Тип урока: урок-фантазия.
Дидактическая цель: создать условия для формирования графических умений и навыков учащихся в изображении сказочной птицы.
Оборудование урока: слайды с изображением птиц в русском народном творчестве. Приложение 1; стихи, закликалки; гуашь, кисти, ножницы, клей; объемное дерево, выполненное в технике “бумагопластика”
План урока.
- Организация учащихся к уроку.
- Сообщение темы урока.
- Введение в тему урока.
- Вступительная беседа.
- Просмотр отрывка из сказки А. Роу “Морозко”.
- Педагогический рисунок.
- Практическая творческая деятельность учащихся.
- Итог урока.
Ход урока
I. Организация учащихся к уроку.
– Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами!
Сегодня нам предстоит интересная работа, и нам необходимо разработать наши пальчики.
Они вежливые и умеют здороваться друг с другом:
Здравствуй, брат!
Здравствуй, брат!
Я, братишка, тоже рад!
Привет!
(Одноименные пальчики в ритм приговорки постукивают друг друга)
– А ещё наш кулачок умеет превращаться в яркое солнышко:
Солнышко, поскорей |
(Пальчики разжимаются и сжимаются в кулачок (Показать большой пальчик) |
II. Сообщение темы и цели урока.
– Со светлой надеждой мы ждем весну. В народе говорят: “Птицы – вестники весны”, “Птицы весну на крыльях принесли”. Сегодня я пришла не одна – я принесла волшебную птичку. Она поможет нам нарисовать сказочную птицу. Слайд 1
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Птичка эта не простая, она на своих крыльях нам тепло принесла. В народных сказках и поверьях птицы – символ света, радости, счастья. Слайд 2.
Зарю в устном народном творчестве нередко сравнивали с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу – солнцу. Сказочные птицы – очень красивые, умные и добрые. Чтобы весна быстрее пришла, придумывались песни, поговорки, заклички.
Жаворонки прилетите,
Весну – красну принесите.
Надоела нам зима,
Пусть приходит к нам весна.
Ребята, прислушайтесь. Я слышу знакомую музыку.
2. Просмотр отрывка из сказки А.Роу “Морозко” Слайд 3.
– Ой, ребята, как холодно сразу стало! Все замерзло, и наша птичка уснула. Чтобы прогнать холод и разбудить все живое, что заморозил Дед Мороз, нам необходимо разморозить наше дерево. А оно расцветет только тогда, мы нарисуем сказочных птиц и прикрепим к нему.
Физкультминутка.
Жаворонки прилетели,
На березку дружно сели.
Чили, чили все поют,
В гости к нам весну зовут.
IV. Педагогический рисунок.
– Вы не забыли, что урок у нас сегодня необычный? И рисовать мы будем необычным способом – с помощью ладошки. Сегодня я вам предлагаю птиц изобразить любых.
Пусть это будут чудо – птицы,
Заморские и небылицы,
Птички – невелички, птахи лесные,
Певуньи голосистые – все родные.
Учитель объясняет этапы выполнения рисунка. Слайд 4.
V. Практическая творческая деятельность учащихся. Слайд 5.
Мы рисуем сказочную птицу, поэтому фантазируйте, украшая её.
Чем ярче и наряднее будет птичка, тем быстрее наше дерево зацветет, а птичка оживет.
Готовую птичку необходимо аккуратно вырезать ножницами (инструктаж по правилам обращения с ножницами).
Птички наклеиваются на импровизированное дерево.
VI. Итог урока.
Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Сегодня мы сотворили чудо! Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!
Все ребята очень старались, поэтому птицы получились очень красивые, яркие, роскошные. Наше дерево расцвело, а птичка проснулась. Она понесет тепло на своих крыльях во все уголки земли, и наступит весна.
– Ребята, птиц можно изображать по-разному, стоит только пофантазировать.
Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:
Добрее сердцем и теплее душой.