"Люди отличаются друг от друга,
как отличаются родственные языки -
всё почти то же, и всё почти неузнаваемо".
Александр Круглов
Цели:
- рассмотреть понятия: уважение, эмиграция, люди с ограниченными возможностями, милосердие;
- продолжить работу над формированием умений работать в парах, группах, анализировать ситуацию; развивать творческие способности; обогащать словарный запас;
- воспитывать милосердие, толерантность, уважение к людям.
Оборудование:
- магнитофон,
- грамзапись песни Д.Тухманова "Родина моя",
- детские портреты (нарисованные учениками),
- карточки с мини-сочинениями "Загадка про меня",
- рабочие тетради, словари С.И. Ожегова,
- карточки с заданиями для групп.
Основные понятия (таблички на доске):
- уважение
- эмиграция
- люди с ограниченными возможностями
- милосердие
Структура занятия
Этапы | Формы и методы | Ожидаемые результаты |
1. Мотивация и постановка проблемы | Работа с текстом песни Д. Тухманова "Родина моя". Беседа. | У учащихся появляется желание обсуждать проблемы занятия, они показывают умения отвечать на вопросы. |
2. Работа с основными понятиями | Работа с таблицей рабочей тетради. Беседа. | Учащиеся рассматривают понятия: "милосердие", "уважение", "люди с ограниченными возможностями", "эмиграция", "показывают умения заполнять таблицу, вести беседу. |
3. Изучение основной проблемы | Игра "Кто я", игра "Сходства и различия", анализ ситуации, работа в группах, парах | Учащиеся показывают умения соблюдать правила игры, анализировать ситуацию, работать в группах, парах, отвечать на вопросы. |
4. Закрепление пройденного материала | Беседа. Составление синквейна. | Учащиеся показывают умения применять полученные знания, высказывать свою точку зрения. |
5. Подведение итогов. Домашнее задание | Беседа. | Учащиеся показывают умения делать выводы. |
Ход урока
1. Мотивация и постановка проблемы
Звучит песня Д. Тухманова на слова Р. Рождественского "Родина моя". Припев песни записан на доске:
Я, ты, он, она -
Вместе - целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я", -
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.
- О чём эта песня?
- Кто проживает в этой стране? (Я, ты, он, она, т. е. мы)
- Какие мы? (Нас окружает множество людей. Все люди разные: кто-то весёлый, жизнерадостный, кто-то замкнутый и неразговорчивый, кто-то любит читать книги, а кто-то предпочитает смотреть телевизор, кто-то вяжет, а кто-то усиленно занимается спортом. Есть у людей и другие отличия: цвет волос, глаз, возраст и др.)
- Обратите внимание на название темы нашего занятия (открывается запись на доске: Да, мы разные, но все мы - люди!)
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей)
- Действительно речь будет идти о том, что объединяет людей и какие у них есть различия.
2. Работа с понятиями.
а). Вопросы для обсуждения в группах:
- Как нужно относиться ко всем людям? (С уважением.)
- Что мы должны уважать в людях?
- Что такое уважение? (табличка со словом вывешивается на доску)
После обсуждения:
- Давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
- За какие качества, по вашему мнению, человек достоин уважения, а за какие нет?
б). Инсценировка басни С.Михалкова "Аисты и лягушки".
АВТОР. - Поспорила Лягушка с Аистом:
Л. - Кто красивее?
А. - Я! Посмотри, какие у меня красивые ноги!
Л. - Зато у меня их четыре, а у тебя только две!
А. - Да, у меня только две ноги, но они у меня длинные!
Л. - А я квакать умею, а ты нет!
А. - А я летаю, а ты только прыгаешь!
Л. - Летаешь, а нырять не можешь!
А. - А у меня есть клюв!
Л. - Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
А. - А вот на что!
АВТОР. - Рассердился Аист и : проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.
- За что Аист проглотил Лягушку?
- За что не уважают людей, похожих на Лягушку из этой басни?
в). Заполнение таблиц (работа в группах).
- Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу "Качества человека". Работу выполняют все группы. В левую часть таблицы вы должны вписать качества человека, достойные уважения. В правую часть таблицы - качества, которые люди не уважают.
Таблица "Качества человека" может выглядеть следующим образом:
Качества человека, достойные уважения | Качества, которые люди не уважают |
честность | лживость |
доброта | злость |
отзывчивость | жестокость |
доброжелательность | грубость |
вежливость | невежество |
общительность | трусость |
смелость | зависть |
- Напишите на отдельных листках те качества, от которых вы хотели бы избавиться (желающие зачитывают).
3. Изучение основной проблемы "Я и мы".
Вопросы для обсуждения в группах:
- Что такое "Я"?
- Чем моё "Я" отличается от другого "Я"?
- Наша доска украшена вашими портретами, которые вы сами рисовали к занятию. Вы хорошо справились с работой. Я узнала каждого из вас. Почему? (У каждого из людей своя внешность, одежда, половые различия).
а). Игра "Кто я?".
Накануне я попросила вас написать загадку о себе - 6 предложений: 3 с указанием достоинств, а 3 с указанием недостатков. Ваши загадки о себе лежат в этой вазе. Я предлагаю одному человеку от каждой группы вытащить из вазы по одной загадке и зачитать их. Попробуйте угадать, о ком написана загадка.
- Почему вы смогли отгадать, о ком идёт речь?
(Если какая-либо загадка осталась неразгаданной, спрашиваю, почему это произошло).
- Что такое "Мы"?
- В каком коллективе может находиться ваше "Я"?
- Да, действительно, "Мы" - это коллектив, состоящий из отдельных "Я". "Я" - это личность, индивидуальность.
- Я могу находиться в различных коллективах: семье, классе, спортивной секции.
Каждый из нас может сказать о себе: "Я - школьник, я - житель своего города, я - житель России, россиянин, я - житель Земли, землянин". Всех жителей Земли, а нас свыше 4 млрд. человек, объединяет много общего. Мы похожи и не похожи друг на друга.
б). Игра "Сходства и различия" (работа в парах).
Ученики разбиваются на пары. Каждая пара должна выбрать 4 общие характеристики, которые есть в этой паре у обоих учащихся, а затем 4 характеристики, которыми они отличаются.
- Какие сходства и различия вы определили?
- Что для вас было сложнее: найти сходства или различия?
Выводы детей:
- Люди имеют много общего, они похожи друг на друга. Но в то же время каждый человек по-своему уникален. Лицо, голос, фигура, походка, характер, интересы, образ жизни - все это и многое другое отличает человека от других людей.
в). Анализ ситуаций.
- Всегда ли мы с должным уважением относимся друг к другу, если человек имеет иные отличия от нас? Для каждой группы на столе лежат задания - проблемы. У вас есть время ознакомиться с ними и приготовиться к обсуждению.
- 1 группа. Ситуация: Многие люди уезжали и уезжают в другие страны, эмигрируют. Среди них много ученых, врачей, художников, писателей и др. Делают они это по разным причинам. В эмиграции могут находиться и простые граждане.
Что такое эмиграция?
(представители 1 группы объясняют значение слова с помощью словаря)
Эмиграция - добровольное или вынужденное переселение из своего отечества в другую страну. (Табличка со словом крепится на доске)
- Скажите, ребята, среди ваших знакомых есть эмигранты?
- А в нашем классе? (Бадалян Ашхен. Она приехала из Армении).
- А как вы думаете, тяжело таким людям привыкнуть к новому месту жительства? Находить себе новых друзей? Почему?
- А как мы можем поддержать таких людей? (Поддержать можно добрым словом, уважением, дружбой).
- Детям легче всего найти общий язык в игре.
- Давайте научим Ашхен русской народной игре.
Физпауза.
Русская народная игра "Меланья".
Одному игроку предлагается выйти за дверь, остальные договариваются о движении, которое покажут "Меланье". Хором зовут:
- Меланья!
Входит игрок(Меланья):
- Что, детушки!
- Заходи, Меланья, погляди, что расскажем, что покажем, нипочем не догадаешься!
Говорят (или поют) хором:
- У Меланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
Вот с такими-то ушами,
Вот с такими-то носами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Они не пили, не ели,
На Меланью все глядели,
И все делали
Вот так!
Дети показывают движение, о котором договаривались: вязали, плясали, месили тесто, рубили и т.д. Меланья должна отгадать, что изображают дети.
Вывод: люди отличаются не только цветом глаз, волос, своими увлечениями, но и национальностью. Независимо от национальности ко всем людям нужно проявлять чуткость и внимание.
- 2 группа. Ситуация:
Мы попали в школу: Здесь бушует многоголосая жизнь:
- Бык! Постой, Бык! Ну подожди!
- Привет, Ходуля!
- Отстань, Рыжий! Кому сказано!
- Косой, шапку забыл!
- Толстый, ну Толстенький, дай задачку списать!
Нам вдруг начинает казаться, что попали мы в недобрую сказку, где живут некрасивые звери и вещи, и разговаривают они детскими голосами. Нет, не сказка! Обыкновенный школьный коридор. Перемена тоже обыкновенная, с "великим переселением" из кабинета в кабинет.
- В чём же тут дело? (представители 2 группы объясняют, что посетители школы услышали в общении детей клички, которые им дали товарищи).
- Оказалось, что Бык-просто Быков; Ходуля-высокий мальчишка; забывший шапку Косой-Серёжа Зайцев.
- Неужели, ребятам нравится, когда коверкают их имена? (Нет, не нравится. Но чужая фамилия нередко становится предметом насмешек).
- Ребята, вы нашли решение проблемы?
Представители 2 группы читают стихотворение С. Михалкова "Смешная фамилия":
Каких фамилий только нет:
Пятёркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых!Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов -
Умишко комариный.А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии, а в человеке!
Коллективное обсуждение.
Выводы: не фамилия красит человека, а человек фамилию. Воспитанный человек никогда не будет переиначивать чужие имена и фамилии, тем более давать прозвища и клички.
- Можно ли смеяться над людьми худыми, полными, с веснушками, больными, в очках?
-Вы правы, нельзя ни в коем случае. Ведь главное: А что главное в человеке? (Чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был трудолюбив, честен. А всё остальное - лишь внешний облик человека.
- Пришло время выслушать следующую группу.
- 3 группа. Ситуация: Стихотворение С. Михалкова "Хорошие товарищи"
Мальчик Миша мается -
Миша заикается.
Как другие - чисто, ясно -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву К,
Но ребята не смеются -Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать:
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать!
- Чему можно научиться у ребят этого класса? (Представители 3 группы объясняют, что у ребят этого класса можно учиться умению дружить.)
Выводы:
- Как вы относитесь к одноклассникам Миши? (Уважительно. Если вовремя не поддержать человека, то это может закончиться комплексом неполноценности)
- 4 группа. Ситуация: Есть люди, которые отличаются от нас с вами своими физическими и умственными возможностями. Они у них в силу разных причин ограничены. Они могут не видеть, не слышать, с трудом передвигаться. Кто-то родился, кто-то пострадал в результате несчастного случая. Это инвалиды или люди с ограниченными возможностями.
- Как с вашей точки зрения, лучше (тактичнее, человечнее, гуманнее) называть людей с умственными и физическими недостатками - инвалидами или людьми с ограниченными возможностями? Объясните свой выбор.
Что такое милосердие? Воспользуйтесь словарём.
Представители 4 группы объясняют:
- Гуманнее, человечнее называть людей с физическими и умственными недостатками людьми с ограниченными возможностями (на доске табличка с понятием)
- Ребята, в ряде стран вообще не принято употреблять слово "инвалид", чтобы не обидеть, не травмировать лишний раз и так обиженных природой или судьбой людей. К таким людям надо относиться с милосердием.
- Что такое милосердие? Представители 4 группы:
Милосердие - это сочувствие, готовность помочь другим людям (С.И. Ожегов, упрощенное определение).
Обсуждение ситуации:
"Вспомните, что в прошлом учебном году к нам в класс пришёл новый ученик. Он проучился с нами 1 год. Его звали Вася. Вы были смущены появлением Васи. Дело в том, что он - инвалид. Как выяснилось потом, он был инвалидом с рождения. Вася с трудом передвигался на ногах. Вы не сразу восприняли его, как обыкновенного человека и немножко сторонились его.
- Почему вы так повели себя по отношению к Васе?
- Кому было сложнее в этой ситуации: Васе, который попал в новый класс, или одноклассникам, которые впервые встретили мальчика с ограниченными возможностями?
- Как вы думаете, что больше всего обижает таких детей?
- Какого они хотят к себе отношения?
- Если вы не знаете, как вести себя с такими детьми, к кому бы вы могли обратиться за помощью?
Выводы: мы смутились, потому что у нас не было опыта общения с ребятами с ограниченными возможностями, и мы не знали, как правильно вести себя в этой ситуации. Но Васе было сложнее, так как он понимал, что может столкнуться с различным отношением к себе. Таких детей обижает грубое, несправедливое отношение, но они также не любят, когда их жалеют, они ведь думают, чувствуют, как любой другой человек, а иногда даже глубже. Эти ребята хотят, чтобы к ним относились как к равным.
- Ребята, если вы не знаете, как вести себя с такими детьми, то нужно спросить совета у взрослых: учителя, родителей. Но я очень рада, что у нас такой проблемы не было. Вася быстро влился в наш коллектив.
4. Закрепление пройденного материала.
Необходимо вновь обратить внимание школьников на тему занятия.
- Как теперь вы понимаете тему нашего занятия "Да, мы разные, но все мы - люди!"?
- Чем люди похожи и чем они отличаются друг от друга?
- Как нужно относиться к другим людям?
- А сейчас в своих тетрадях напишите синквейн на тему "Люди".
5. Итог урока.
1)Учащиеся делают выводы:
- Все люди разные. Но независимо от цвета глаз, волос, кожи, национальности, состояния здоровья человек заслуживает доброго, чуткого, внимательного отношения и уважения уже потому, что он человек, личность. Поэтому главное в отношениях между людьми - человечность.
2) Зачитывают синквейны (по желанию).
Пример синквейнов:
Люди Люди Разные, внимательные.
Любят, заботятся, дружат.
Люди творят добро на Земле.
Уважение.Стрельцов В.
Красивые, умные.
Учат, воспитывают, прощают.
Главное в отношениях - человечность.
Жизнь.Мухина П.
- Ребята, вы сегодня убедились, что главное в отношениях между людьми - человечность. Наше занятие я хотела бы закончить словами стихотворения Эммы Мошковской:
Человек бесчеловечный:
Даже и не верится.
Крокодил бескрокодильный
Пусть уж лучше встретится!
Он невинный, безобидный,
Крокодил бескрокодильный,
Но опасен бессердечный
Человек бесчеловечный!
- А Сомневайкин напоминает вам о дереве знаний в вашей тетради. Каким цветом вы раскрасите новый листик? Помните:
- Зелёный - нужно относиться к людям с уважением;
- Жёлтый - уважать людей необязательно;
- Красный - не надо уважать людей.