Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии в 8-м классе по теме "Время. Эпоха. Стиль"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Ознакомить учащихся с основными чертами стилей в архитектуре и одежде эпох средневековья и нового времени (романский, готический стили, барокко и рококо). Формирование понятий единства стиля архитектуры и моды.

Задачи: 1й урок.

  • Выявить единство архитектурных форм и форм одежды человека, т.е. моды (умение анализировать, сопоставлять, находить главное).
  • Развить творческую и познавательную активность, художественную фантазию и художественный вкус.

Задачи: 2й урок.

  • Развить ассоциативно-творческое мышление, творческую фантазию.
  • Развивать навыки работы в технике обрывной аппликации из газет, выбор газетного материала для оформления костюма.
  • Аккуратно использовать рабочий материал в ходе практической работы.

1 урок. Новая тема. Урок формирования новых знаний.
2 урок. Урок закрепления полученных знаний. Практическое занятие.

Вид урока: Работа совместно индивидуальная и совместно взаимодействующая. Работа в парах.

Наглядные материалы: иллюстрация разных стилей архитектуры и костюмов эпох, материал в слайдах с учетом последовательности докладов учеников, книга “История костюма”, наглядность – образец выполнения в технике аппликации из газеты костюмов данных эпох на фоне архитектурного сооружения.

Материалы для учеников: лист формат А3, оклеенный газетой, клейстер, газеты, коробки для мусора, кисти для клейстера, рисунки мужского и женского костюма, замка того же времени, фигуры людей (мужская и женская).

Литературный ряд: “История костюма”.

ПЛАН.

Первый урок.

  1. Организационный момент.

Каждая крупная эпоха в истории человечества создала особую, лишь ей принадлежащую систему ценностей, обусловившую преобладающее развитие того или иного направления культуры. Тенденцию времени наиболее полно отражало искусство архитектуры. В архитектуре отражаются социальный строй и уровень развития производственных сил, быт, обычаи, господствующие идеологии, эстетические идеалы того времени.

Сегодня на уроке мы попробуем отразить влияние архитектуры на моду в одежде.

Рассмотрим стили: романский, готический, барокко, и рядом с ним идущий стиль рококо.

Отправляясь в путешествие по разным эпохам цивилизации, постараемся выявить характер архитектуры, как складывались в формах одежды представления о красоте, как влияла на это социальная среда.

Тема нашего урока “Время, стиль, эпоха”.

Задачи:

  • Определить общее назначение архитектуры и одежды.
  • Найти зависимость (общие черты) между стилями в архитектуре и в одежде данных эпох;
  • Начать работу над костюмом (мужским и женским) в соответствии со стилем в архитектуре в технике обрывной аппликации из газет.
  1. Объяснение новой темы.
  1. Введение. Нацеливание на работу, определение темы и задач уроков (два урока).
  2. Определение общего назначения одежды и архитектуры.

Учитель: Архитектура – искусство проектировать, строить. Одежда – искусство проектировать, шить (Ответ учеников).

Учитель: Архитектура – должна быть удобной, прочной, соответствовать своему назначению. Одежда - …… (0твет учеников)

Постройка служит для практического использования и в то же время является произведением искусства. Но любое ли здание является произведением искусства? На этот вопрос образно ответил французский архитектор ХХв. Ле Корбузье “Дом мой удобен и я искренне благодарен как построившим его инженерам, так и тем, кто создал железные дороги и телефонную связь. Но сердце мое не затронуто. Но вдруг контур стен на фоне неба взволновал меня. Я понял замысел. Художник вложил в камень свой характер, мягкость страстность, поэтичность, благородство. Я уже привязан к этому дому. В его камнях мои глаза распознают мысль. Мысль, которая светится без слов и звуков, читается только в соотношениях форм. Они и составляют язык архитектуры”.

Архитектура служит человеку не только в плане эстетического наслаждения, а и функционально. Дом, где живет человек, греет, защищает от холода, говорит о статусе человека в обществе.

Назовите функции одежды. (Функции одежды: с одной стороны греет, защищает от холода, с другой – создает образ человека, его стиль, становиться знаком положения человека в обществе).

  1. Предложить картинки с изображениями архитектуры разных эпох и костюмы к ней.

Презентация

1-е задание: по виду (стилю) архитектуры найти соответствующие ей костюмы зрительно, по интуиции. (оставить на доске) слайд №1

  1. Доклады учащихся с одновременным показом слайдов. Короткое обобщение после каждого выступления ученика, т.е. сравнительный анализ стиля архитектуры и моды.

Романский стиль в архитектуре (слайды №2) и в костюме (слайды №3-4)

Архитектура. Романский стиль.

В Европе в период феодальной раздробленности набеги и сражения стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Поэтому строили соборы и замки крепостного характера. Храм-крепость.

Основа храма-базилика 3, 5 нефная (деление пространства зала на 3, 5 коридоров колонами).

Основа базилики прямоугольная, поперек трансепт - поперечный неф (коридор) Поэтому форма храма выглядит как вытянутый крест, идея “крестного пути”, пути страданий и искуплений, который составляет основную идею католичества. Грандиозные размеры собора внушали мысль о слабости человека. Снаружи и внутри романский храм суров и массивен. Подобно замку-крепости, он увенчан несколькими башнями. В центре, на пересечении центрального нефа и трансепта, сооружали световую башню с высокой пирамидальной крышей. Вторая башня служила колокольней, третья служила наблюдательной вышкой. Были и 4, 5. и 9 башни, но они сооружались для красоты и величия всего строения, еще и для освещения. Наружный облик романского храма исполнен спокойной и торжественно - суровой силы – массивные стены, ступенчато – углубленные окна. Другой тип романского храма – замки феодала – укрепленные жилища. Зачастую использовались естественные укрепления – холмы, скалы, излучины рек. Замки окружались валами и рвами, через которые перекидывались подъемные мосты. На мощных стенах и башнях сверху сделаны бойницы – машикули, для литья расплавленной смолы и кипятка. Замки господствовали над округой как наглядное выражение могущества феодала. Материалом строительства служил местный камень. Непременной составной частью романского замка была главная, стоящая в самом недоступном месте башня- донжон, служившая последним убежищем при нападении неприятеля. Внутри башни, одно над другим, были расположены жилые помещения. В подвале был колодец для воды, запасы еды, замковая темница. В толще стены делали винтовую лестницу, по которой спускались в подземный ход, выходивший к реке или к густому лесу.

Романский стиль (одежда) 10-11века.

Основная одежда для мужчин – блуза до колен, подпоясанная в талии, с узкими рукавами, с небольшим разрезом на груди. Поверх нее – накидка, также до колен, с застежкой на груди. Эту застежку можно перемещать на плечо. Затем , в11веке знатные люди, наряду с короткой блузой, стали носить одеяние, доходящее до середины икр, украшенное по низу богатой вышивкой, под блузой была рубаха такой же длины. Нижние штаны были до бедра или чуть длиннее до колен, завязанные на талии и удерживающие длинные штаны не сшитые одна с другой. Длинные штаны завязывались под коленом и на икрах, далее до ступней – обмотки. Обувью служили кожаные башмаки без каблуков, затянутые ремнями.

Женская одежда так же делилась на верхнюю одежду и нижнюю, нижняя была немного длиннее и с длинными рукавами. Рукава верхней одежды были короткими и широкими, позже стали делаться длинными и доходили до пола. Строго различались головные уборы. Замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом. Девушки ходили с непокрытой головой со свободно падающими или заплетенными в косы волосами. Женщины носили многочисленные украшения: обручи, кольца, пряжки поясов, ожерелья с драгоценными камнями. Позже женщины стали носить платок вплотную к подбородку и обматывать вокруг головы; на ногах сандалии, башмаки из кожи или полусапожки.

В моде были рыжие или светлые шевелюры (волосы обесцвечивали известковой водой) или пользовались косами белокурых рабынь – северянок.

Готический стиль архитектура – (слайды №5-6)

Архитектура. Готика.

В небе неверный свет
Однообразных звезд
Здравствуй “ мой давний бред”,-
Башни стрельчатый рост.
Кружевом, камень, будь
И паутиной стань
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
О.Мандельштам.

Готика – дитя города. Она появилась на свет, когда в борьбе с феодалами городские коммуны, наконец-то стали ощущать свою силу и самостоятельность. И прекратила свое сосуществование, когда города утратили свои привилегии и независимость. Именно потому, что города возводили городские. А не монастырские мастера, на деньги горожан и для их нужд. Новый стиль просуществовал три столетия (с12 по15век). А так как города – это большие торговые и ремесленные центры – существовали в каждом государстве, то и готический стиль очень быстро стал повсеместным там, где была распространена католическая вера.

Размеры кафедральных соборов являлись предметом престижа и соперничества городов. Великие храмы греков уступали по величине даже средним сооружениям средневековья. Парфенон мог свободно разместиться под соборными сводами. В колоссальных соборных залах звук мог гулять, не встречая препятствий. Слабый старческий голос гудел под зонтичными сводами, как глас божий. Детский хор пел тысячью ангелов, а мощное дыхание органа поражало воображение богомольцев, заставляя дрожать камни. Слово собор (лат.) означает - путь, по которому вместе приходят к одной цели. Согласно религиозному средневековому мышлению “и путь, и истина, и жизнь есть Иисус Христос”, давший людям пример жертвенной любви. Но готический собор был не только местом церковной службы, “кораблем спасения душ”, “энциклопедией в камне”, “застывшей Библией” .В нем проходили собрания горожан, читальные лекции на богослужебные темы, театральные представления (мистерии), карнавальные маскарады. Поэтому размеры собора диктовались количеством населения города, дабы вместить всех. Готический стиль родился в аббатстве Сен-Дени под Парижем, где хоронили королей. Настоятель монастыря аббат Сугерий, желавший объединить Францию под властью короля, возмечтал увидеть здание превосходящие тогда соборы. Он изменил облик алтарной части, отделив ее ярким светом от остального пространства здания. По утверждению Сугерия, учение Бога-свет разума. Добра и силы, изливающееся на верующих. И вот сплошная восточная стена была прорезана высокими, широкими, стрельчатыми окнами. В окна вставили цветные стекла, и солнечные лучи радужным сиянием наполнили храм. Были усовершенствованы крепления сводов. Собор стал иметь форму сказочной многоножки, по выражению скульптора Родена. В западном фасаде собора был парадный и торжественный вход. Самые высокие строения здесь, у входа. Готические соборы, несмотря на базиликальную основу, что и романские соборы, имеют совершенно иной облик. Прежде всего, поражает его высота, устремленность вверх. Окна заполнены витражами. Над центральным входом имеется декоративный фронтон, а выше огромное вырезанное окно из камня диковинного цветка со множеством лепестков. Окно заполнено витражом. Это окно - готическая роза. Диаметр его бывает до 13 метров. Главные соборы посвящены Богородице, которую во Франции, под влиянием рыцарской литературы, называли Нотр - Дам (Наша Дама). Витражи (от лат.- стекла) – картины из цветных или расписных стекол, которые рассматриваются изнутри здания. Много было статуй. Они имели S изгиб, т.е. отображали движение души. А душа-свеча, которую зажег Бог.

Готический собор наполнен специальной скульптурой, чтобы через впечатления, эмоции приобщится к божественной истине и красоте. Неграмотные миряне не могли читать, поэтому создавалась для них Библия в камне. Левая сторона собора была посвящена Ветхому завету, правая – Новому завету, западная - Страшному суду. Снаружи здание тоже украшалось скульптурами в рост человека - фигурами святых, пророков, библейских царей и т.д. - Водостоки украшались в виде чудовищных фигур животных – “химер”, “гаргулей”. Химера – олицетворяет пороки, силы зла.

Самые известные соборы: Собор Парижской Богоматери (Нотр – Дам де Пари), Нотр – Дам в Реймсе, Нотр – Дам в Шартре, Нотр – Дам в Кельне, костел св. Анны в Риге, дворец Дожей в Венеции и т. д.

Готический стиль в одежде: (слайды №7-8)

Готика. Мода12 -13 века.

В средневековье господствовал готический архитектурный стиль. Его особенностью били строгость, стремление в высь, удлиненность форм. Это отразилось и в одежде. Во Франции начинается подлинное “господство ножниц”.

Складывается вкус времени, т.е. “Мода”. Подчеркивание силуэта, форм тела, удлинение его с помощью одежды. Вводятся новые предметы одежды и их названия.

Упланд – открытая широкая верхняя одежда с рукавами, узкий застегивающий лиф с юбкой.

Жакет – плотно прилегающая верхняя одежда с рукавами и застежками, едва доходящая до бедер.

Верхняя одежда стала настолько узкой, что через голову ее не одеть, поэтому ее снабдили разрезом и застежками спереди. Штаны и чулки стали существовать в виде штанов-чулок.

Обувь удлиненная сверх всякой меры (poulaines) – нос корабля. Чтобы облегчить ходьбу и сохранить обувь носили деревянные башмаки – сабо, с низкими каблуками на ремнях

Мужчины носили короткую куртку, плотно прилегающую и подпоясанную, со стоячим воротником и надставленными полами, собранными в складки. Разрезы на рукавах позволяли видеть полотняную рубашку. Плечи, грудь и спина были подбиты ватой. У женщин – длинные рукава на верхней одежде были в виде крыльев, и узкие рукава на нижней одежде.

Башмаки с длинными носами соответствовали готической архитектуре.

У мужчин на голове – повязка из плотного шелка в виде тюрбана или капюшона, который свисал на спину и ниже.

Женщины носили вилообразный или двурогий чепец с ниспадающим покрывалом или конусообразный чепец.

Высота его могла достигать больших размеров (с учетом социального положения), женщины королевской крови могли носить его высотой до одного метра. Едва появилась мода, как появились законы об одежде (уставы о платье), направленные на сдерживание к страсти к моде и роскоши, дабы сохранить различия между сословиями. Например, одежду малинового цвета можно было носить только лицам королевской крови.

Стиль “барокко” ( сл. №9) мода (сл.№ 11)

Архитектура Барокко.

Название художественного стиля барокко, зародившегося в 16в., говорит само за себя. В Португалии, этим словом называли жемчужины неправильной формы. Барокко означает “вычурный, причудливый”. В применении к архитектуре означает пышный, декоративный стиль, в котором элементы конструкции не только не подчеркивались, но всячески маскировались. Вместо ясной гармонии планировки и пропорций, свойственных Ренессансу, пришли усложненные, криволинейные формы, создавшие иллюзорные пространства. Этой иллюзорности способствовали живопись, скульптура и зеркала, в изобилии применявшихся в интерьерах барочных зданиях. В это время изменяется взгляд человека на мир. Еще недавно люди представляли себе Вселенную как нечто гармоничное, разумно организованное. Человек как венец был в ее центре. Теперь мир предстал изменчивым, подверженный вечному движению. И существование человека стало зависимым от его взаимоотношений со средой и обществом. Родоначальниками барокко считаются итальянские архитекторы Ф.Барромини Дж. Бернини. В первую очередь они изменили привычные планы зданий. Вместо идеальных прямоугольников или окружностей, присущих Возрождению, в барочных зданиях возникают резко выступающие или западающие объемы. В различное время дня солнце по – разному освещает их, и возникает беспрерывная игра света и тени, рождающая удивительное впечатление движения, тихого “дыхания” здания. “Движение” стены любимый прием архитекторов барокко. Чтобы нарушить однообразную прямолинейность длинного фасада возводились по краям здания и в центре ризалиты. Ризалиты – выступающие за основную линию фасада части здания – сооружались в центре здания, выделяя тем самым его парадную часть.

Изменился план здания, иным стал фасад. Плоские пилястры уступили место колоннам и полу- колонкам, которые то собираются в группы, образуя пучок, то разбежавшись вдоль фасада, возносят к небу, замершие в бесконечном движении, многочисленные статуи на балюстраде крыши. Своим ритмом колонны придают фасаду напряженную динамику. Изогнутые фронтоны и наличники в виде завитков, человеческих фигур. Нет привычного равновесия несомых и несущих частей здания. Здание то выступает своими объемами вперед, то пятится назад. Для стиля барокко свойственна и организация здания в пространстве. Создавался не просто дворец, а садово-парковый ансамбль с непременными статуями и фонтанами (например, как Версаль или Петергоф, с четко распланированными аллеями).

Мода. Барокко. Испания.

В 16в. законодателем моды была Испания.

Мужчины носили шелковые штаны-трико или чулки (в 1589г. была изобретена вязальная машина) придавая элегантность – отличительная черта испанской аристократии. Сверху, вторые штаны – короткие, утолщенные набивкой из ваты и с застежками. Короткая куртка, рукава нередко разрезались, выполняя декоративную функцию. Короткий плащ из тяжелого шелка. На коротко стриженые волосы, надевали узкий берет (ток)или маленькую шелковую шляпу с узкими полями и перьями.

Женский костюм.

Узкие рукава буфы, валики на плечах, у платья низкая талия. Верхнее платье закрыто, рукава полуоткрытые, висячие. Имелся косой разрез на подоле, чтобы показать роскошное нижнее платье. Юбки натягивались на жесткий конусообразный каркас. Поэтому платья были настоящими футлярами, их не одевали, а вступали в них, перешагнув через юбку. По испанскому этикету нельзя было показывать шею, поэтому носили огромный воротник, который тоже натягивался на каркас.

Франция.

В 17в. законодательницей моды становится Франция.

Мужской костюм этого времени был необычайно пышен, с огромным количеством украшений, что соответствовало праздному образу жизни аристократии. Он гармонировал с парадным интерьером дворца и был с ним един по стилю. Король-солнце – умел играть свою роль властелина цивилизованного мира с таким достоинством, то его вкусы и вкусы дворца в вопросах искусства, моды были приняты в качестве образца. Король Людовик 14 – монарх с неограниченной властью, стремился выставить на показ чрезмерную роскошь и пышность своих нарядов. Костюм украшали алмазы, бриллианты, цветные камни, золото и серебро. Роскошь, огромная стоимость костюма должны были говорить о процветании государства и поднимать престиж. Одежду из парчи, отделанную золотом, носили король и члены семьи. Обшивать драгоценным позументом (тесьма с металлической нитью) швы, имели только право лены королевской семьи. Только король имел право быть в шляпе в помещении, остальные снимали. Костюм короля - белоснежная рубашка с кружевными манжетами, на ногах шелковые чулки, изящные туфли с крупными бантами – бабочками. Дополнял костюм роскошный парик и широкополая шляпа с огромными страусовыми перьями. Парик – обязательная принадлежность светского костюма этого времени.

Французские аристократы стремились подражать в одежде королю. В костюме сформировались три важнейших компонента, которые составляют и сегодня мужскую одежду - сюртук, жилет, штаны. Поверх жилета, доходящего почти до колен, надевали сюртук - жюстокор, приталенный, с широкими манжетами – обшлагами на рукавах и низкими карманами. Первоначально это был офицерский мундир, который затем превратился в модную дворянскую одежду. Жюстокор шили из дорогой ткани, украшали золотым и серебряным позументом, вышивкой, пучками лент на плечах, пуговицами. Жюстокор считался одеждой по привилегии. Этой привилегией пользовалась лишь избранная часть дворянства, с позволения короля. Важнейшим аксессуаром мужского костюма была широкая перевязь с богатой отделкой, на которой носили шпагу и перчатки. Чем выше было социальное положение дворян, тем больше было на его одежде позумента и богаче вышивка. Владение шляпой считалось большим искусством и говорило о степени воспитанности дворян. Круглый кружевной воротник, до этого надевавшийся на плечи, уменьшился и превратился в легкий кружевной платок на груди.

Женский костюм.

Женщины не уступали мужчинам, их костюм выглядел празднично, декоративно, форма держалась на жестком каркасе. Торжественное придворное платье шили из тяжелых дорогих тканей: атласа , парчи, богато украшая отделкой. Поверх сравнительно узкой юбки в форме колокола, украшенной от низа до колен тяжелой вышивкой-позументом, оборками, кружевами, надевали верхнее платье другого цвета (манто) со шлейфом, сильно собранное на спине. К юбке прикреплялся длинный корсаж с очень жестким лифом. Дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой. Всю фигуру увенчивало сложное сооружение, “чепец-фонтаж” (по имени фаворитки короля), - сочетание высокой прически и жесткого чепца, с рядами кружев и оборок, собранное в складки, поднималось надо лбом косо вперед и достигало значительной высоты, благодаря проволочному каркасу.

Дополнением к костюму служили изящные бархатные туфельки, складные веера, кружевные длинные перчатки, считавшиеся предметами роскоши.

Аристократы всем своим видом подчеркивали обособленность от других слоев общества и непричастность к физическому труду.

Архитектура. Рококо.

Слайд №10

В середине 18 века появился стиль рококо – стиль, завершающий барокко, подчеркнуто прихотливый и усложненный. Главным образом – декоративным и измельченным. Родился он во Франции. Именно в тот период, когда дворянство стремилось к веселой и праздной жизни. По убеждению придворных искусство обязано стать роскошью, с целью нравиться. Рококо объявило войну конструктивности. Оно стремилось нарушить всякую логику и ясность восприятия, обещая новое, неизведанное. Привычные декоративные элементы – раковины, листья, обрели совершенно иные причудливые формы. В России применялись маскароны - лепные, резные или литые маски в виде человеческого лица, или головы зверя, помещаемые над окнами, дверями, арками, на фонтанах, вазах, мебели и т. д.

Мода. Рококо.

Слайды №12-13

В 18в. появился стиль рококо. Женщины изменили очертания своей фигуры. Исчезли высокие чепцы – фонтаж парадные платья - манто (верхнее платье другого цвета со шлейфом) Используется куполообразный кринолин – юбка с обручами, которые соединяются при помощи клеенки, шелка, х\б ткани. Юбка открыта спереди, чтобы были видны легкие воздушные оборки нижнего платья. Цветные оборки по краям платья, тяжелая парча состязуются с воздушными бантами, закрывающими лиф спереди и манжеты укороченных рукавов.

Юбка – кринолин стала просто необходима по непостижимому капризу моды, стремящейся противопоставить изящную головку с низкой прической и стройную осиную талию с одной стороны и с другой стороны, нижней части женской фигуры, которая была очень увеличена.

Позже:

Круглый кринолин становится овальным. Прически стали очень высокими. Волосы пудрились. Падали локонами, укреплялись шпильками, использовались шиньоны (в переводе с французского – затылок), украшались корзинками и цветами, даже парусниками. Парикмахеры в это время имели свою академию.

Мужской костюм.

Мужская фигура утратила свой чопорный вид, исчезли кружевные украшения, сохранились пряжки. Яркие цветные чулки сменились палевыми. Штаны до колен, стали гладкими, куртка превратилась в короткий жилет с полами, утратила рукава. Сохранилась вышивка и отделка по краю. Вырез на груди украсило жабо (кружевная накладка). Шейный платок превратился в галстук (прообраз современного галстука). Сюртук (жюстокор) лишился роскошного приклада, позумента и металлического орнамента и уменьшились обшлага. Полы сюртука подрезали и стали укреплять китовым усом, таким образом, они приобрели округлую форму. Исчезла завивка волос, волосы ,зачесанные на затылке, стали укладывать в шелковый мешочек.

Определение общего назначения архитектуры и одежде.

  1. Вернуться к первому заданию, сравнить правильность ответов, если есть необходимость исправить. Слайд №14
  2. Сделать короткое обобщение прослушанного материала.

Второй урок. “Время. Эпоха. Стиль”.

Практическое занятие.

Объяснение творческого задания.

Материалы для работы: лист фА3, оклеенный газетой, фигуры людей, иллюстрации костюмов и построек изучаемых эпох, клейстер, тряпка, набор газет, ножницы, коробки под мусор.

Работа в парах (мужской и женский костюмы).

Дать возможность выбора костюма и постройки. Нацелить на ассоциативно-образное мышление, придумать литературного героя; дать ему в руки модные аксессуары того времени, развивая тем самым, творческую фантазию

Вводный инструктаж:

  • Возможные травмы: порезы, отравление типографской краской.
  • Меры предосторожности: аккуратно работать с ножницами, не мешать соседу, передавать друг другу ножницы кольцами вперед.
  • Первая помощь: сообщить учителю, обработать рану дезинфицирующим веществом.

План работы:

  1. Выбрать костюм и постройку данной эпохи.
  2. Составить композицию на ф. А3 (за руки, положить руку на плечо; придумать литературных героев, найти место постройки.
  3. Соотнести размеры фигур.
  4. Начать “одевать” фигуры с нижней одежды (юбки, штаны, чулки, рукава, рубаха и тд.), затем выполнять верхний костюм. Обувь, волосы, шляпу, банты и тд.

Клея брать немного, сырая бумага долго будет сохнуть. Проклеивать бумагу в складках платья между собой. Показ учителем процесс выполнения работы и уже выполненные работы в этой технике.

  1. Творческая работа.

Текущий инструктаж: по ходу занятия лучшие работы и ошибки показать учащимся.

  1. Подведение итогов.

Заключительный инструктаж.

Домашнее задание.

Отметить наиболее удачные работы и нацелить на продолжение, объявив, что будем делать выставку лучших работ. Работу можно завершить на занятии в кружке ИЗО.

 Итоговая работа