность в словесно-творческих проявлениях- в продумывании собственного замысла сказки, выборе темы, сюжета, героев; учить детей связно, последовательно, выра-зительно строить предложения.

Методы и приёмы:

1. Сочинение по предложенным темам и персонажам (фигуры из сказок на фланелеграфе, настольный театр), совместное с педагогом творчество.

2. Сочинение сказки с самостоятельным выбором темы, персонажей, сюжета.

Основная работа велась на специальных занятиях по развитию речи. Использование русских народных сказок о животных в процессе обучения детей составлению творческих рассказов возможно на каждом занятии. Работа велась поэтапно.

На 1-м этапе мы активизировали запас хорошо известных сказок. Это такие сказки как, "Колобок", "Теремок", "Рукавичка", "Машенька и медведь", "Зимовье зверей", "Волк и семеро козлят", "Лиса, заяц и петух", "Кот, петух и лиса", "Лиса и журавль".

Рассматривали вместе с детьми иллюстрации. Согласно рекомендациям Е.И. Шибицкой, иллюстрации мы показывали во время слушания сказки, или в основном, после слушания. Также наряду со слушанием сказок использовали песенки, потешки, загадки, пословицы по содержаниям сказок. Проводили беседы после чтения сказок, обращали внимание на художественные особенности (например, постоянство характеров персонажей, образность и наивность языка, повтора и т.д.). Песенки встречаются во многих народных сказках ("Колобок", "Волк и семеро козлят" и др.). Песенки украшают сказку, а также передают настроение героя. В тех сказках, где песенки отсутствовали, мы использовали стишки, загадки, характеризующие отдельных героев, их внешний вид, повадки, и зачитывали их перед или после рассказывания сказки. Например, "Зимовье зверей", загадывали загадки про зверей, какой зверь придёт следующим. Эти сказки хорошо знакомы детям, мы не читали, а рассказывали. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребёнком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

После рассказывания сказки проводилась беседа, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые её эпизоды. Вопросы во время беседы были разнообразными, т. к. одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизод. Например: Какая лиса в сказке "Лиса, заяц и петух?" - "Хитрая, умная, жестокая" - говорили дети. Зачитывали отрывки, в котором рыжая плутовка пугает зверей, которая хочет выгнать её из избушки. Дети приходили к выводу, что лиса ещё и находчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.

Затем также предлагалось пересказывать сказку. Но в пересказывание сказки мы включили задания на воспроизведение традиционных особенностей сказок: приём повторности, троекратности, повторение эпизодов их схожесть. Дети пересказывали и демонстрировали сказку ещё с помощью наглядного материала (фланелеграфа). Старались обращать внимание детей на приём повторности. Например, Максим О. пересказал и выложил на полотне фланелеграфа сказку "Колобок". Воспитатель спрашивает: - "Что в этой сказке повторяется?" Дети отвечают, что Колобок убежал от бабушки с дедушкой, от зайца, от волка, от медведя. Также повторяется и песенка Колобка. Также пересказывались сказки "Машенька и медведь", "Волк и семеро козлят".

Внимание детей обращали и на зачины. Известно, что многие сказки начинаются с зачина "Жили - были", а кончаются приговоркой: "Стали жить - поживать и добра наживать".

Далее предлагалось задание на сравнение двух сказок "Теремок" и "Репка", определения сходства в композиции: от большого - к малому, повторность эпизодов. Воспитатель отмечает, что можно изменить порядок фигурок в каждой сказке, объяснив детям, что сказка получилась бы "нескладной".

Затем детям предлагалось составить фильм - сказку по какой- нибудь хорошо известной сказке. И дети выбрали сказку "Репка". "Тут и персонажей много и рисовать интересно",- объяснили они свой выбор. Мы с детьми обсуждали: что произойдёт в нашей картине? Как это нарисовать? Кто кого в ней встретит? Что из нашей сказки мы "возьмём" в рисунок? Какие наши герои? После анализа дети приступили к рисованию. Нужно было ещё и соблюдать последовательность сказки. Поэтому мы обговаривали кто что будет рисовать. Изображая героев своей будущей картины, дети подражают, вступают в диалог, придумывают что-то своё, прислушиваются к мнению ровесников.

После рисования подготовили драматизацию сказки. Проигрывая сказку с детьми, мы тем самым развивали память, мышление, диалогическую речь, обогащали словарный запас детей, развивали связную речь.

На 2-м этапе нам предстояло обогатить литературный опыт детей новыми народными сказками. Для этого мы выбрали сказки ""Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Бобовое зёрнышко", "У страха глаза велики", "Заяц-хваста", "Лиса и кувшин", "Бабушка, внучка да курочка", "Крылатый, мохнатый да масляный", "Лиса и рак", "Три медведя", " Хвосты".

При рассказывании сказок мы обращали внимание детей на содержание и образный язык сказок, давали творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов. Эти задания углубляли, расширяли знания детей о слове.

Рассказывали сказки неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряжённо следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок всё более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Как и на 1-м этапе, предлагались задания по сказкам "У страха глаза велики", "Бобовое зёрнышко", "Крылатый, мохнатый да масляный" на воспроизведение традиционных особенностей сказки.

Также предлагалось сравнения сказок "Лисичка со скалочкой" и " Колобок", "Три медведя" и " Теремок".

После этого предлагали одному - двум детям придумать свою сказку, которая не должна повторять известную. Но герои могут появляться так же - от малого к большому. В ней могут быть повторы, встречи героев, которые постепенно подводят к кульминации. При этом надо заранее продумать всю сказку: как она начнётся и чем закончится.

Затем мы составляли рисунки к фильму-сказке "Лисичка-сестричка и серый волк". В рисовании сказки по эпизодам участвовали одновременно все дети. Просмотрев и проиграв теневой театр по сказке "Лиса и Рак" дети самостоятельно определяли повторность схожих эпизодов. Драматизация сказки позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

На 3-м этапе мы продолжили развивать у детей самостоятельность в словесно-творческих проявлениях. Мы остановились на сочинении по литературному образцу в двух вариантах: с заменой героев, сохранением сюжета, и с заменой сюжета, с сохранением героев произведения. Первый вариант -лёгкий - нужно сохранить содержание произведения, заменив героев. Второй представляет больше трудностей, так как сохранятся герои, а содержание произведения меняется. В обоих вариантах дети должны творчески подходить к выполнению задания.

Сначала мы предлагали детям придумать конец сказки, рассказанной воспитателем.

После того, как дети научились свободно придумывать собственные концовки сказок, мы перешли к придумыванию сказок, с сохранением содержания, но с заменой героев.

Дима П. заменил героев в сказке "Лисичка-сестричка и серый волк" на "Мышку-норушку и Лягушку-квакушку". Алина Е. "Лисичка со скалочкой" - "Зайчик-побегайчик с морковкой". Также в помощь детям предлагались фигуры из сказок, картины и иллюстрации к сказкам. Но более сложным было второе задание - сохранить героев, заменить содержание произведения. Но и здесь дети в основном справились. В этом задании просили детей мысленно нарисовать свою сказку, а потом рассказать.

После того, как дети научились связно, последовательно, выразительно излагать свои задумки, мы предложили им сочинить сказку с самостоятельным выбором темы, персонажей, придумыванием сюжета. В сочинении собственных сказок дети использовали тот запас сказок, который имели. Они вставляли в своё сочинение элементы из других сказок. Старались придерживаться основного правила - добро всегда побеждает зло. В их сказках было и торжество добрых сил, и дружба между героями.

Если первые сказки детей были очень просты и по композиции, то последующие сказки стали более сложными, порой с цепной композицией. Одно событие следовало за другим, число героев увеличивалось, и действия персонажей тоже становились осмысленными и целенаправленными. В сказке использовались и типичные сказочные выражения: "кума - лиса", "серый волк", "зайчик - побегайчик", "коза - дереза" и т. д. Ценно то, что на протяжении всей сказки дети следили за ходом повествования, не сбиваясь с сюжетной линии, доводя свой замысел до конца.

Творческие речевые умения детей развивали и вне занятий. В целом мы старались создать развивающую предметную среду, творческую атмосферу в группе. Пополнили книжный уголок новыми иллюстрированными детскими книжками, сшили новые костюмы к играм - драматизациям, отремонтировали куклы би-ба-бо в кукольном театре и др. Дети с увлечением стали играть в дидактические игры: "Кому что нужно?", "Узнай животное по части", "Кто летает, бегает, прыгает", "Летает - не летает", "Шкатулка со сказками", "Путешествие в сказку" ( учить проявлять фантазию, творчество, находчивость, чувство юмора) и др. Дети начали обращать внимание на образные слова и выражения, придумывали сравнения, эпитеты. Основное требование к играм - упражнениям, мы проводили как на занятиях, так и вне их, заключалось в том, что они должны были проводиться систематически и быть интересными. Они способствовали расширению активного словаря детей, углублению представлений о художественном слове, закреплением в памяти этих слов. Игры - упражнения занимали 4-5 минут. Они побуждали детей к подбору синонимов (холодный - вьюжный, метельный), антонимов (весёлый - грустный), придумывание эмоционально - оценочных слов (голова - головушка - головка). Упражнения помогли детям свободно находить сравнения в сказках, использовать сравнения в своих сочинениях.

При чтении стихов мы ставили задачи: научить видеть эмоциональное единство содержания произведения и его художественной формы, замечать образные слова и выражения, чувствовать ритм и рифму стихотворной речи. Детям задавались такие вопросы, которые обращали внимание и на то, о чём говорится в стихотворении, и на то, как об этом говорится. Предлагали сочинить свои стихотворения. Сначала дети подбирали отдельные слова, выражения, рифмы, а затем использовали эти навыки в своём творчестве.

При проведении развлечений и праздников использовали загадки-вопросы. Нами использовались загадки по содержанию сказок. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали в группе на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез). При отгадывании загадок мы использовали педагогический приём "Помоги": дети помогают "незнающей, неумеющей" игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее в себе.

Например,

Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там 3 стула, и 3 кружки
3 кровати , 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (3 медведя, Машенька)

На сметане мешён
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился : (Колобок).

Пополнялся и методический материал в педкабинете новыми конспектами занятий, интересными сценариями развлечений и праздников, литературных досугов, сборниками загадок по сказкам, дидактическими играми, сценариями игр-драматизаций.

Рассказы детей стали свидетельствовать о более высокой ступени восприятия литературных произведений (сказок). Это сделало, в свою очередь их творчество поэтическим и эстетически осознанным. У них появился интерес к языку, самостоятельность по поиску точного выразительного слова, способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события.

Таким образом, сказки о животных, путём уподобления животных людям, способствуют обогащению знаний детей об окружающем мире, влияют на духовное развитие ребёнка, его фантазии, смекалку. Сказки - возможный источник тем, образов, как пример для подражания при построении ребёнком собственной сказки. Они дают богатый содержательный материал для творческих рассказов, для развития словесного творчества.

Используемая литература.

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка.
  2. Вульф Р.А., Мухина Г.Б. Творческая речевая деятельность детей на материале русских народных сказок// Художественное творчество в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной.
  3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание. - 1994.-№6.
  4. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание.- 2000. - №5.
  5. Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок.// Художественное творчество в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной.