Программа предшкольной подготовки "Филиппок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст: дети 5 – 7 лет

Срок реализации программы – 2 года

Введение

Основными условиями усиления роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны.

Главное конкурентное преимущество высокоразвитого государства связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования.

В России, по признанию мирового педагогического сообщества, сложилась определенная система дошкольного образования, которая сегодня не удовлетворяет все потребности современного общества, т.к. произошли серьезные перемены в системе образования в целом и в дошкольном звене в частности.

Актуальность

В связи с более ранним началом систематического обучения особого внимания требует отбор такого содержания образования детей на предшкольной ступени, которое обеспечивало бы сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности, и как следствие, формирование всесторонне развитой личности ребенка.

Пояснительная записка

Переход ребёнка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с окружающими и всего образа жизни. В связи с этим проблема подготовки ребёнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Для ребёнка 5 -6-летнего возраста учение – это не просто деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность,  его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки – это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития  ребёнка, формирование его личности.

Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении  обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

В программе раннего эстетического развития выделены три основные линии предшкольной подготовки.

Во- первых, это общее развитие ребёнка. К моменту поступления в школу развитие ребёнка должно достичь определённого уровня. В первую очередь речь идёт о развитии памяти, внимания, интеллекта.

Во-вторых, это умение произвольно управлять собой. Известно, что у ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая непроизвольная память. Но произвольно управлять этими процессами ребёнок ещё не научился. Ребёнок может легко и надолго запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Именно это умение, как показывает педагогическая практика, так необходимо выработать к моменту поступления ребёнка в школу. Кроме того, необходимо развитие умения более широкого плана – делать не только то, что хочется, но и то, что надо, хотя и не совсем хочется, или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование положительной учебной мотивации. Речь идёт о воспитании глубокой мотивации, которая может стать побудительной причиной стремления детей к приобретению знаний.

Ввиду того, что в последние годы дети, поступающие в школу, имеют невысокий уровень физического развития, серьёзные проблемы со здоровьем, в программу предшкольной подготовки включены занятия физкультурой и ритмикой.

Ещё один фактор, которым характеризуются в последнее время многие дети, это некоторая поведенческая «распущенность», результатом которой является асоциальное поведение. Дети не умеют сдерживать свои негативные эмоции, не умеют правильно общаться со сверстниками и взрослыми, не владеют навыками культурного поведения. Всё это создаёт дискомфорт в отношениях «ученик – ученик» и  «ученик – учитель» и является помехой успешной учебной деятельности. Именно поэтому в программу предшкольной подготовки введен курс ознакомления с окружающим миром, который помимо представлений об окружающем мире призван знакомить детей с нормами поведения, формировать коммуникативные навыки.

Таким образом, целью предшкольной подготовки является выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка, формирование готовности к школьному обучению.

Выше названные цели реализуются путём решения следующих задач:

  • формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
  • формирование положительной учебной мотивации;
  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • развитие элементарных математических представлений;
  • развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности;
  • общая физическая подготовка, развитие координации движений;
  • развитие творчески активной личности.

Для составления объективного представления о каждом ребёнке в группах подготовки ведется предметное обучение. Кроме занятий, каждый ребенок вместе с родителями получает консультацию школьного логопеда.

Предшкольная подготовка осуществляется двумя потоками:

  • группы детей, одного года обучения (6 – 6,5 лет);
  • группы детей, двух лет обучения (5 – 5,5 лет).

Связь с родителями осуществляется на протяжении всего периода обучения. В каждой группе есть куратор (руководитель) из учителей начальных классов школы. Кроме этого, в течение года неоднократно проводятся общие родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы учебных достижений учащихся ШРЭР «Филиппок», даются рекомендации родителям о подготовке детей к школе, организуются консультации педиатра, логопеда, психолога.

Основные умения и навыки по окончанию курса предшкольной подготовки

Программа раннего эстетического развития предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила поведения в школе, проявлять свои коммуникативные навыки;
  • свободно считать в пределах 10 и обратно;
  • сравнивать числа в пределах 10, называть «соседей» числа;
  • решать простые задачи;
  • выполнять графические диктанты;
  • выделять на слух звуки в словах, давать им характеристику;
  • составлять рассказ по картинке из 5 – 6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • правильно пользоваться карандашом, ручкой, другими графическими материалами;
  • владеть элементарными изобразительными навыками, конструировать из бумаги, лепить из пластилина, выбирая соответствующую технику и средства выражения;
  • слушать и выполнять инструкцию для обучающегося;
  • выполнять простейшие перестроения, общеразвивающие физические упражнения;
  • применять на практике простейшие представления об окружающем мире, использовать свои знания для охраны своего здоровья;
  • двигаться под музыку, выполнять простейшие танцевальные элементы.

После завершения обучения в группах предшкольной подготовки проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:

  • копирование рисунка;
  • ориентировка в межклеточном пространстве, графический диктант;
  • задание на проверку фонематического слуха;
  • решение простых математических задач с графическим изображением ответа;
  • выделение главного признака;
  • выявление закономерностей.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование курса

первый год
обучения

второй год
обучения

количество
часов

количество
часов

Грамота

24

24

Математика

24

24

Английский язык

24

24

Ознакомление с окружающим миром

24

24

ИЗО и конструирование

24

24

Физкультура

24

24

Ритмика

24

24

Музыка

24

24

Всего часов

192

192

Приложения

  1. Планирование по предметам - в Приложении 1.
  2. Занятие по математике – в Приложении 2.
  3. Занятия по предмету ИЗО и художественный труд – Приложение 3.
  4. Презентация «Математика» - в Приложении 4.
  5. Подготовка по предметам – в Приложении 5.