ЦЕЛИ:
1.Образовательные:
- продолжение знакомства со сказкой;
- расширение знаний о насекомых;
- обучение анализа текста;
- формирование умения отличать, сравнивать научный и художественный тексты.
2. Развивающие:
- совершенствование умения пересказывать;
- формирование исследовательских навыков;
- развитие связной речи;
- обогащение словаря;
- развитие наблюдательности;
- совершенствование навыка работы в группе;
- развитие интереса к изучению природы.
3. Воспитательные:
- воспитание умения слушать товарища;
- воспитание качеств, помогающих работать в коллективе;
- воспитание чувств сопереживания и благодарности;
- воспитание бережного отношения к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации с изображением насекомых, печатные тексты о муравьях (на каждого ученика), карточки с названиями насекомых (по количеству групп).
ХОД УРОКА
I.
Орг. момент.Проверка готовности мест. Настрой на работу.
II. Пятиминутка техники чтения.
– Сегодня, как обычно, мы начнем наш урок с работы над техникой чтения. Но читать мы будем не из книг, а по отдельным листочкам
МУРАВЬИ.
Муравьи – такие удивительные насекомые, что про них можно рассказывать много интересного.
Во-первых, муравьи живут везде: в сыпучих песках пустыни, в степях, на морских побережьях, на высокогорных склонах. Разве что на вершинах самых высоких гор в мире нет муравьев. А вообще-то муравьи прекрасно приспосабливаются к любому климату. Существуют тысячи разновидностей муравьев. Все они находятся в родстве с пчелами и осами, то есть принадлежат к одному и тому же отряду насекомых. Муравьи не любят уединяться, а создают большие муравьиные семьи. В каждом муравьином доме живут самцы, самки, или матки, и рабочие муравьи. У самцов и самок есть крылья, а у рабочих муравьев они отсутствуют. Что же касается размеров муравьиной колонии, то они бывают самые разные. Одни колонии насчитывают несколько десятков муравьев, в других трудятся сотни тысяч.
Хотя размеры муравьев далеко не одинаковые, они все похожи друг на друга. На голове – пара щупальцев или усиков. Эти усики постоянно движутся. Ими муравьи не только чувствуют, но и нюхают. Поэтому, хотя у муравьев и нет носов, они могут различать разные запахи. Усики также помогают муравьям общаться.
У муравьев есть мозг, пара сложных глаз, мощные челюсти и ротовое отверстие.
Муравьи умеют играть. Они хватают друг друга лапками или челюстями, катаются по земле, а потом отпускают партнера или затаскивают его в муравейник, но вскоре игруны снова выбегают наружу.
- Чтение текста о муравьях по времени– 3 подхода.
- Чтение с подсчетом количества слов.
- Проверка осознанности чтения.
- О ком был этот текст? Что нового узнали о муравьях? Какой это текст: научный или художественный? Почему?
III. Работа по теме.
1. Формулировка темы урока.
- Как вы думаете, почему мы начали урок с чтения рассказа о муравьях?
- Совершенно верно, сегодня мы продолжаем работу над сказкой о муравьишке.
2. Повторение пройденного.
1) Беседа.
- Вы уже знакомы с текстом сказки. Это художественный текст или научный? Почему? Почему это сказка? Почему герой назван Муравьишкой, а не Муравьем?
2) Пересказ начала по вопросам.
- Что же произошло с Муравьишкой?
- Как чувствовал себя Муравьишка, когда летел на листике?
- Какие фразеологизмы подходят к описанию его состояния?
Витать в облаках.
Чуть жив от страха.
На седьмом небе.
Душа в пятки ушла.
- Почему Муравьишке нужно было спешить вернуться в муравейник?
3) Построение хронологической цепочки– работа в группах.
(На отдельных карточках написаны названия всех насекомых из сказки.)
- Разложите по порядку, кто за кем помогал Муравьишке.
землемер
сенокосец
жужелица
блошачок
кузнечик
водомер
майский хрущ
листовертка
Проверка: группы по очереди называют насекомых, остальные выражают согласие или нет. Учитель на доске вывешивает иллюстрации.
Физминутка.
3. Работа с текстом.
- Скажите, пожалуйста, мы сейчас работали со сказкой как сказочники или как ученые?
- Ну а теперь давайте превратимся в ученых. Давайте исследуем сказку и попытаемся найти в ней научные сведения о насекомых.
1) Исследовательская работа с текстом.
Каждая группа ищет в тексте научные сведения об одном насекомом, выпавшем ей по жребию. Выбирает того, кто будет отвечать.
(Учитель помогает группам.)
2) Анализ результатов. А теперь выступающий от каждой группы выходит и, не называя насекомое описывает его. Остальные группы определяют, о каком насекомом идет речь и показывают на картинках.
Паук-сенокосец.
Жужелица.
Блошачок.
Майский хрущ.
3) Обобщение.
- Вот вы и выступили не только как читатели, но и как ученые-исследователи. Что помогло вам найти эти данные? А В. Бианки – он сказочник или исследователь? Как же ему удалось написать такую замечательную в сказку?
IV. Итог урока.
- Как вы думаете, какие чувства испытывал Муравьишка к своим помощникам?
- А что бы случилось с Муравьишкой, если бы проходил мимо человек, наступил ногой и раздавил кого– нибудь из насекомых?
- Вспоминайте об этом, занося ногу или руку на любое насекомое! Они маленькие, но очень нужны природе!
V. Домашнее задание.
- А чтобы еще лучше понять, что же чувствовал Муравьишка, передвигаясь на разных насекомых, выполните задание на странице 94.
(Чтение и разбор задания.)