Тема: кодирование и декодирование информации всеми изученными способами.
Цели:
- Закрепить умения учащихся кодировать и декодировать информацию изученными способами.
- Развивать логическое мышление, память и внимание.
- Расширять познания учащихся об окружающем нас информационном мире.
Оборудование: плакат с заготовкой кроссворда, записки с зашифрованными посланиями; сладкий приз; программа «Криптограммы».
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы с вами проведем урок – игру. Какую? Узнаем, разгадав кроссворд:
1. Расшифруйте слово: П W O R P V T V Ф W E W Л V Ь N (ПОРТФЕЛЬ)
2. Как называется ряд, в котором находятся элементы, обладающие общим признаком. (Массив)
3. Сперва назови ты за городом дом, в котором лишь летом семьею живем. Две буквы к названью приставь заодно, получится то, что решать суждено. (Задача)
4. Вокруг дома бумажные, и феи в них живут, всем детям очень важно узнать, как их зовут. (Алфавит)
5. Если к слову «речка» добавить одну букву, то мы узнаем, что возле нее растет… . (Гречка)
6. Специальные значки, с помощью которых передают информацию. (Коды)
7. Как называется кодирование с помощью трафарета? (Криптограмма)
8. Орнамент, которым можно заполнить какую-либо поверхность без промежутков… . (Паркет)
Получилось слово «разведка».
II. Игра – разведка
Класс делится на две команды. Выбираются капитаны.
1 задание
Каждая команда одним из известных способов кодирования информации с помощью криптограмм закодировать доброе пожелание другой команде. Затем обеим командам надо обменяться посланиями и, догадавшись, каким способом закодировано послание, расшифровать его. Побеждает та команда, которая расшифрует первой послание другой команды.
2 задание
Конкурс капитанов. Каждый капитан одним из известных способов закодировать загадку. Обменявшись закодированной информацией, капитаны расшифровывают загадку и пишут отгадку на листке. Побеждает та команда, которая раньше даст правильный ответ. (Члены команды имеют право помогать своему капитану)
3 задание
Придумать физкультминутку и провести ее с членами другой команды.
4 задание
Капитаны каждой команды получают записки от агента 007. Нужно догадаться каким, способом закодирована информация, расшифровать ее и выполнить задание, зашифрованное в записке.
21, 35, 1, 19, 20, 31,20, 24, 20, 21, 21, 26, 24,30,1,23,30, 28,26,16, 17, 23, 35, 31, 24, 26, 25, 19, 18, 26, 27, 2, 21, 35, 25, 31, 26, 16, 30, 1, 30, 32, 20.
(На подоконнике лежит сладкий приз – найдите его)
Приз вручает агент 007 победившей команде.
III. Работа на компьютере
Программа «Криптограммы». Оценки выставляет компьютер.