Если задача решается легко, это служит доказательством того, что силы, которые математика должна развить, уже развились.
Д. Юнг
Цели урока:
Ход урока1) Разработать общий алгоритм разложения многочлена на множители;
2) Развитие умений и навыков выбора способа разложения многочлена на множители;
3) Научить учащихся организовывать работу в группе, с целью сплочения ученического коллектива.
1. Устная работа.
(Учащимся предлагается ответить на вопросы)
- Какие способы разложения вы знаете?
- Какой же способ, на ваш взгляд, встречается чаще?
- Ставится задача: “Разложите на множители многочлен”, произнесите вслух ваши рассуждения.
Ищем формулу сокращенного умножения —> Группируем —> Выносим общий множитель за скобки (возможно выполнение одного из перечисленных действий или отсутствие какого-либо из них).
4) Установите соответствие:
Многочлен |
Его разложение на множители |
4а2+8ас |
(a2-a-7)(a2+a+7) |
2. Тестирование
(По его итогам класс разбивается на три группы:
1) слабые ученики;
2) ученики, обучающиеся на “хорошо”;
3) группа сильных учеников.
Для тестирования предлагается 5 заданий с тремя вариантами ответов, верные из которых ученики должны выделить. Задания проверяются мгновенно с помощью шила.
Задание |
А |
Б |
В |
8а-10b |
2(4a-5b) |
8(a-10b) |
2(4a+5b) |
x2y - x+xy2-y |
(1-xy)(x+y) |
(x-y)(1-xy) |
(xy-1)(x+y) |
(2x-3)2-(x+4)2 |
(x-7)(3x+1) |
(x+1)(3x+1) |
(x-7)(3x-7) |
(a-2)3+27 |
(a-5)(a2-7a+19) |
(a+1)(a2-7a+19) |
(a+1)(a2-a+7) |
К данному заданию предлагается следующий “ключ”, который имеется только у учителя. В нем ячейки с верным ответом выделены цветом. После того как ученик или группа учащихся закончат работу таблички складываются в стопку, сверху которой лежит ключ. Затем вся стопка прокалывается шилом в выделенных ячейках. Если проделанное отверстие совпадает с ответом, выделенным учеником, значит, этот ответ верен. Соответственно при пяти совпадениях ставится оценка “5”, при четырех – “4” и т.д. Важно, чтобы формат (размер) теста и “ключа” были одинаковы.
Задание |
А |
Б |
В |
|
|||
3. Работа по группам
.Класс рассаживается по группам, выбирается звеньевой, который организует работу каждого члена группы с другим ее участником. Третья группа, состоящая из самых успешных учащихся класса, получает задания повышенной сложности, которые включают элемент нового – решение уравнений способом разложения на множители.
Группа 1. Разложите на множители: 1) 11m2-11= |
Группа 2. Разложите на множители: 1)(a+7)3-8= |
Группа 3.
а)a2-9b2+6bc-c2= b)2x2+12xy+18y2= 2. Разложите трехчлен на множители, выделив предварительно квадрат двучлена: x2+4x-5=
а)49x2-42x+9=0; б)x2+6x-7=0; в)x4+4y4=0 |
4. Объяснение применения разложения на множители при решении уравнений
осуществляется учащимися 3-ей группы.Они показывают решение уравнений №3. (Обратить внимание на оформление).
а)49x2 - 42x+9=0 (7х – 3)2=0 7х – 3=0 Ответ: |
б)x2+6x-7=0 (х+3 )2 – 16=0 (х+3 – 4)(х+3+4)=0 (х – 1)(х+7)=0 х – 1=0 или х+7=0 х=1 х=-7 Ответ: -7; 1 |
в)x4+4y4=0 x40 при любом значении х, 4y40 при любом значении у, т.о. сумма будет равняться нулю, тогда и только тогда, когда х=у=0. |
5. Закрепление
Происходит при решении аналогичных, но более легких уравнений №1006 учебника, учениками первой и второй группы.
6. Домашнее задание
№998 и №1002 – разложение на множители;
№ 1002 – уравнение;
№1009 – задача.
Номера в пунктах 5 и 6 предложены из учебника Макарычева Ю.Н. “Алгебра 7”.