Цели урока:
- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- развивать орфографическую зоркость, мышление;
- прививать навыки самостоятельной работы, интерес к урокам русского языка;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: перфокарты, тесты, карточки, наглядные пособия.
План
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
– Я сегодня в школу пришла очень рано. Подошла к классу, слышу, кто-то плачет.
– Как вы думаете кто это?
Полотно, а не дорожка
Конь не конь – сороконожка
По дороге той ползёт,
Весь обзор один везет
(Поезд) (рис.1)
– Плачет он потому, что рядом с ним нет его друга паровозика. Обведите паровозик по образцу.Ниже запишите слово поезд.
– Какие правила нужно знать, чтобы написать это слово?
– Какие пословицы о дружбе вы знаете?
– Посмотрите, наш паровозик улыбается. (Рис.2)
III. Словарная работа.
Давайте к нашему паровозику прицепим вагон и узнаем тему нашего урока (работа по вариантам)
– Назовите тему урока? (состав слова)
IV. Постановка темы цели урока.
Обобщение знаний о составе слова
Цель: Обобщить знания о составе слова и выявить знатоков данной темы.
Ученые этот раздел называют “Словообразованием”.
– Что изучает этот раздел?
– Какие части слова “словообразования” помогли ответить на этот вопрос?
– Из каких частей состоят слова?
V. Повторение пройденного
1. Упражнение в нахождении корня слова и подборе однокоренных слов
Торопится поезд
Колеса стучат
А в поезде этом
Гости сидят
(рис.3)
– Какая часть слова самая главная? Почему?
– Какое основное значение имеет корень слова?
– Почему ученые использовали это слово для обозначения главной части слова?
– На карточках написан текст.
– Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем труд
Начинается новый (трудовой) день. Ты идешь в школу. Твой главный труд учеба. Помни, никакие (трудности) не страшны, если научишься хорошо (трудиться).
– В однокоренных словах выделите корень.
– Что такое корень?
– А теперь отгадайте, что принес с собой Дядюшка Корень.
В сенокос горька,
А в мороз сладка
Что за ягода?
(рябина)
– Почему так назвали ягоду?
-Слово “рябина” произошло от славянского слова “ряб”, это означает рябой, пестрый.
– Как вы думаете, какой корень в слове рябина?
Суффикс ин так прирос к корню ряб, что получился новый корень. А из него выросли новые слова.
Придумайте и запишите слова с корнем рябин, выделите корень
(Рябина, рябинушка, рябиновый, рябинник.)
– А теперь произнесите скороговорку.
Но г…ре г…гочут гуси,
Под г…рой огонь горит.
– На какое правило пропущены буквы?
– Объясните написание
– Выпишите слова с одинаковым корнем.
(На горе, горой, горит.)
– Являются ли они однокоренными? Почему?
– Какие слова называются однокоренными?
VI. Упражнение в различении приставки
– Кто еще приехал в гости? (рис.4)
– Что вы знаете о приставке?
В русском языке более 40 приставок. С ними вы еще будете знакомиться, узнаете как их правильно писать.
– Выпишите слова с приставками.
Осиновый, отрезать, обвить, попросить, вырыть, походка.
Наш поезд дальше следовать не может. Нужно отремонтировать колесную пару.(работа в парах)
– За одну минуту припишите как можно больше приставок к слову бежать.
– Молодцы, поезд может следовать дальше.
VII. Упражнение в различии и образовании слов с суффиксам.
(рис.5)– Если мы наденем увеличительные очки, то увидим не кота, а котищу, не стол, а столище.
– Какая часть слова помогла придать оттенок?
– Какой суффикс в этих словах?
– На что он указывает?
– Что такое суффикс?
– От слов при помощи суффикса образуйте новые слова.
Осень
Клен
Ваза
Работа
Солнце
VIII. – Упражнение в определении роли окончания в слове.
(рис.6)В гости хорошо, а дома лучше.
– Получилась пословица? Почему?
– Какая часть слова поможет связать слова в предложении?
– Что такое окончание?
– Запишите пословицу. Назовите окончания в словах, которые вы изменили.
(Гостях, дома).
– Как понимаете смысл пословицы?
– Как вы думаете, зачем нужно знать части слова?
IX. Выполнение работы по тестам (приложение)
X. Итог урока.
– Чем занимались на уроке?
– Понравился ли вам урок?