Цели:
- закрепить и обобщить изучаемый материал, умения и навыки в применении формул сокращенного умножения;
- развивать мышление, память, умение выделять главное, анализировать;
- воспитывать чувство ответственности за коллектив в процессе совместной работы.
Урок-соревнование
Правила.
- За правильное решение задания у доски команде начисляется от 1 до 3 баллов в зависимости от сложности, за устный ответ - 1 балл.
- За ошибки, неправильный ответ баллы не снимаются.
- Каждый ученик может выходить к доске не более 2 раз, причем во второй раз баллов начисляется наполовину меньше, чем полагается за задание.
- При подведении итогов соревнования за каждого не ответившего у доски ученика снимается 2 балла.
- Полученное задание решает вся команда, а капитан команды решает, кто будет отвечать у доски.
- Победившая команда имеет право каждому ответившему ученику добавить один балл к оценке, поставленной учителем, а проигравшая команда может добавить к оценке, поставленной учителем, только 2 ученикам.
Ход урока
I. Учитель сообщает цель урока и правила соревнования.
Перед соревнованием проводится бой капитанов, которые заранее готовят друг другу по 3 вопроса по теме урока, за правильный ответ начисляется 2 балла (класс разделен на 2 команды).
II. Устно.
Поочередно каждой команде задается вопрос (1 балл).
Разложить на множители
a2 - b2 =
(a - b)2 =
2. Представьте в виде трехчлена
(a +b)2 =
(x - 1)2 =
3. Представьте в виде двучлена
4 - 4x + x2
9 + 6a2 +a2
4. Вычислить
122 - 82
92 + 2*9*11 + 112
III. Команды получают одинаковые задания, решают не более 1 минуты, а потом один из членов команды выполняет его на доске.
Разложить на множители (1 балл)
x2 - 49
x2 + 8x +16
Представить в виде квадрата двучлена (2 балла)
4a2 - 20a +25
Представить в виде двучлена или трехчлена
(2x + 1)2
(3x + 2)(3x - 2)
Вычислить (2 балла)
252 + 2*25*75 + 752
962 - 42
625 - 2*25*15 + 225
9982
1252 + 52
5. заполнить пропуски (3 балла)
(a + :)2 = a2 + 18a + :
4x2 - : = (: + 7y)(: ? :)
IV. Найти три последовательных числа, отличающихся тем свойством, что квадрат среднего на 1 балл больше произведения двух остальных.
Решение рассуждение.
Первое число x
Второе x + 1
Третье x + 2
По условию
(x + 1)2 = x(x +2) + 1
x2 + 2x + 1 = x2 + 2x + 1
Из этого равенства, которое называется тождеством, нельзя определить величину x, оно справедливо при любом значении входящей в него буквы.
Значит, всякие три последовательных числа обладают этим свойством.
Пример.
8; 9; 10
92 = 8*10 + 1
92 - 1 = 8*10
- 5; - 4; - 3
(- 4)2 = (- 5)(- 5) + 1
(- 4)2 - 1 = (- 5)( - 5)
16 = 16
Имеем тождество
x2 - 1 = (x - 1)(x + 1)
V. Доказать, что 4 = 5
масса слона равна массе комара
VI. Подведение итогов соревнования урока.