Пояснительная записка
В начале третьего тысячелетия отечественными специалистами в области теории и практики преподавания иностранных языков удалось преодолеть упрощенную интерпретацию английского языка (АЯ) делового общения, неизбежно ограничивавшую этот предмет рамками специализированной терминологии и коммерческой корреспонденции. Для современного состояния лингвистической дидактики характерно планомерное выявление всего многообразия свойств и составляющих динамичного явления, называемого деловой английский.
Актуальность данной программы обусловлена концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривающей создание “Системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах образовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся…”
Курс “Бизнес английский” предназначен в качестве элективного курса для 9-х классов любой школы. Он опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения базового курса АЯ. Этот курс выполняет функцию дополнения и углубления базового предметного образования, способствует формированию и развитию общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков, ориентации в особенностях будущей профессиональной деятельности учащихся.
В отличие от базового, предлагаемый элективный курс последовательно реализует следующие цели:
- изучение особенностей делового общения;
- развитие навыков устной и письменной официальной речи;
- расширение возможностей социализации учащихся.
Тематика и содержание данного элективного курса имеет социальную и личностную значимость как с точки зрения индивидуального развития, так и подготовки конкурентоспособных кадров и расширяет возможности социализации и адаптации учащихся.
Основным принципом является разъяснение основных составляющих АЯ делового общения и сопровождается последовательным анализом и описанием наиболее существенных функционально обусловленных способов выражения мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые обобщения и рекомендации закрепляются в практической части. Материал организован таким образом, чтобы учащиеся уяснили специфику и характерные особенности того или иного явления, а также овладели наиболее существенными навыками устного и письменного общения в деловых целях.
Центральным звеном в преподавании АЯ делового общения является словарный запас. Значительная часть работы над лексикой ориентирована на общеупотребительную терминологию делового общения: объясняется значение терминов в сжатой форме, обращается внимание на необходимость усвоения русскоязычных соответствий, подчеркивается принципиальная роль сочетаемости, выявляется и разъясняется связь ключевой терминологии делового общения с общим языком. Выполнение упражнений, предлагаемых в каждой практической части, способствует преодолению основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся: понимание делового мира и овладение нормативным речеупотреблением, принятым в деловой среде.
В качестве конечного результата в достижении цели курс предусматривает готовность учащихся к применению полученных знаний, умений и навыков в деловой устной и письменной речи при устройстве на работу, при прохождении собеседования, при общении с иностранными деловыми партнерами, заполнении различных бланков /анкет/ документов, написании различного рода деловых писем и ведении телефонных разговоров.
По окончании курса учащиеся должны:
- грамотно вести формальный диалог с использованием необходимых фразовых клише;
- заполнять анкету-заявление о приеме на работу;
- представить себя, своих коллег;
- грамотно вести разговор по телефону, записать и передать информацию;
- правильно оформить и написать деловое письмо;
- владеть базовыми понятиями: application form; business letter , advertising, the EAN code и т.д.
Учебный план курса рассчитан на 17 часов и состоит из 4 модулей, последовательность которых может варьироваться. Кроме того, при решении какой-либо конкретной задачи может быть использовано сразу несколько модулей.
В качестве промежуточного контроля уровня достижений учащихся используется анализ письменных и устных творческих работ, как инструмент коррекции деятельности учащихся.Задания по теме данного модуля оцениваются по 5-ти бальной системе,.
Итоговый контроль проводится по окончанию изучения всего курса в форме зачета, состоящего из двух заданий:
- 1 - беседа по ситуации;
- 2 - письменное задание.
Учебно-тематическое планирование:
Модуль I |
|
|
2 ч. | |
Модуль II |
|
4 ч. | ||
|
|
|
||
|
|
|
||
Модуль III |
|
4 ч. | ||
|
|
|
||
|
|
|
||
Модуль IV |
|
5 ч. | ||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
Итоговое занятие |
|
|
2 ч. |
Содержание курса:
Модуль I. “Деловой этикет”
- овладение особенностями устного делового общения;
- овладение речевыми клише для выражения приветствия, прощания, благодарности, просьбы, предложения, извинения; выражения своего мнения (согласие, несогласие, удивление, восторг, определенность, сомнение, сожаление, надежда, волнение…), вопроса.
Модуль II. “Устройство на работу”.
- овладение особенностями письменной деловой речи при подаче объявления о вакансии, при заполнении анкеты-заявления, резюме;
- овладение особенностями устной деловой речи при собеседовании, знакомстве с коллективом, знакомстве со своими обязанностями;
- овладение лексикой, необходимой для характеристики имиджа делового человека, необходимых умений и навыков, деловых качеств.
Модуль III. “Телефонные разговоры”.
- овладение языковой спецификой и особенностями этикета деловых разговоров по телефону;
- овладение необходимыми речевыми оборотами, клише;
- овладение навыками письменной речи для записи и передачи сообщений.
Модуль IV. “Деловые письма”.
- овладение языковой спецификой и особенностями этикета при написании деловых писем;
- овладение стандартными выражениями, формулами вежливости, особенностями письменной речи при написании деловых писем;
- знакомство с различными видами деловых писем (письмо-просьба; письмо-приглашение, письмо- подтверждение, письмо-заявление, письмо-отказ) и особенностями их написания;
- знакомство с различными формами отправления писем (почта, электронная почта, факс).
Вопросы к зачету:
Card 1.
- Which of the jobs would you most like to have? Which of the jobs would you least like to have? Explain your choice.
- You are interested in taking part in a work experience programme for business students. Write an e-mail to a company that offers such programme.
Card 2.
- Work in pairs. Imagine you come from different countries. Role play the conversation between the host and the visitor.
- Write some instructions for a phone call. Write down a message.
Card 3.
- Speak about the profession of an entrepreneur. Would you like to do it? Explain why.
- Write your CV for a job of your choice.
Card 4.
- What qualifications and experience do you need for the job of a marketing manager? Do you think you could be successful in it? Explain why.
- Write an application letter for the job in the advert.
Card 5.
- Work in pairs. Make a phone call. Leave a message.
- Write an application letter for the job in the advert.
Card 6.
- Work in pairs. Imagine you come from different countries. Role play the conversation between the host and the visitor.
- You have decided to start your small business to earn extra money. Write a letter to your headmaster to discuss it.
Card 7.
- Work in pairs. Make a phone call. Leave a message.
- Write an advert for a vacant position for your company.
Используемая литература:
- Трофимова О.В. Английский язык как средство делового общения. Находка, 1997.
- Щелкова Т.Г., Мелех И.Я. Can you speak over the Telephone. М., 1989.
- Резинкина Н.М. Международные контакты. М., 1992.
- Альбов А.С. Письмо зарубежному партнеру. 2 части. Л., 1991.
- Начарова Т.Б. Английский язык делового общения. Курс лекций и практикум. М., 2004.
- Longman. Essential activator, 2000.
- Neil Wood, Business and Commerce. Oxford University Press, 2003.