Обобщающий урок русского языка на тему "В гостях у твердого и мягкого знака"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить полученные детьми знания о разделительных ь и ъ знаках.
  2. Повторить ранее изученные орфограммы, состав слова, звуко– буквенный анализ слова и разбор предложения по членам.
  3. Учить строить грамотные и полные предложения, слушать и слышать.
  4. Развивать память, речь, воображение, творческие способности учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: на этом этапе формируется положительную мотивацию детей к обучению; создается интерес к деятельности.

II. Определение темы урока.

Применяю проблемный метод, совместный поиск решения проблемных ситуаций.

Учитель.

У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток.

На доске написан девиз урока: “Друзья, ученье нас объединяет!”

– Ребята, прочитайте девиз урока и определите тему сегодняшнего урока.

Ученики. Темой урока будет разделительный твердый и мягкий знак.

Учитель. Молодцы, ребята. Сегодня на уроке мы совершим увлекательную экскурсию в страну ъ и ь знака. Но чтобы туда попасть необходимо, чтобы вы вспомнили правила написания ъ и ь.

Ученики. Воспроизводят правила.

III . Минутка чистописания.

Цель: развитие каллиграфического почерка.

Ь ееюия лисьи, варенье, воронье

Ъ ееюя объедки, подъехал, съел

IV . Актуализация знаний.

“В гостях у мягкого знака”

Учитель. Итак, сначала мы заглянем в гости к мягкому знаку.

1) Посмотрите на слова вьюга, горько, льет. Скажите, какое слово лишнее?

Ученики. Лишнее слово горько, т.к. здесь мягкий знак – показатель мягкости.

Учитель. Значит мягкий знак может выполнять две функции. Какие?

Ученики. Мягкий знак может быть разделительным и показателем мягкости.

Применение коммуникативных технологий (форма – обучение в содружестве)

2) Работа в парах.

Измените слова по образцу:

Школа – мебель (какая?)… школьная

Сигнал – флажок (какой?) …

Село – местность (какая?) …

Журнал – столик (какой?) …

Сила – ветер (какой?) …

Учитель. Какую роль в данных словах выполнял мягкий знак?

Ученики. Мягкий знак был показателем мягкости.

3) По улицам мягкого знака ходит очень интересный обитатель – жук.

Я сейчас вам про него прочитаю рассказ. Вы должны будете выписать из него слова с разделительным мягким знаком.

Живет на свете жук. Его костяной хвост – настоящее ружье. Только стреляет оно не дробью. Ядовитыми брызгами бьет жук своего обидчика.

Ученики повторяют правило написания разделительного мягкого знака.

Учитель. Ребята, сделайте звуко - буквенный анализ слова бьет.

Бьет – [б й о т] – 1 слог, 4 буквы, 4 звука.

Форма обучения – работа в группах.

4) На доске написаны слова: брат, соловей, ручей, звено, воробей, друг, муравей, колос. Ребятам предлагается изменить их так, чтобы они обозначали несколько предметов.

Брат – братья, соловей – соловьи, ручей – ручьи, звено – звенья,

воробей – воробьи, друг – друзья, муравей – муравьи, колос – колосья.

Составьте предложение со словом друзья. Найдите грамматическую основу этого предложения.

Ученики. Друзья пошли в лес.

Кто? Друзья. Это подлежащее, выраженное существительным.

Что сделали? Пошли. Это сказуемое, выраженное глаголом.

Физминутка. ( В ыполнение здоровьесберегающей технологии.)

“В гостях у твердого знака”

Учитель. А сейчас мы побудем в гостях у твердого знака.

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о разделительном ъ.

Ученики. Разделительный твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся согласной, перед гласными е, е, ю, я.

Применение поискового метода:

5) Учитель. Первыми нам встретились волк и еж. Прочитайте про них стихотворение и выпишите слова с разделительным твердым знаком.

Волк ужасно разъярен–
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.

Ученики. Выписали слова разъярен, съесть, съедобен, съеденья, съежась, объегорил.

Учитель. Найдите однокоренные слова и выделите в них корень.

Еще раз делаем вывод в каком случае нам надо писать разделительный твердый знак.

Ученики. Разделительный твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся согласной, перед гласными е,е,ю,я.

6) Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Почему в первом столбике слов нет разделительного твердого знака?

поехал
приехал
заехал
переехал
съехал
отъехал
въехал
подъехал

Ученики. В первом столбике слова с приставками, оканчивающимися на гласные, поэтому твердый знак в этих случаях не пишется.

Ученик:

Было сели
Стало съели
Догадаться вы сумели
Почему случилось так.
Кто виновник?
Твердый знак!
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.

Развитие речи, воображения.

Учитель. Составьте слова с различными приставками:

1 вариант составляет слова с корнем – езд,

2 вариант составляет слова с корнем – ел.

  В–  
Об - - езд
- ел
С -
Под - - От  

Ученики: въезд, съезд, объезд, подъезд, отъезд, объел, подъел, съел, въелся и другие.

Учитель: Ребята как можно назвать одним словом эти слова?

Ученики: Эти слова однокоренные.

Учитель: Составьте с ними несколько предложений так, чтобы получился интересный текст.

V. Индивидуальная работа. Разноуровневые задания на карточках.

1 -й уровень.

I вариант

Запиши слова в 2 столбика.

С..язвил, солов..и, с..ежился, ненаст..е, ател..е, из..ян, печен..е, раз..единить, в..юн, пред..явить.

II вариант

Запиши слова в 2 столбика.

Грозд..я, чут..е, бур..ян, вз..ерошить, раз..яснил, свин..я, об..ем, с..ехал, в..езд, с..ем.

2 -й уровень.

I вариант

Исправь ошибки.

Шъет, платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, съемка обезъяны, падехал к падьезду.

II вариант

Исправь ошибки.

Обедаться воронъем, разяренная обезъяна, въется въюн, платье с изяном, птичъи семьи.

3 -й уровень.

Придумай по 5 слов с разделительными Ъ и Ь знаками

Спиши.

Не учи бездел..ю, учи рукодел..ю. Чтобы рыбку с..есть, надо в воду лезть. Весел..е – от всех бед спасен..е. Труд людей об..единяет. Не гони коня плет..ю на под..еме в гору. С..ел кусочек с птичий носочек.

Придумай по 5 слов с разделительными Ъ и Ь знаками

Спиши.

Не учи бездел..ю, учи рукодел..ю. Чтобы рыбку с..есть, надо в воду лезть. Весел..е – от всех бед спасен..е. Труд людей об..единяет. Не гони коня плет..ю на под..еме в гору. С..ел кусочек с птичий носочек.

Учащиеся объясняют написание разделительного твердого и мягкого знаков.

 

Учитель: Наш урок на этом закончен, но мы не прощаемся с твердым и мягким знаками, у нас с ними будут еще встречи на уроках русского языка.