Тип урока: урок решения учебной задачи.
Цель урока: Формирование умений выделять основания классификации неорганических соединений, понятия классификации. Научить учащихся определять оксиды, кислоты, основания, соли.
Задачи урока:
- Дать понятие об оксидах металлов и неметаллов.
- Дать понятие о кислотах и основаниях как производных оксидов металлов и неметаллов.
- Формировать представление учащихся о солях как производных кислот и оснований.
- Формировать умения составлять общие формулы на основе выделенных признаков.
Технологическая карта урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | результат |
---|---|---|---|
1-й этап урока - целеполагание | Учащимся предлагается задание: Закончить предложения: | 1. Их много а значит можно разделить на группы или классы. 2. Формулируют задачу и тему урока. | |
1. Химия изучает…. | … вещества | ||
2. Вещества по составу делятся на … | … 2 группы - простые и сложные. | ||
3. Простые вещества делятся на … | … 2 группы - металлы и неметаллы. | ||
4. Сложные вещества можно разделить на … | ….Мы ещё не знаем. | ||
5. Что такое классификация? | Фронтальная дискуссия | Классификация –это… | |
2-й этап урока – решение учебной задачи | 1. Тема урока (Слайд 1) | Запись темы в тетрадь | |
2. Задание: Юный химик зашел в лабораторию и увидел в беспорядке разбросанные реактивы, он их разложил на 2 полки, причем место для 2 реактивов у него вызвали сомнение. (Слайд 2 – последовательно 1, 2, 3 щелчок) |
Выделяют две группы (показывают, что сделал лаборант) и не находят места для двух формул. | 1 группа сложных веществ содержит элемент железо – это соединения железа. 2 группа веществ содержит элемент серу – это соединения серы. В двух формулах содержатся и сера и железо – это соединения и серы и железа. |
|
3. Задание: Следом зашел лаборант и переставил вещества на 4 полки. | Распределяют формулы на 4 группы (лаборант сделал так - дискуссия по выдвинутым гипотезам и Слайд 3 - последовательно 1, 2, 3, 4 щелчок) |
Основанием такого деления может быть - соединения элементов металлов и неметаллов с кислородом - соединения элементов металлов и неметаллов с кислородом и водородом - отсутствие водорода в соединениях элементов. |
|
3-й этап урока – выделение признаков выделенных в процессе классификации групп веществ и вывод общих формул | Составьте общую формулу и дайте определение каждому классу веществ на основании выделенных признаков:
|
Составление общих формул и определений | |
- оксидов… | Бинарные… | ||
- гидроксидов (кислот и оснований эти понятия вводит учитель) | (Н),(О)… Гидроксид…. | ||
- солей… | Средние (от кислот и оснований) | ||
4-й этап урока – обобщение | (Слайд 8) | ||
5-й этап урока – контроль и ДЗ | (Слайд 8) |
Оксиды – работа с 4 слайдом (последовательно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 щелчков), позволяющим учащимся вывести и запомнить общие формулы и определение оксидов.
Кислоты - работа с 5 слайдом (последовательно 1, 2, 3, 4, 5 щелчков), позволяющим учащимся вывести и запомнить общую формулу и определение кислот.
Основания - работа с 6 слайдом (последовательно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 щелчков), позволяющим учащимся вывести и запомнить общую формулу и определение оснований.
Соли - работа с 7 слайдом (последовательно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 щелчков), позволяющим учащимся вывести и запомнить общую формулу и определение оснований.
На каждом этапе идет обсуждение, обобщение и обсуждение основных параметров, требующих запоминание.
Литература
- О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для образовательных учреждений. Дрофа. М., 2006.
- О.С. Габриелян, Т.В.Смирнова. Изучаем химию в 8 классе. Дидактические материалы. М., «Блик плюс» 1999