Задачи урока:
- создать все условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение басни на основании своих наблюдений по картине;
- задействовать ранее полученные знания о басне (похожа на сказку, композиционно состоит из двух частей: повествования и морали).
Оборудование:
- Учебник М.Л.Каленчук «Русский язык» 3класс.
- Учебник Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 3класс. Репродукция картины Готфрида Минда «Кошка в клетке».
- Список пословиц.
- Варианты начала басни.
- Текст сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ».
- Аудиозапись басни И.А.Крылова «Лисица и виноград».
Ход урока
1. Организационный момент
(Включена аудиозапись фрагмента ранее знакомой учащимся басни И.А.Крылова «Лисица и виноград»)
- Откуда эти строки? Кто автор?
Сегодня на уроке вы будете учиться сочинять и записывать басню в прозе по картине немецкого художника Готфрида Минда «Кошка в клетке».
2. Беседа по картине
- Как вы думаете, какие отношения между кошкой и мышами: обычные или нет? Кто из них, как правило, сильный, а кто слабый? Что же на картине непривычного?
- Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему?
- Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности? Найдите мышей, которые рассматривают кошку.
- Как вы думаете, что чувствует кошка? Как об этом узнали? (Обратите внимание на её позу и взгляд.)
- Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке? Видно ли это по её позе?
- Хотите послушать сказку, которую придумала, глядя на эту картину, знакомая нам Волшебница?
3. Слушание сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»
4. Беседа по содержанию сказки и сравнение её с басней.
- Вам понравилась сказка? Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается?
- Какие герои чаще всего действуют в басне?
- Только ли о животных говорится в басне?
- Из каких частей обычно состоит басня?
- Можно ли на основе этой сказки сочинить сказку?
Прочитайте пословицы:
1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.
2. Видит око, да зуб неймёт.
3. Близко локоть, да не укусишь.
4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.
5. Отольются кошке мышкины слёзки.
6. И через золото слёзки текут.
7. Не всё коту масленица!..
8. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
- Какие из этих пословиц можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку»?
- Прочитайте первую пословицу. Найдите в списке ещё одну, которая очень близка ей по смыслу.
- Прочитайте вторую пословицу. В какой пословице речь идёт о том же самом?
- Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? Можно ли её применить как мораль для этой истории?
5. Физминутка
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть – который час?
Вдруг раздался страшный звон!
Убежали мышки вон.
6. Сочинение басни
- Придумайте короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке», которую рассказала Волшебница.
Для этого постарайтесь пересказать сказку как можно короче. Выбирайте из неё самое главное. Не забудьте подобрать к своей басне подходящую мораль из списка пословиц.
Подсказка для тех учащихся, кому трудно сочинить басню
Маша начала свою басню так:
«Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, что питается травкой и яблоками. Однако мыши всё время куда-то пропадали. Тогда мыши тоже решили пойти на хитрость…»
- Продолжи и закончи Машин вариант басни. Не забудь завершить басню моралью. Используй для этого пословицу.
Или
«Однажды мыши, которых обижала кошка, лестью заманили её в клетку. Они сказали ей, что…»
7. Самостоятельная работа учащихся – сочинение и запись басни
8. Заслушивание и анализ нескольких работ
9. Итог урока