Урок математики (4-й класс) "Умножение на двузначные и трехзначные числа"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Закрепить умение умножать на двузначные и трёхзначные числа.
  2. Совершенствовать умение решать задачи на движение, уравгнения.
  3. Развивать логическое мышление, память, внимание, вычислительные навыки, организаторские способности.
  4. Воспитывать доброе отношение к животным, чувство товарищества, взаимопомощь, учить видеть красоту природы.

Тип: урок-закрепление изученного материала

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, картинки, музыка Чайковского “Времена года”, музыка “Танец утят”, геометрические фигуры.

Ход урока

I. Орг. Момент

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели,
Посмотрели на гостей –
За работу поскорей.

II. Сообщение темы урока

– К нам сегодня на урок должна прийти гостья. А кто она, вы должны угадать сами, выполнив задание. Поставьте данные числа в порядке возрастания:

327 267 545 19 789
С Е Н В А

– Прочитайте получившееся слово. (ВЕСНА)

– Что вы можете сказать о данных числах?

– Какое число лишнее?

– Какие операции можно выполнять с данными числами?

Сегодня на уроке мы повторим умножение на двузначные и трёхзначные числа, решение задач на движение, решение уравнений. Поможем нашей гостье укрепиться в природе.

– На календаре 19 марта. В этот день Василий – капельник приходит в северные районы. “С крыш капает, а за нос цапает” (Запись числа)

III. Устный счет.

(На доске рисунок девушки Зимы) рис. 2.

– Хоть и чувствуется приход Весны, да Зима не торопится уходить. Решила козни Весне строить. Спрятала она солнышко за горами, усыпило. Плохо всем без него.

Давайте попробуем его разбудить.

(Выходит девочка и зазывает солнышко)

Солнышко, солнышко,
Красное вёдрышко,
Выгляни из-за горы
Выгляни до вешней поры.

– Хочет солнышко выйти, да нет у него сил. Нужно подкрепить его, а для этого давайте решим круговые примеры:

540 : 3 900: 3 360 : 40
180 · 5 30 · 12 9 · 60

(После решения появляется рисунок солнышка)

– Вот оно солнышко тёплое, ласковое, обогрело всех птичек и зверушек.

– А Зима злится, бушует. Весну прогнать хочет. Намела на дороге сугроб огромный – Весна пройти и не может. А как же нам без неё? Надо помочь дорогу освободить. Решим устно задачки:

1. Две колхозницы шли в город и встретили по дороге ещё 5 колхозниц. Сколько всего колхозниц шло в город?

2. Поезд прошёл за 3 часа 180 км. С какой скоростью шёл поезд?

3. Дядя Фёдор написал маме в Крым 15 писем, а в Простоквашино в 8 раз больше. Сколько писем написал д.Фёдор в Простоквашино?

4. Курочка Ряба за год снесла 1600 простых яиц, а золотых в 2 раза меньше. Сколько золотых яиц снесла Курочка Ряба?

IV. Работа по теме урока

Ох, а Зима не даром злится,
Прошла её пора,
Весна в окно стучится
И гонит со двора

– Первыми гонцами Весны прилетают к нам птицы. А какие птицы приносят Весну на крыльях? (Дети называют птиц)

1. Конструирование

Каждый год с погодой вешней
Все гостей крылатых ждут.
Только вынесли скворечник,
А скворцы уж тут, как тут.

– А мы готовы к встрече скворцов? Нет, ещё домики не сделали. Вот этим мы сейчас и займёмся.

( У каждого на парте детали. Дети собирают скворечник) рис. 3.

2. Решение задач

– А на доске вы видите вот такой огромный скворечник. Он необычный – многоквартирный. Давайте расселим жильцов в квартиры. У каждого будет своя. Но, чтобы узнать, кто в какой квартире жить будет, надо решить каждому из вас свою задачу и посадить своего скворца в квартиру с номером ответа вашей задачи.

(У каждого ребёнка своя задача на умножение на двузначные и трёхзначные числа с учётом индивидуальных способностей детей)

(Рассаживание птиц в скворечник) рис. 4.

3. Решение примеров изучаемого вида

– Мы все рады пению птичек, а вот Зима это вынести не может. Послала навстречу Весне ветра буйные, да метели, чтобы её заморозить, птичек прогнать.

– А знаете, нам надо Весне шубу тёплую сшить, чтобы она и это испытание выдержала.

– Кто одежду шьёт?

– Портные не только должны уметь хорошо шить, но и расчеты правильно выполнять, иначе такое можно сшить… Вот мы сейчас и будем делать расчёты.

У каждой группы свои примеры. Решите их и шуба теплая Весну спасёт.

( Прежде вспоминают последовательность умножения, а затем самостоятельно решают. Руководитель группы (сильный ученик) помогает тем детям, которые затрудняются)

1 группа –

463 · 241 895 · 764 634 · 423
216 · 18 391 · 72 209 · 42

2 группа –

1726 · 23 634 · 716 336 · 218
594 · 37 2034 · 42 709 · 23

3 группа –

579 · 156 287 · 345 806 · 324
6108 · 54 459 · 15 324 · 516

(Руководители групп сверяются с ключом ответов)

(На доске появилась картинка шубы) рис. 5.

– Вот какую шубу вы сшили Весне! Теперь ей не страшен самый лютый холод.

– Ох, и славно поработали, теперь и отдохнуть пора.

РЕЛАКСАЦИЯ.

– Поздней весной к нам прилетают и водоплавающие птицы. Какие? В это время для них есть уже достаточно корма. Сейчас мы будем маленькими утятами и станцуем танец маленьких утят.

(Под музыку дети выполняют движения танца)

4. Решение уравнений.

– А Зима всё не может смириться. Написала своим подданным на реке координаты самого Мороза Ивановича, просит его помочь

– А лёд в некоторых местах подтаял, и исчезли числа в выражениях. Если мы их сейчас сумеем найти, то перехватим гонцов Зимы, не дадим им до Мороза Ивановича добраться, да и речку освободим от зимних оков.

– А что это за выражение, когда неизвестно одно число?

Решите уравнение в группе, ответ запишите на листочке

1гр Х : 2=345 2гр Х: 15= 265 3 гр Х : 342= 264

(Руководитель группы показывает ответ)

5. Работа с геометрическим материалом.

– Вот и тронулся лёд. Посмотрите, как он интересно раскололся. На какие геометрические фигуры похожи льдинки?

“Игра на внимание”.

– У вас на парте лежат такие же фигуры. Внимательно посмотрите на доску, запомните расположение фигур. Теперь я уберу “льдинки”, а вы у себя на парте расположите фигуры в том порядке, в каком они были. (Дети выполнят задание)

– У одной из фигур найдём площадь. Её размеры: 18 дм и 16 дм. Что это за фигура?

Как найти S прямоугольника? (Выполнение задания)

(Звучит музыка Чайковского “Времена года”)

– Итак, всюду поют птицы, сошёл снег, появились первые цветы, на реке ледоход…

И всё это Весна – красна сделала. А где ж она сама? (Картинка с изображением девушки Весны) рис1

Долго шла Весна тайком
От ветров и стужи.
А сегодня прямиком
К нам спешит по лужам.

V. Рефлексия.

Выберите из букета, который принесла Весна, цветок: красный – если вам было интересно на уроке, зелёный – если вы чувствовали себя не очень уютно, синий– если урок вам совсем не понравился.

– У нас получился букет из красных цветов. Он символизирует приближение следующего времени года – лета. А его, как известно, величают “лето красное”.

VI. Итог урока

– Ребята, мы сегодня много успели сделать. Давайте подведём итог.

– Какие цели ставили? Достигли их?

– Над чем стоит ещё поработать?

– Проанализируйте свою работу на уроке и выставите оценку, а я жетоном

покажу, с чьей оценкой согласна. (Выставление оценок)

VII. Домашнее задание.

Весна благодарит вас за помощь и дарит вам свой лучик, который не только будет вас согревать, но и поможет ещё лучше освоить сложение изученного вида, ведь на нём записано и домашнее задание.