Цели урока:
- Закрепить умение умножать на двузначные и трёхзначные числа.
- Совершенствовать умение решать задачи на движение, уравгнения.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, вычислительные навыки, организаторские способности.
- Воспитывать доброе отношение к животным, чувство товарищества, взаимопомощь, учить видеть красоту природы.
Тип: урок-закрепление изученного материала
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, картинки, музыка Чайковского “Времена года”, музыка “Танец утят”, геометрические фигуры.
Ход урока
I. Орг. Момент
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели,
Посмотрели на гостей –
За работу поскорей.
II. Сообщение темы урока
– К нам сегодня на урок должна прийти гостья. А кто она, вы должны угадать сами, выполнив задание. Поставьте данные числа в порядке возрастания:
327 | 267 | 545 | 19 | 789 |
С | Е | Н | В | А |
– Прочитайте получившееся слово. (ВЕСНА)
– Что вы можете сказать о данных числах?
– Какое число лишнее?
– Какие операции можно выполнять с данными числами?
Сегодня на уроке мы повторим умножение на двузначные и трёхзначные числа, решение задач на движение, решение уравнений. Поможем нашей гостье укрепиться в природе.
– На календаре 19 марта. В этот день Василий – капельник приходит в северные районы. “С крыш капает, а за нос цапает” (Запись числа)
III. Устный счет.
(На доске рисунок девушки Зимы) рис. 2.
– Хоть и чувствуется приход Весны, да Зима не торопится уходить. Решила козни Весне строить. Спрятала она солнышко за горами, усыпило. Плохо всем без него.
Давайте попробуем его разбудить.
(Выходит девочка и зазывает солнышко)
Солнышко, солнышко,
Красное вёдрышко,
Выгляни из-за горы
Выгляни до вешней поры.
– Хочет солнышко выйти, да нет у него сил. Нужно подкрепить его, а для этого давайте решим круговые примеры:
540 : 3 | 900: 3 | 360 : 40 |
180 · 5 | 30 · 12 | 9 · 60 |
(После решения появляется рисунок солнышка)
– Вот оно солнышко тёплое, ласковое, обогрело всех птичек и зверушек.
– А Зима злится, бушует. Весну прогнать хочет. Намела на дороге сугроб огромный – Весна пройти и не может. А как же нам без неё? Надо помочь дорогу освободить. Решим устно задачки:
1. Две колхозницы шли в город и встретили по дороге ещё 5 колхозниц. Сколько всего колхозниц шло в город?
2. Поезд прошёл за 3 часа 180 км. С какой скоростью шёл поезд?
3. Дядя Фёдор написал маме в Крым 15 писем, а в Простоквашино в 8 раз больше. Сколько писем написал д.Фёдор в Простоквашино?
4. Курочка Ряба за год снесла 1600 простых яиц, а золотых в 2 раза меньше. Сколько золотых яиц снесла Курочка Ряба?
IV. Работа по теме урока
Ох, а Зима не даром злится,
Прошла её пора,
Весна в окно стучится
И гонит со двора
– Первыми гонцами Весны прилетают к нам птицы. А какие птицы приносят Весну на крыльях? (Дети называют птиц)
1. Конструирование
Каждый год с погодой вешней
Все гостей крылатых ждут.
Только вынесли скворечник,
А скворцы уж тут, как тут.
– А мы готовы к встрече скворцов? Нет, ещё домики не сделали. Вот этим мы сейчас и займёмся.
( У каждого на парте детали. Дети собирают скворечник) рис. 3.
2. Решение задач
– А на доске вы видите вот такой огромный скворечник. Он необычный – многоквартирный. Давайте расселим жильцов в квартиры. У каждого будет своя. Но, чтобы узнать, кто в какой квартире жить будет, надо решить каждому из вас свою задачу и посадить своего скворца в квартиру с номером ответа вашей задачи.
(У каждого ребёнка своя задача на умножение на двузначные и трёхзначные числа с учётом индивидуальных способностей детей)
(Рассаживание птиц в скворечник) рис. 4.
3. Решение примеров изучаемого вида
– Мы все рады пению птичек, а вот Зима это вынести не может. Послала навстречу Весне ветра буйные, да метели, чтобы её заморозить, птичек прогнать.
– А знаете, нам надо Весне шубу тёплую сшить, чтобы она и это испытание выдержала.
– Кто одежду шьёт?
– Портные не только должны уметь хорошо шить, но и расчеты правильно выполнять, иначе такое можно сшить… Вот мы сейчас и будем делать расчёты.
У каждой группы свои примеры. Решите их и шуба теплая Весну спасёт.
( Прежде вспоминают последовательность умножения, а затем самостоятельно решают. Руководитель группы (сильный ученик) помогает тем детям, которые затрудняются)
1 группа –
463 · 241 | 895 · 764 | 634 · 423 |
216 · 18 | 391 · 72 | 209 · 42 |
2 группа –
1726 · 23 | 634 · 716 | 336 · 218 |
594 · 37 | 2034 · 42 | 709 · 23 |
3 группа –
579 · 156 | 287 · 345 | 806 · 324 |
6108 · 54 | 459 · 15 | 324 · 516 |
(Руководители групп сверяются с ключом ответов)
(На доске появилась картинка шубы) рис. 5.
– Вот какую шубу вы сшили Весне! Теперь ей не страшен самый лютый холод.
– Ох, и славно поработали, теперь и отдохнуть пора.
РЕЛАКСАЦИЯ.
– Поздней весной к нам прилетают и водоплавающие птицы. Какие? В это время для них есть уже достаточно корма. Сейчас мы будем маленькими утятами и станцуем танец маленьких утят.
(Под музыку дети выполняют движения танца)
4. Решение уравнений.
– А Зима всё не может смириться. Написала своим подданным на реке координаты самого Мороза Ивановича, просит его помочь
– А лёд в некоторых местах подтаял, и исчезли числа в выражениях. Если мы их сейчас сумеем найти, то перехватим гонцов Зимы, не дадим им до Мороза Ивановича добраться, да и речку освободим от зимних оков.
– А что это за выражение, когда неизвестно одно число?
Решите уравнение в группе, ответ запишите на листочке
1гр Х : 2=345 | 2гр Х: 15= 265 | 3 гр Х : 342= 264 |
(Руководитель группы показывает ответ)
5. Работа с геометрическим материалом.
– Вот и тронулся лёд. Посмотрите, как он интересно раскололся. На какие геометрические фигуры похожи льдинки?
“Игра на внимание”.
– У вас на парте лежат такие же фигуры. Внимательно посмотрите на доску, запомните расположение фигур. Теперь я уберу “льдинки”, а вы у себя на парте расположите фигуры в том порядке, в каком они были. (Дети выполнят задание)
– У одной из фигур найдём площадь. Её размеры: 18 дм и 16 дм. Что это за фигура?
Как найти S прямоугольника? (Выполнение задания)
(Звучит музыка Чайковского “Времена года”)
– Итак, всюду поют птицы, сошёл снег, появились первые цветы, на реке ледоход…
И всё это Весна – красна сделала. А где ж она сама? (Картинка с изображением девушки Весны) рис1
Долго шла Весна тайком
От ветров и стужи.
А сегодня прямиком
К нам спешит по лужам.
V. Рефлексия.
Выберите из букета, который принесла Весна, цветок: красный – если вам было интересно на уроке, зелёный – если вы чувствовали себя не очень уютно, синий– если урок вам совсем не понравился.
– У нас получился букет из красных цветов. Он символизирует приближение следующего времени года – лета. А его, как известно, величают “лето красное”.
VI. Итог урока
– Ребята, мы сегодня много успели сделать. Давайте подведём итог.
– Какие цели ставили? Достигли их?
– Над чем стоит ещё поработать?
– Проанализируйте свою работу на уроке и выставите оценку, а я жетоном
покажу, с чьей оценкой согласна. (Выставление оценок)
VII. Домашнее задание.
Весна благодарит вас за помощь и дарит вам свой лучик, который не только будет вас согревать, но и поможет ещё лучше освоить сложение изученного вида, ведь на нём записано и домашнее задание.