Урок русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создать на уроке ситуацию, помогающую открыть причины выбора окончаний глаголов в прошедшем времени;
  • способствовать развитию орфографической зоркости; интеллектуальных умений:
  • анализировать, обобщать; содействовать развитию у детей умения работать в парах, группах;
  • создать условия для общения друг с другом, положительной учебной мотивации.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайды презентации, словари, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок –
Начинается урок.

Демонстрация слайда.

Сядет тот ряд, который правильно ответит на вопрос.

1 ряд

В каких словах в названиях букв допущена ошибка?

Зима   -  эз, и, мэ, а.

Снежинки -  эс, зн, е, жэ, и, зн, кэ, и

Кормушка -  ка, о, эр, эм, у, ше, ка, а.

2 ряд

Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Ботинки –

Сапоги -

Носки -

Пальто -

3 ряд

Поставьте в словах ударение.

Алфавит, документ, цыган, медикаменты.

Учащиеся работают в группах. Один учащийся от группы (ряда) отвечает.

Поднимите глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо, назад. А теперь посмотрите на меня.

П. Интеллектуальная разминка

Демонстрация слайда.

1. Существительное - это

2. Прилагательное - это...

З. Глагол - это...

4. Существительное, прилагательное, глагол -  это...

5. Служебные части речи -  это...

6. Что есть и у существительного, и у растения, и у зуба?  (Корень.)

7. К какому склонению относится существительное -  ответ на загадку: «Зимой и летом одним цветом?». (Сосна, ель, ёлка.)

8. Чему равна сумма склонений существительных зима и лето? (3.)

III. Проверка домашнего задания

- Какое время года наступило?

- А какие зимние месяцы вы знаете?

Демонстрация слайда.

Декабрь - 6

Январь - 6

Февраль – 6

- Что объединяет эти слова? (Существительные, 2 слога, 2 слог ударный, мужского рода,

2 склонения, неодушевленные, нарицательные.)

- Сколько букв в слове январь?

- Сколько звуков?

- А кто сумеет объяснить название месяца январь? Почему его так назвали?

(Учащиеся объясняют название месяца январь.)

Январь. В старину на Руси январь называли «сечень», так как он рассекает, или делит, зиму на две половины. Древние римляне этот месяц называли в честь Януса -  бога солнца и света -  январем. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое — молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число ЗОО, на пальцах левой — 65. 365 — это количество дней в году.

В новогодний праздник никто не должен был ссориться, драться, кричать, чтобы не вызвать гнева Януса, который, рассердившись, мог послать людям плохой год.

- Какими источниками информации вы пользовались?

- Что обозначает цифра записанная рядом? (Количество звуков в слове.)

IV. Чистописание

На минутке чистописания мы напишем букву, которая находится в слове январь и обозначает в нём согласный, парный, звонкий, твёрдый звук. Какая это буква? (в)

в

Дети пишут букву в.

Ребята слепили снеговика с ведром на голове.

- Прочитайте предложение, поставив логическое ударение на слове ребята.

- Прочитайте предложение, поставив логическое ударение на слове слепили.

- Какими словами близкими по значению можно заменить слово ребята? (Дети, детвора,

ребятня.)

Демонстрация словарей. (Синонимов, антонимов.)

- Назовите слово с непроверяемой безударной гласной.

- Назовите слова с проверяемой безударной гласной.

- Запишите это предложение.

Дети пишут предложение.

V. Словарная работа.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имён прилагательных.

(День (какой?) солнечный, светлый, ясный, прекрасный и т.д.)

- Да наступила чудесная пора. Демонстрация слайда.

У ч и т е л ь.

Пришла зима.
Синеют дальние дали.
Птицы на склоне холма.
Кому-то письмо написали.

(Письмо.)

Мы, не, боимся, холода, а, голода.

- Составьте из слов предложение.

- Кому птички написали письмо?

- Зачем они его написали?

- Как же мы можем им помочь?

- Запишите это предложение.

Дети пишут предложение.

- Помните! Чёрный хлеб вреден птичкам; сало нужно давать не солёное, а свежее; семечки лучше жаренные.

Послушайте предложения и запомните словарные слова.

Учитель читает предложения.

Девочка высыпала около крыльца хлебные крошки. Прилетел воробей и стал клевать. А ворона и сорока сидели на дереве и наблюдали.

- Можно ли сказать, что это текст? Докажите.

- Какие словарные слова запомнили?

- Запишите словарные слова в алфавитном порядке. Дети записывают.

- Какого человека называют вороной? (Ворона — рассеянный, невнимательный человек.)

- Какого человека называют сорокой? (Сорока — болтливый человек)

VI. Физминутка

Игра «Да», «нет».

1. В русском языке 33 буквы. (Да.)

2. Из них 21 согласная. (Да.)

3.. . . 6 гласных. (Нет.)

4. Приставка — часть речи. (Нет.)

5. Окончание — часть слова. (Да.)

6. Подлежащие член предложения. (Да.)

7. Определение — второстепенный член предложения. (Да.)

8. В русском языке 5 падежей. (Нет.)

VII. Работа по теме урока

Демонстрация слайда.

1. Создание проблемной ситуации.

- Найдите в тексте глаголы прошедшего времени.

- От чего зависит выбор окончания глаголов в прошедшем времени?

2. Сообщение темы урока.

3. Работа у доски.

На кухне висел.. красивая лампа.

В прихожей висел.. огромное зеркало.

В гостиной висел.. старинный светильник.

На ёлке висел.. чудесные игрушки

4. Работа в парах.

Карточка 1

Карточка 2

Стоял.. ранее утро.

Росл.. дикая яблоня.

Солнце освещал.. верхушки сосен.

Осенью упал.. с неё яблоко.

Длинные тени лежал.. на песке.

Птицы склевал.. яблоко.

Лёгкая волна набегал.. на берег.

Одно зёрнышко проросл..

5. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения № 3 на странице 10.

б. Взаимопроверка.

VIII. Домашнее задание

IХ. Рефлексия

Демонстрация слайда.

  • Мне понравилось
  • Я был рад, когда
  • Я злился, потому
  • Я научился
  • Я буду помнить о том