Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
ТДЦ:
Образовательный аспект:
- создать условия для формирования представлений о генетической взаимосвязи между углеводородами и кислородсодержащими веществами, понятия изомерии и номенклатуры
Развивающий аспект:
- создать условия для развития умений использовать уравнения реакций с целью доказательства генетической связи между классами органических соединений;
- способствовать совершенствованию умений называть соединения по международной и исторической номенклатуре;
- по формулам веществ устанавливать принадлежность их к определенному классу, находить среди них изомеры.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию коммуникативных навыков, через использование монологов и диалогов.
Методы: сравнительно-аналитический метод, беседа, частично-поисковый метод, репродуктивный.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная
Урок проводится в системе развивающего обучения. На столах учащихся находится лист с планируемыми результатами (приложение 1) и карта урока (приложение 2) для самооценки своей деятельности на уроке.
Этапы урока:
- Оргмомент (3 минуты)
- Целеполагание и мотивация: подобные задания встретятся в контрольной работе и в переводных экзаменах
- Актуализация знаний и умений – короткий этап, т.к. времени на уроке будет не хватать
- Обобщение и систематизация (преобладает)
- Проверка уровня обученности на данном уроке осуществляться не будет, т.к. через урок - контрольная работа
- Рефлексия. Оцените свои силы, и предположите, на какую оценку вы сможете претендовать на контрольной работе(3, 4, 5)
- Домашнее задание
Вспоминаем определения и общие формулы кислородсодержащих веществ. (3 минуты)
1. Выпишите отдельно, под какими буквами находятся формулы(5 минут)
- спиртов
- альдегидов
- карбоновых кислот
- сложных эфиров
- не относится ни к одной группе.
2. Назовите формулы веществ(10 минут)
Какие вещества называются изомерами? – вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение.
Какие классы кислородсодержащих веществ будут изомерны друг другу? – альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры, одноатомные спирты и простые эфиры.
Сосчитаем количество атомов в формуле под а); в) и е). Будут ли они являться изомерами?
3. Найдите среди них изомеры по формулам веществ (С4Н8О2, С4Н10О, С4Н8О) под какими буквами они скрываются? (5 минут):
- Изомеры под буквами а) б) д) – С4Н8О2
- Изомеры под буквами в) з) – С4Н10О
- Изомеры под буквами е) ж) и) – С4Н8О
Посмотрите внимательно на общие формулы (записаны на доске во время повторения), и какую закономерность вы видите? – происходит усложнение. Ставим стрелки между формулами и подписываем над ними условия для превращения этих реакций.
Данная цепочка превращений показывает взаимосвязь между кислородсодержащими веществами. Однако мы с вами знаем, что и между углеводородами и кислородсодержащими существует генетическое родство:
4. Запишите уравнения реакций по цепочке превращений (6 минут):
5. Решите задачу(5 минут): при анализе вещества определили, что в состав его входят: С – 40%; Н – 6,66%; О – 53,34%. Найдите его молекулярную формулу, если известно, что относительная плотность его по воздуху равна 2,07.
n=
Мr(Вещества)=29* Dв
Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего по массе 85,7% углерода; плотность этого вещества по водороду равна 28.
Домашнее задание:
Напишите уравнения реакций, назовите вещества X1 и X2.
Упр.3 стр.209 (задача).