«Тысяча учителей – тысяча методов».
Китайская пословица.
«Две – три мысли, два –три впечатления поглубже выжитые в
детстве, собственным усилием (а если хотите, так и страданием), приведут
ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…
Ф.М.Достоевский.
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» стала разработка системы профильного обучения в старших классах.
Профильное обучение учащихся – это требование времени, общества. Оно становится промежуточным звеном между общеобразовательным уровнем и профессиональным образованием.
Особенностью преподавания истории в профильных социально-гуманитарных классах является переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.
Проблемный метод обучения помогает активизировать учебную деятельность учащихся.
Проблемный метод обучения - есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.
Этапы проблемного обучения
I. Разработка проблемных вопросов
Вопрос должен быть:
- сложным, сопряженным с противоречиями;
- увлекательным, но соответствующим логике науки;
- емким, способным охватить широкий круг вопросов;
- предполагающим научный спор;
- создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Примеры проблемных вопросов по истории России
- Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
- Руководители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев– разбойники или защитники народа?
- XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
- Культура России в XVIII веке: раскол, или расцвет, или упадок?
- Реальна ли была альтернатива эволюции российского абсолютизма в «конституционно – аристократическую монархию?»
- Экономика России в 1894 – 1913 годах: это расцвет или кризис?»
- Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
- Октябрь 1917 год: переворот, восстание или революция?»
II. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию
- Через углубление проблемного вопроса;
- Через поиск разных граней его решения;
- Через сопоставление разных вариантов ответов.
Проблемный вопрос к уроку – дискуссии в 11 классе: Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»
Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.
В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».
Класс делится на две группы:
1 группа - поиск информации, аргументация вопроса НИКОЛАЙ II-«Кровавый».
2 группа – поиск информации, аргументация вопроса НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».
Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ.
Результаты поисково – исследовательской работы.
1 группа.
Факты:
- Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.
- «Кровавое воскресение», 1905 год.
- Людские жертвы во время русско–японской и первой мировой войны.
2 группа.
Факты:
- Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.
- Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.
- Неизлечимая болезнь долгожданного сына.
- Расстрел царской семьи.
Подведение итогов дискуссии, выводы.
Николай II – последний император из династии Романовых.
- Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;
- Многие считали его слабым правителем;
- Многие считали его идеальным семьянином;
НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».
III. Формы решения проблемных ситуаций.
- Дискуссия;
- Научный спор;
- Проблемная лекция;
- Проблемный семинар;
- Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.
Темы проблемных семинаров в 10-11 классах по истории России.
- Движение или восстание декабристов?
- «Прусский» или «американский» путь развития капитализма ожидался в послереформенной России?
- Проблема иностранного вмешательства в дела России в годы гражданской войны в исторической литературе.
- Переход к новому времени в России и Западной Европе: общее и особенности.
- Церковный раскол как социокультурный и религиозный феномен.
- Были ли альтернативы исторического развития послепетровской России?
Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:
1. Задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на СССР, другие же заявляют, что И.В.Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно работать по группам одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.
2.Задачи на противоположные высказывания одного человека.
Так, В.И.Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.
3. Задачи на оценку конкретной личности. Например «Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин: реформатор или деспот?», Николай II – «кровавый» или «святой мученик?»
4. Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов. Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы : «Демографические взрывы и катастрофы»., «Сила права или право силы?» и т. д.
Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе
Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности.
Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или….?
Проблемное домашнее задание: каково влияние среды на становление личности Ивана IV? (сочинение-эссе)
Урок 2. Реформы 50-х гг.
Проблемный вопрос: была ли Россия сословно – представительной монархией?
Проблемное домашнее задание: в чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции? (составить сравнительную таблицу)
Урок 3. Опричнина.
Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину?
Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной? (работа с историческими документами)
Урок 4. Внешняя политика России при Иване IV.
Проблемный вопрос: Почему Россия победила на Востоке и проиграла на Западе и на Юге?
Проблемное домашнее задание: какие внутренние и внешние изменения произошли в развитии России во времена Ивана IV? (Защита проектов.)
Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время.
Оценки современников, историков.
Разрешение проблемного вопроса к теме.
Вопросы:
- Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?
- Ваше отношение к личности Ивана IV.
- Альтернативные пути развития России при Иване
Выводы
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.