Обобщение и систематизация знаний по теме" Кислородсодержащие органические соединения"

Разделы: Химия


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

ТДЦ:

Образовательный аспект:

  • создать условия для формирования представлений о генетической взаимосвязи между углеводородами и кислородсодержащими веществами, понятия изомерии и номенклатуры

Развивающий аспект:

  • создать условия для развития умений использовать уравнения реакций с целью доказательства генетической связи между классами органических соединений;
  • способствовать совершенствованию умений называть соединения по международной и исторической номенклатуре;
  • по формулам веществ устанавливать принадлежность их к определенному классу, находить среди них изомеры.

Воспитательный аспект:

  • способствовать воспитанию коммуникативных навыков, через использование монологов и диалогов.

Методы: сравнительно-аналитический метод, беседа, частично-поисковый метод, репродуктивный.

ФОПД: индивидуальная, фронтальная

Урок проводится в системе развивающего обучения. На столах учащихся находится лист с планируемыми результатами (приложение 1) и карта урока (приложение 2) для самооценки своей деятельности на уроке.

Этапы урока:

  1. Оргмомент (3 минуты)
  2. Целеполагание и мотивация: подобные задания встретятся в контрольной работе и в переводных экзаменах
  3. Актуализация знаний и умений – короткий этап, т.к. времени на уроке будет не хватать
  4. Обобщение и систематизация (преобладает)
  5. Проверка уровня обученности на данном уроке осуществляться не будет, т.к. через урок - контрольная работа
  6. Рефлексия. Оцените свои силы, и предположите, на какую оценку вы сможете претендовать на контрольной работе(3, 4, 5)
  7. Домашнее задание

Вспоминаем определения и общие формулы кислородсодержащих веществ. (3 минуты)

Приложение

1. Выпишите отдельно, под какими буквами находятся формулы(5 минут)

  • спиртов
  • альдегидов
  • карбоновых кислот
  • сложных эфиров
  • не относится ни к одной группе.

2. Назовите формулы веществ(10 минут)

  1. 2-метилпропановая кислота (2-метилпропионовая кислота)
  2. Этилэтаноат (этиловый эфир уксусной кислоты, этилацетат)
  3. 2-метилпропанол -1
  4. Метановая кислота (муравьиная кислота)
  5. Бутановая кислота (масляная кислота)
  6. Бутаналь (масляный альдегид)
  7. 2-метилпропаналь (2-метилпропионовый альдегид)
  8. 2-метилпропанол-2
  9. Бутанон-2

Какие вещества называются изомерами? – вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение.

Какие классы кислородсодержащих веществ будут изомерны друг другу? – альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры, одноатомные спирты и простые эфиры.

Сосчитаем количество атомов в формуле под а); в) и е). Будут ли они являться изомерами?

3. Найдите среди них изомеры по формулам веществ (С4Н8О2, С4Н10О, С4Н8О) под какими буквами они скрываются? (5 минут):

  • Изомеры под буквами а) б) д) – С4Н8О2
  • Изомеры под буквами в) з) – С4Н10О
  • Изомеры под буквами е) ж) и) – С4Н8О

Посмотрите внимательно на общие формулы (записаны на доске во время повторения), и какую закономерность вы видите? – происходит усложнение. Ставим стрелки между формулами и подписываем над ними условия для превращения этих реакций.

Данная цепочка превращений показывает взаимосвязь между кислородсодержащими веществами. Однако мы с вами знаем, что и между углеводородами и кислородсодержащими существует генетическое родство:

img2.gif (2377 bytes)

4. Запишите уравнения реакций по цепочке превращений (6 минут):

5. Решите задачу(5 минут): при анализе вещества определили, что в состав его входят: С – 40%; Н – 6,66%; О – 53,34%. Найдите его молекулярную формулу, если известно, что относительная плотность его по воздуху равна 2,07.

n=

Мr(Вещества)=29* Dв

Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего по массе 85,7% углерода; плотность этого вещества по водороду равна 28.

Домашнее задание:

Напишите уравнения реакций, назовите вещества X1 и X2.

Упр.3 стр.209 (задача).

Приложения