Развитие учебно-познавательной компетенции школьников через конструирование и решение задач практической направленности

Разделы: Математика


«Напичканный знаниями, но не умеющий
их использовать ученик напоминает
фаршированную рыбу, которая
не может плавать»
А.Л. Минц

Изменение целей образования на современном этапе ведет к существенным изменениям в содержании образования. В информационном веке школа  должна выпускать из своих стен не «сосуд, напичканный знаниями», а личность, способную к самосовершенствованию в постоянно изменяющихся жизненных условиях.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечена необходимость формирования школой ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Учебно-познавательная, коммуникативная и информационная компетенции относится к разряду ключевых компетенций. Под учебно-познавательной компетентностью будем понимать

  • владение в совершенстве способами и приемами познания,
  • умение находить не только решение уже известных задач, но самостоятельно и находить новые решения в нестандартных учебных ситуациях,
  • желание учиться,
  • умение ученика определять цели и задачи своей деятельности,
  • умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Учебно-познавательная компетентность нужна ученику не только для того, чтобы сегодня успешно учиться в школе. Она нужна для того, чтобы получить высшее образование, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, а в случае необходимости сменить специальность. Ведь наша жизнь - это  череда житейских и производственных проблем, разрешение этих проблем  требует новых знаний и умений, которые можно приобрести только в процессе учения.

В данной статье мы попытаемся раскрыть некоторые приемы формирования учебно-познавательной компетентности школьников через применение основных принципов педагогической техники: принципа деятельности, принципа свободы выбора.

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. А что значит работать со знанием? Это означает его применять, искать условия и границы его применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать разные модели. Авторы современных учебно-методические комплектов по математике предпринимают попытки приблизить задачный материал к действительности, но изменения в нашей жизни происходят настолько быстро, что это практически невозможно. Заменили  задачи о пионерах и субботниках, но задач, которые позволили бы ребенку применить знания в своей повседневной жизни, да еще вызвали интерес,  в учебниках по прежнему очень немного. Поэтому мы совместно с учениками находим или конструируем  такие задачи, которые позволили бы средствами математики сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации.

Например, при изучении темы «Действия с натуральными  числами» предлагаем ученикам такую задачу:

Вася, Люда и Андрей недавно переехали  в город Б. Каждому из них необходимо телефонное обслуживание. Телефонная компания предложила им три способа подключения и оплаты телефонных разговоров. Ежемесячно они должны вносить определенную абонентскую плату и оплачивать каждую минуту разговора. Стоимость минуты разговора зависит от  времени дня или ночи, в которое они разговаривают по телефону, а также от выбранного ими способа оплаты. Оба способа оплаты включают в себя некоторое число минут, за которые не берется плата. Подробные сведения о каждом способе оплаты приведены в таблице.

Способ

Абонентская плата за месяц

Стоимость одной минуты

Число бесплатных минут

«Днем»

(с 8 утра до 6 вечера)

«Ночью»

(с 6 вечера до 8 утра)

Тариф А

200 руб

3 руб

1 руб

180

Тариф Б

150 руб

2 руб

2 руб

120

Тариф В

180 руб

1 руб

3 руб

150

Люда разговаривает меньше двух часов в месяц. Вася разговаривает по телефону более 10 часов в месяц, но чаще в ночное время. Андрей с утра решает деловые вопросы не менее 7 часов в месяц. Какой тариф будет более дешевым для каждого.[1, стр.92]

Так как в Алтайском крае телефонные компании во многих районах уже перешли на такую систему оплаты, то возможно и наш город к ним присоединится, поэтому дети с удовольствием анализируют данные, просчитывают все возможные ситуации и выбирают наиболее приемлемый вариант. После решения данной задачи ученикам предлагается  сконструировать задачи, только для абонентов сотовой связи, что они с удовольствием делают. Дети  быстрее вникают в суть различных тарифных планов, и, средствами математики решают актуальную для себя или своей семьи задачу, непроизвольно отрабатывая навыки выполнения действий с десятичными дробями, натуральными числами, приемы сравнения.  Часто в конструировании задачи или моделировании ситуации принимают участие все члены семьи, а в классе ученики нередко предлагают  более рациональным способом решения, чем  автор. При составлении таких задач ученики добывают  информацию (в пунктах обслуживания телефонной сети), анализируют ее, обрабатывают и предлагают свою математическую модель данной ситуации. И это уже уровень творчества.

При изучении темы «Периметр и площадь прямоугольника» рассматриваем следующую задачу:

Бизнесмен Гриша решил прямоугольный участок земли длиной 140м и шириной 60 м разделить на  4 одинаковых прямоугольных  участка. Из трех предложенных  вариантов, ему нужно выбрать тот, при котором стоимость  изгороди для участка будет наименьшей.

Ученики  оказываются  в ситуации  выбора. Отрабатывая навыки по применению формулы периметра прямоугольника,  дети  разрешают конкретную житейскую проблему. Формы участков могут быть самыми разнообразными, можно предложить детям составить задачу для участков, имеющих форму другой геометрической фигуры (ромба, параллелограмма, произвольного многоугольника)

В 6 классе при изучении темы «Диаграммы» детям предлагается предварительное задание для практической работы:

1. Придумать вопрос, который бы мог заинтересовать  учащихся нашей гимназии.

2. Провести опрос не менее 40 учащихся (указанного возраста)

3. Составить таблицу результатов опроса.

4. Построить диаграмму по результатам опроса.

Задание выдается ученикам за несколько дней до урока. Первый и второй пункт

выполняются до урока, третий и четвертый во время урока, используем возможности программы Excel. Ученики придумывают самые разнообразные вопросы: «Твой любимый мультфильм?», « Какой цвет самый модный в этом году?», «Вредные привычки твоих одноклассников?» и т.д.

Работая с полученной диаграммой, ученики делают выводы на основе исходных данных и обосновывают их. Можно предложить интерпретировать  информацию, представленную на диаграмме  одноклассникам.

Особое место отводиться задачам по теме «Проценты».

При изучении данной  темы, используя метод  «погружения», мы стараемся более полно раскрыть весь спектр применения данного знания в повседневной жизни. Это и банковская система и семейный бюджет,  торговля, биржа, штрафные санкции и т.д. Дети, руководствуясь принципом свободы выбора, решают и составляют  задачу  для любого из перечисленных случаев. На выбор предлагается набор слов:

  • распродажа,  цена,  экономия;
  • денежный перевод, банк, оказанные услуги;
  • акция, доход, компания, ежемесячное начисление;
  • тариф, квартплата, процент; и т.д.

В результате совместных усилий получаем, например, задачи следующего содержания:

  • На сезонной распродаже   магазина «Тип-топ» в марте цена на модельные зимние сапоги была снижена на 25 % и составила 3750 руб. Через месяц   сапоги подешевели еще на 20 %. Сколько денег можно сэкономить от первоначальной стоимости, если купить сапоги в апреле? Достаточно ли будет  сэкономленных денег для покупки пары летней обуви по цене 1500 р.?
  • Банк «Шырли-мырли» осуществляет денежные переводы. Минимальная сумма перевода 50 р., максимальная - 300000 р.  С суммы перевода  банк берет 1,5 % за оказание услуги. На сколько в процентном отношении  возьмут больше с человека, сделавшего перевод на максимальную сумму, чем с того, кто сделал  перевод на 50 р.?
  • Компания «Х» выплачивает доход по своим акциям ежемесячно из расчета 140 % годовых, компания «У» выплачивает  доход по акциям  1 раз в полгода из того же расчета. В акции какой компании выгоднее вложить деньги на 1 год? [2, стр.51]
  • Пребывание ребенка в детском саду  родители оплачивают в сбербанке, ежемесячно внося 1300 рублей. Оплата должна производиться своевременно до 10 числа каждого месяца, после чего начисляется пеня в размере 3 % за каждый день просрочки от суммы оплаты пребывания ребенка за месяц. Сколько должны заплатить родители, если просрочат оплату на неделю.
  • С 1 января 2009 года тарифы на электроэнергию возрастут на 24 %, на коммунальные услуги на 12 %, на горячую воду и отопление на 30 %,на холодную воду на 15 %. Определите, на сколько процентов выросла квартплата в январе по сравнению с декабрем 2008 года .
  • По данным центра занятости населения кризис в Америке отразился и на нашем городе. Под сокращение на крупных  и мелких предприятиях попало около 2,5 тыс. человек. При численности трудоспособного населения города 108 тыс.чел определите в процентном отношение количество сокращенных рабочих мест в городе.
  • Студент Вася решил получить второе высшее образование и начал откладывать деньги в банке. В августе  2008 года, заработанные за лето 1000 евро, он  положил в банк под 4 % годовых. Будет ли этих денег достаточно для оплаты второго высшего образования, если год  обучения в вузе стоит 40000 рублей?

При конструировании  задач ученики могут пользоваться газетами, объявлениями, документами, помощью родителей, что позволяет расширить кругозор и приобрести навыки

работы с информацией, повысить уровень учебной  мотивации к получению математических знаний.  При конструировании задач у ребенка имеется возможность реализовать  себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность. В процессе работы по составлению задач происходит взаимодействие  учащихся с товарищами, родителями и учителем, ребенок имеет возможность применить уже имеющийся  у него опыт и знания, происходит соединение академических знаний и практических  действий. Ученик, вовлеченный  в этот процесс, имея собственный опыт, будет ценить любую задачу, зная, сколько сил в нее вложено. Таким образом, процесс конструирования задач позволяет превратить скучнейшие вычислительные задания в   увлекательное занятие, при котором ученик является не только исполнителем, но и автором.

В процессе конструирования и решения практических задач учитель создает условия для овладения учениками способами и приемами познания, предоставляя возможность самостоятельно создавать и разрешать нестандартные учебные ситуации, учит планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, развивая таким образом учебно-познавательную компетенцию школьников.

Литература

1. Ковалева Г.С. Качество общего образования в российской школе: по результатам международных исследований. - М.: Логос, 2006.- 408с.

2. Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. - Волгоград: Учитель, 2006.-205 с.