Цели урока:
- формировать систему комплексного восприятия химических процессов, как части мирового движения материи;
- привести к пониманию особенностей строения вещества – достижение веществом более выгодного энергетического состояния.
Задачи урока:
- активизировать межпредметные связи, используя комплексный подход к рассмотрению образования химической связи;
- развивать навыки аналитического мышления;
- совершенствовать навыки решения химических уравнений и задач;
- формировать умение объяснять внешние признаки путем понимания особенностей внутреннего строения вещества;
- воспитывать культуру научного труда;
- повышать интерес к проблемам современной науки.
План урока:
- Беглый опрос по теме “Строение атома”.
- Что такое внутренняя энергия вещества? Эвристическая беседа.
- Исследование основ химических процессов с точки зрения образования химической связи. Демонстрация опытов.
- Схематическое изображение образования химической связи.
- Физкультминутка
- Беглый опрос “Особенности образования различных типов химической связи”
- Связь понятия “Степень окисления” и “химическая связь”.
- Самостоятельная работа “Определение степеней окисления”
- Викторина “Угадай-ка”
- Практическая работа по определению структуры минералов
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Виды работы учащихся:
- Устные ответы во время беглого опроса.
- Представление результатов предварительного исследования
- Составление формул и определение типа хим. связи
- Групповое сотрудничество при подготовке к уроку и при обсуждении проблемы.
- Систематизация знаний в блок-схеме.
- Анализ полученной информации и попытки установить взаимосвязь структуры вещества и типа химической связи.
Контроль знаний:
- Оценка устных ответов.
- Активность участия в обсуждении.
- Выполнение самостоятельной работы.
Организация урока:
Целесообразно провести урок, используя групповую форму работы для активизации обмена знаниями и взаимопомощи учащихся.
Оборудование урока:
- Мультимедийный проектор, экран, системный блок с установленным Office XP (не ниже Windows 2000), колонки.
- Презентация, выполненная в программе Mikrosoft Power Point XP.
- Раздаточный материал: карточки с заданиями, заготовки блок-схемы для систематизации полученных знаний.
- Набор минералов для практической работы.
Актуализация:
Начнем урок с размышления. Давайте подумаем, как могут взаимодействовать друг с другом атомы химических элементов. Какие силы заставляют их притягиваться друг к другу? В чем проявляется действие этих сил? Посмотрим видеофрагмент “Взаимодействие серы и железа” (Слайд 1) По каким признакам вы догадались о том, что произошла химическая реакция? Какие эффекты реакции вы наблюдали?
Можно ли утверждать, что в этой реакции выделилась энергия? В каком виде выделилась энергия? Откуда эта энергия взялась? Почему атомам “выгоднее” находится в составе какого-либо вещества?
Вспомним строение атома и его наружной энергетической оболочки. Какие электроны там могут находиться, какие могут принимать участие в образовании химической связи. Попробуем дать определение химической связи.
Ребята делают вывод, что электроны, принимающие участие в образовании химической связи называют валентными. К ним относятся электроны s- и p- подуровней. При перекрывании облаков образуются сигма и пи связи. Рассмотрим, какие типы химической связи возникают в зависимости от способа перекрывания электронов разных видов и природы атомов (слайды 2,3,4).
Отчего зависит полярность связи? Рассмотрим ряд электроотрицательности элементов и сделаем вывод о том, в каких случаях возможно образование ковалентной полярной или неполярной, а также ионной связи.
Вспомним понятие валентность и введем новое понятие – степень окисления, опираясь на знания о полярности связи (Слайд 5, 6, 7). Зададим алгоритм для нахождения степеней окисления, разберемся, почему у элементов одной и той же подгруппы возможно проявление разных степеней окисления. Как степень окисления связана с понятием валентность.
Рассмотрим, как находить степень окисления элементов в соединениях состоящих из трех элементов. Выполним небольшую самостоятельную работу по карточкам на определение степени окисления (время выполнения – 5 мин). На данном этапе используется взаимоконтроль учащихся.
Чтобы обобщить материал урока, используем игровые технологии. Предлагаем учащимся
Ответить на вопросы “Химической Угадай-ки”. (Слайд 8,9,10, 11,12,13,14)
На столе находятся минералы: известняк, кальцит, пирит, каменная соль. Определите тип кристаллической решетки и предположите тип связи в молекулах этих веществ.
Проверив результаты, группам дается 1-2 минуты, чтобы с помощью оценочного листа подвести итоги активности и результативности деятельности.
Оценочный лист
Диспетчер группы_____Авдеева Наташа___
Фамилия, имя | Устные ответы | Сам.работа | Угадай - ка | Лабораторная | Итоговый балл |
Васин Олег | ++ | +++ | + | ++++ | 10 |
Галкина Таня | ++++ | +++++ | ++ | ++++ | 15 |
Ганеева Диана | + | ++ | + | ++ | 6 |
Авдеева Наташа | +++ | ++++ | +++ | ++++ | 14 |
Знак “+” ставиться за каждый правильный ответ, затем полученные баллы могут быть переведены в обычную отметку, исходя из максимально возможного количества баллов. Например: от 12 до 17 баллов – “5”, от 8 до 11 баллов – “4”, от 4 до 7 баллов “3”, меньшее количество баллов на данном уроке не засчитывается.
После подведения итогов дается домашнее задание: & 7,8 упр.3,4
Виды химической связи.
Самостоятельная работа. (5мин)
Вариант 1.
Определите степень окисления азота в следующих соединениях: HNO3; NO2; NO; N2O; (NH4)2CO3; N2
Вариант 2.
Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: KClO3; HCl; CCl4; N2O5; H2.
Вариант 3.
Определите степени окисления хлора в следующих соединениях: CCl4; Cl2O7; MgCl2; Cl2; HCl.
Вариант 4.
- Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: KNO3; N2O3; KCl; H2; H2O.
Дидактическая игра
В домино по определению типа химической связи можно играть и одному. Для игры в домино вырежьте фишки из бумаги или картона и сделайте надписи, как показано ниже. При правильном складывании всех фишек образуется замкнутый контур.
Ионная связь |
Водород |
Полярная ковалентная связь |
Кислород |
|
Ионная связь |
Хлороводород |
Неполярная ковалентная связь |
Фторид магния |
|
Полярная ковалентная связь |
Хлорид натрия |
Полярная ковалентная связь |
Хлор |
|
Полярная ковалентная связь |
Аммиак |
Неполярная ковалентная связь |
Хлорид натрия |
|
Неполярная ковалентная связь |
Оксид углерода (IV) |
Ионная связь |
Сероводород |