"Я не знаю большей красоты, чем здоровье". Г.Гейне.
Учителем физической культуры я работаю 30 лет с 1978 года, из них уже 11 лет работаю на Севере в городе Урай Ханты-Мансийского округа и чтобы привить любовь к своему краю, традициям и обычаям, на уроках и внеклассных мероприятиях я включаю игры народов Крайнего Севера - это “ Бег на трёх ногах”, “Бег по медвежьи”, “Бездонный заяц”, “Берегись охотника” и т.д. Психолого-педагогическая наука доказала: для того чтобы воспитание было эффективным, у ребёнка необходимо вызывать положительное отношение к тому, что мы хотим воспитать. А ведь игры, спортивно-массовые мероприятия являются одним из самых любимых занятий детей и взрослых. Так как они воспитывают чувство локтя, развивают сил, выносливость, сообразительность, смекалку, ловкость, вырабатывает волю к победе. В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми. Ведь в среднем звене продолжается формирование двигательных навыков и прививается любовь к физической культуре. Двигательная активность формируется успешнее, если физические упражнения выполняются охотно и радостно.
И я в своей деятельности выделяю три направления, которые объединяются в одно целое:
- урок:
- внеурочные формы занятия:
- индивидуальные занятия:
За последние 10 лет работы сложилась система подготовки и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий. Одно из внеклассных мероприятий я решила отправить на фестиваль “Открытый урок”.
Основная цель праздника - привитие любви к физической культуре.
Всю подготовку к данному мероприятию я подразделяю на организацию процесса подготовки и проведение праздника “Новогодние забавы”. При составлении программы я ориентируюсь на следующие критерии:
- Содержание праздника строю на хорошем освоении материала.
- Упражнение подбираю разнообразные, по двигательному, с эмоциональным настроем.
- Досконально продумываю музыкальное и художественное оформление места проведения праздника.
Основные задачи:
- Совершенствование двигательных навыков.
- Формирование кругозора по физической культуре.
- Формирование двигательных качеств (координации, силы, быстроты.)
- Воспитание чувство сплочённости, взаимоподдержки, товарищества, снятие комплекса закрепощенности (зажатости) детей и желание узнать новое.
- Привитие интереса к играм малочисленных народов Севера.
Праздник провожу в спортивном нарядно украшенном зале. При подготовке музыкального и художественного оформление, привлекаю родителей, детей старших классов, учеников которые не участвуют в соревнованиях.
Родители и классные руководители продумывают процедуру награждения, украшение зала и подготовка атрибутов для проведения состязаний готовлю вмести с детьми. Администрация школы, старшеклассники-жюри. Учащиеся 9-х классов являются ответственными за проведение праздника.
- Памятка: ответственного за проведение состязаний.
- Сценарий: для ведущего.
- Сценарий ответственного за выход Деда Мороза и Снегурочек.
- Памятка для Деда Мороза и Снегурочек.
- Поздравление.
- Содержание игр, которые проводит Дед Мороз.
- Памятка ответственного за состояние и порядок при проведении праздника в командах. Они отвечают за порядок в командах, выход команд в начале и в конце праздника, а также быстрый выход команд.
Задание ответственным старшеклассникам при подготовке к празднику.
- Придумать название команды.
- Подготовить костюмы к празднику.
- Подготовить украшение для ёлок.
- Приготовить фотографии каждого участника.
- Приготовить по 10 конусов для состязания “Мандаринчики”.
И перехожу к составлению сценария праздника, продумываю полностью ход праздника.
СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНИВНОГО ПРАЗДНИКА. “Новогодние забавы”. 6-е классы.
ПОДГОТОВКА.
- Дед Мороз.
- Украшение места, где проходит праздник.
- Подготовка инвентаря для проведения праздника.
- Подготовка судей.
- Награждение.
- Домашнее задание.
Цели и задачи.
- Подарить детям праздник.
- Совершенствовать развитие физических качеств посредством эстафет.
- Воспитывать умение работать в команде.
- Прививать интерес к систематическим занятиям физической культурой.
- Прививать интерес к играм малочисленных народов Севера.
Ход праздника
На площадке строятся ребята 6-х класов (а, б, в) с классными руководителями.
Ведущий объясняет, что у нас не просто новогодние забавы, а испытания.
Ведущий: Ребята сегодня, мы с вами проведём новогодние забавы, но это не только игра, но главная задача - это испытание на силу, выносливость, силу воли к победе Для того чтобы начать нам испытание, необходимо найти свою команду.
1. ”Найди свою команду”.
На скамейке лежат фотографии участников команд. По сигналу дети выбирают поочередно фотографию своего участника. Победят те, кто вперед выберет и построит свою команду. Чья фотография, тот бежит.
- Собрать с каждого участника фотографию.
- Приготовить место, где будут лежать фотографии.
- Судей 3-х человек, что бы подвести результат.
- Ватман написать “команду”.
Входит Дед Мороз, в руках у него 3 ёлки. С помощницами Снежинками.
- Помощницы, ставят ёлки на обозначенные места, и возле каждой ёлки кладет украшение.
- Поздравляет ребят с новым годом. И рассказывает следующее испытания:
2. “Наряди ёлку”.
По сигналу каждый из команды подбегает к ёлке и украшает её (разрешается брать и вешать на ёлку только два украшения) возвращается, передает эстафету следующему участнику. Дед Мороз пока вы будете наряжать ёлку, я съезжу в лес за подарками.
Даёт старт хлопушкой, когда все украшения окажутся на ёлке, ведущий, рассказывает о следующем конкурсе.
- 3 ёлки.
- Украшение от каждого класса.
- Хлопушка Дед Морозу.
Дед Мороз уходит со Снегурочками.
3. “Сладкая верёвочка”
К палочке привязана верёвка длиной 10 – 12 м. К верёвке на равном расстоянии привязаны конфеты. По команде ведущего к палочке подбегает первый участник команды, накручивает верёвку, срезает конфету, кладёт в корзину и передаёт эстафету следующему участнику и т.д. Как только все конфеты будут срезаны, а верёвочка накручена на палочку: можно переходить к следующему испытанию.
- Палочка – 3 шт.
- Верёвочка – 3 шт.
- Конфеты – 30 шт.
- Ножницы – 3 шт.
4. “Служба Деда Мороза”
Бег с мешком, обегаем стойку возвращаемся обратно передаём эстафету другому. В мешке находятся разные новогодние украшения или игрушки на каждого участника состязаний. Выигрывает команда заканчивающая первой.
- Мешок
- Подарки
- Обручи-3шт.
5. “ Мандаринчики”.
Вокруг ёлки ставятся конусы, по количеству участников в эстафете, под которыми лежат конфеты. По сигналу учителя первый участник бежит и берет под конусом конфету и кладёт её в корзину. Передаёт эстафету следующему. Кто быстрее.
- Конусы -10 шт.
- Конфеты- 30 шт.
- Коробки украшенные-3шт.
6. “Гольф на снегу”
Ведение теннисного мяча. Побеждает команда, которая закончит первой.
7. Бег на трёх ногах.
Связанные ближние ноги по команде ведущего, попарно бегут к препятствию и обратно. Выигрывает команда, которая сделала быстрее.
8. ”Бой Тетерев”
Поочерёдно по круговой системе участники от команд в количестве 2 человек. Они становятся парами друг против друга, приседают и обхватывают колени. По команде ведущего игроки прыжками приближаются друг другу, стараясь толчком плеча вывести противника из равновесия.
9. “Самые ловкие и быстрые”.
Появляется Дед Мороз, достаёт конверт в ней разрезанная открытка. Снегурочки подают каждой команде по конверту. По команде Деда Мороза команды полным составом бегут к стулу и собирают правильно открытку, кто быстрее. Тот и побеждает.
Ведущий представляет слово главному судье. Она подводит итоги конкурсов, вручает грамоты, а Дед Мороз достаёт из мешка пакет и вручает детям, жмёт руку.
По команде ведущего, под музыкальное сопровождение, все выполняют почётный круг, с Дедом Морозом и Снегурочкой, а затем уходят из зала под музыку.
Памятка ответственному за проведение состязаний.
1. “Найди свою команду”
- 1 скамейка перед каждой командой.
- Фотографии лежат перемешанные на скамейке.
- Иголочки воткнуты хаотически в плакате, для того чтобы прикрепить фотографию.
Сразу убрать в сторону, чтобы не мешать следующей эстафете.
2. “Наряди елку”
Снегурочки прикрепляют ёлки к стене, при помощи лейкопластыря, звёздочки крепим лейкопластырем.
- Лейкопластырь.
3. “Сладкая верёвочка”
- 3 верёвочки с конфетами в количестве 10 штук.
- 10 конфет
- Верёвка длинная-3шт.
- Ножницы-3шт.
- Верёвка длнная-3шт.
Всё убрать после эстафеты.
4. “Служба Деда Мороза”
- 3-мешка с различными предметами.
- 3-стойки ,вокруг, которых обегают участники.
Всё сразу убрать после эстафеты.
5. “Мандаринчики”
- Конусы по 10 шт. перед каждой командой.
- Груши под конусом по 10 шт.
- Обручи в них лежат под конусами груши.
- Во время нахождения: обязательно поднимают упавшие конусы и перемешивают быстро, пока участник передаёт эстафету
- Быстро, всё убрать.
6. “Гольф с клюшкой”
- 3-клюшки
- 3-мяча для метания.
- 3-стойки для обводки.
Всё убрать после эстафеты.
7. “Бег на 3-х ногах".
- 3-верёвки
8. “Самые ловкие и быстрые”
- Конверты кладут на стулья Снегурочки.
- 3-открытки.
- 3-стула.
(Дед Мороз и Снегурочки проверяют, кто быстрее выполнил задание).
9. “Бой тетерев”
- Нарисовать круг диаметром в 2 метра, в котором будут проходить состязания
В заключении я хотела бы сказать, используя такие мероприятия в процессе обучения, благоприятно влияют на достижение поставленных целей в процессе обучении и воспитания подрастающего поколения и необходимо постепенно пропагандировать национальную культуру путём игр.