Цели:
- создать на уроке ситуацию, помогающую открыть причины выбора окончаний глаголов в прошедшем времени;
- способствовать развитию орфографической зоркости; интеллектуальных умений:
- анализировать, обобщать; содействовать развитию у детей умения работать в парах, группах;
- создать условия для общения друг с другом, положительной учебной мотивации.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайды презентации, словари, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок –
Начинается урок.
Демонстрация слайда.
Сядет тот ряд, который правильно ответит на вопрос.
1 ряд
В каких словах в названиях букв допущена ошибка?
Зима - эз, и, мэ, а.
Снежинки - эс, зн, е, жэ, и, зн, кэ, и
Кормушка - ка, о, эр, эм, у, ше, ка, а.
2 ряд
Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Ботинки –
Сапоги -
Носки -
Пальто -
3 ряд
Поставьте в словах ударение.
Алфавит, документ, цыган, медикаменты.
Учащиеся работают в группах. Один учащийся от группы (ряда) отвечает.
Поднимите глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо, назад. А теперь посмотрите на меня.
П. Интеллектуальная разминка
Демонстрация слайда.
1. Существительное - это
2. Прилагательное - это...
З. Глагол - это...
4. Существительное, прилагательное, глагол - это...
5. Служебные части речи - это...
6. Что есть и у существительного, и у растения, и у зуба? (Корень.)
7. К какому склонению относится существительное - ответ на загадку: «Зимой и летом одним цветом?». (Сосна, ель, ёлка.)
8. Чему равна сумма склонений существительных зима и лето? (3.)
III. Проверка домашнего задания
- Какое время года наступило?
- А какие зимние месяцы вы знаете?
Демонстрация слайда.
Декабрь - 6
Январь - 6
Февраль – 6
- Что объединяет эти слова? (Существительные, 2 слога, 2 слог ударный, мужского рода,
2 склонения, неодушевленные, нарицательные.)
- Сколько букв в слове январь?
- Сколько звуков?
- А кто сумеет объяснить название месяца январь? Почему его так назвали?
(Учащиеся объясняют название месяца январь.)
Январь. В старину на Руси январь называли «сечень», так как он рассекает, или делит, зиму на две половины. Древние римляне этот месяц называли в честь Януса - бога солнца и света - январем. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое — молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число ЗОО, на пальцах левой — 65. 365 — это количество дней в году.
В новогодний праздник никто не должен был ссориться, драться, кричать, чтобы не вызвать гнева Януса, который, рассердившись, мог послать людям плохой год.
- Какими источниками информации вы пользовались?
- Что обозначает цифра записанная рядом? (Количество звуков в слове.)
IV. Чистописание
На минутке чистописания мы напишем букву, которая находится в слове январь и обозначает в нём согласный, парный, звонкий, твёрдый звук. Какая это буква? (в)
в
Дети пишут букву в.
Ребята слепили снеговика с ведром на голове.
- Прочитайте предложение, поставив логическое ударение на слове ребята.
- Прочитайте предложение, поставив логическое ударение на слове слепили.
- Какими словами близкими по значению можно заменить слово ребята? (Дети, детвора,
ребятня.)
Демонстрация словарей. (Синонимов, антонимов.)
- Назовите слово с непроверяемой безударной гласной.
- Назовите слова с проверяемой безударной гласной.
- Запишите это предложение.
Дети пишут предложение.
V. Словарная работа.
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имён прилагательных.
(День (какой?) солнечный, светлый, ясный, прекрасный и т.д.)
- Да наступила чудесная пора. Демонстрация слайда.
У ч и т е л ь.
Пришла зима.
Синеют дальние дали.
Птицы на склоне холма.
Кому-то письмо написали.
(Письмо.)
Мы, не, боимся, холода, а, голода.
- Составьте из слов предложение.
- Кому птички написали письмо?
- Зачем они его написали?
- Как же мы можем им помочь?
- Запишите это предложение.
Дети пишут предложение.
- Помните! Чёрный хлеб вреден птичкам; сало нужно давать не солёное, а свежее; семечки лучше жаренные.
Послушайте предложения и запомните словарные слова.
Учитель читает предложения.
Девочка высыпала около крыльца хлебные крошки. Прилетел воробей и стал клевать. А ворона и сорока сидели на дереве и наблюдали.
- Можно ли сказать, что это текст? Докажите.
- Какие словарные слова запомнили?
- Запишите словарные слова в алфавитном порядке. Дети записывают.
- Какого человека называют вороной? (Ворона — рассеянный, невнимательный человек.)
- Какого человека называют сорокой? (Сорока — болтливый человек)
VI. Физминутка
Игра «Да», «нет».
1. В русском языке 33 буквы. (Да.)
2. Из них 21 согласная. (Да.)
3.. . . 6 гласных. (Нет.)
4. Приставка — часть речи. (Нет.)
5. Окончание — часть слова. (Да.)
6. Подлежащие член предложения. (Да.)
7. Определение — второстепенный член предложения. (Да.)
8. В русском языке 5 падежей. (Нет.)
VII. Работа по теме урока
Демонстрация слайда.
1. Создание проблемной ситуации.
- Найдите в тексте глаголы прошедшего времени.
- От чего зависит выбор окончания глаголов в прошедшем времени?
2. Сообщение темы урока.
3. Работа у доски.
На кухне висел.. красивая лампа.
В прихожей висел.. огромное зеркало.
В гостиной висел.. старинный светильник.
На ёлке висел.. чудесные игрушки
4. Работа в парах.
Карточка 1 |
Карточка 2 |
Стоял.. ранее утро. |
Росл.. дикая яблоня. |
Солнце освещал.. верхушки сосен. |
Осенью упал.. с неё яблоко. |
Длинные тени лежал.. на песке. |
Птицы склевал.. яблоко. |
Лёгкая волна набегал.. на берег. |
Одно зёрнышко проросл.. |
5. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения № 3 на странице 10.
б. Взаимопроверка.
VIII. Домашнее задание
IХ. Рефлексия
Демонстрация слайда.
- Мне понравилось
- Я был рад, когда
- Я злился, потому
- Я научился
- Я буду помнить о том