Сочиняем басню по картинке

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • создать все условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение басни на основании своих наблюдений по картине;
  • задействовать ранее полученные знания о басне (похожа на сказку, композиционно состоит из двух частей: повествования и морали).

Оборудование:

  • Учебник М.Л.Каленчук «Русский язык» 3класс.
  • Учебник Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 3класс. Репродукция картины Готфрида Минда «Кошка в клетке».
  • Список пословиц.
  • Варианты начала басни.
  • Текст сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ».
  • Аудиозапись басни И.А.Крылова «Лисица и виноград».

Ход урока

1. Организационный момент

(Включена аудиозапись фрагмента ранее знакомой учащимся басни И.А.Крылова «Лисица и виноград»)

- Откуда эти строки? Кто автор?

Сегодня на уроке вы будете учиться сочинять и записывать басню в прозе по картине немецкого художника Готфрида Минда «Кошка в клетке».

2. Беседа по картине

(Приложение 1)

- Как вы думаете, какие отношения между кошкой и мышами: обычные или нет? Кто из них, как правило, сильный, а кто слабый? Что же на картине непривычного?

- Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему?

- Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности? Найдите мышей, которые рассматривают кошку.

- Как вы думаете, что чувствует кошка? Как об этом узнали? (Обратите внимание на её позу и взгляд.)

- Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке? Видно ли это по её позе?

- Хотите послушать сказку, которую придумала, глядя на эту картину, знакомая нам Волшебница?

3. Слушание сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»

(Приложение 2)

4. Беседа по содержанию сказки и сравнение её с басней.

- Вам понравилась сказка? Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается?

- Какие герои чаще всего действуют в басне?

- Только ли о животных говорится в басне?

- Из каких частей обычно состоит басня?

- Можно ли на основе этой сказки сочинить сказку?

Прочитайте пословицы:

1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.

2. Видит око, да зуб неймёт.

3. Близко локоть, да не укусишь.

4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.

5. Отольются  кошке мышкины слёзки.

6. И через золото слёзки текут.

7. Не всё коту масленица!..

8. Не рой  яму другому – сам в неё попадёшь.

- Какие из этих пословиц можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку»?

- Прочитайте первую пословицу. Найдите в списке ещё одну, которая очень близка ей по смыслу.

- Прочитайте вторую пословицу. В какой пословице речь идёт о том же самом?

- Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? Можно ли её применить как мораль для этой истории?

5. Физминутка

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть – который час?
Вдруг раздался страшный звон!
Убежали мышки вон.

6. Сочинение басни

- Придумайте короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке», которую рассказала Волшебница.

Для этого постарайтесь пересказать сказку как можно короче. Выбирайте из неё самое главное. Не забудьте подобрать к своей басне подходящую мораль из списка пословиц.

Подсказка для тех учащихся, кому трудно сочинить басню

Маша начала свою басню так:

«Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, что питается травкой и яблоками. Однако мыши всё время куда-то пропадали. Тогда мыши тоже решили пойти на хитрость…»

- Продолжи и закончи Машин вариант басни. Не забудь завершить басню моралью. Используй  для этого пословицу.

Или

«Однажды мыши, которых обижала кошка, лестью заманили её в клетку. Они сказали ей, что…»

7. Самостоятельная работа учащихся – сочинение и запись басни

8. Заслушивание и анализ нескольких работ

9. Итог урока