Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Современные исследования педагогов и психологов (А.В.Запорожца, А.П.Усовой, Н.Н.Поддъякова, П.Я.Гальперина), направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности.
Исследования, проведённые Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы, а также отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.
Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его не сложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Однако анализ образовательных программ (“Развитие” Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко 1995г., “Радуга” Т.Н.Доронова 1997г., “Детство” В.И.Логинова, Л.Маневцова 1995г.) позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта.
Поэтому считаем, что необходимо введение дополнительного образовательного курса в рамках кружка “Почемучка”.
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста, методического пособия И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир “Детское экспериментирование”.
Программа содержит учебно-тематический план занятий кружка (приложение 1) на первый и второй год обучения, конспекты занятий (приложение 2), экскурсий, наблюдений, досуга, педагогическую диагностику (приложение 3), дидактические и наглядные пособия, список литературы (приложение 4).
Цель программы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи программы:
1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества.
2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света).
3. Формировать у детей элементарные географические представления (природно-климатические зоны, природные явления, разные виды ландшафта, природные богатства недр Земли).
4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), рассчитана на два года обучения.
Отличительной особенностью данной программы является не только организация занятий в форме кружка, что позволяет значительно расширить объем содержания: знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений, с правилами безопасности. Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- “Познавательное развитие”,т.е. интеграция с занятиями по ознакомлению с окружающим в программе “Радуга”;
- “Основы безопасности жизнедеятельности” через знакомство со строением органов чувств человека, правилами безопасного поведения;
- “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности;
- программа дополнительного образования “Туристята”, где используется региональный компонент при формировании географических и природно-климатических представлений у детей, знаний о природных ископаемых интегрирована с программой “Почемучка” блок “Вещество”.
В программе содержится локальный компонент: отражает специфику расположения детского сада, техническое оснащение.
Самостоятельно разработаны конспекты занятий кружка, совместной экспериментальной деятельности, наблюдений, дидактические и наглядные пособия для организации обучения.
Занятия в группе первого года обучения проходят один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 25 минут, всего 34 занятия в год. Занятие в группе второго года обучения проходят один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 30 минут, всего 34 занятия в год. К занятиям допускаются все желающие дети.
Занятия организуются на принципах:
- личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;
- доступности предлагаемого материала;
- последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
- вариативности и проблемности;
- взаимодействия с семьей.
Содержание и темы занятий спланированы по блокам. В каждом блоке содержится от 2 до 5 тем. Блоки программы можно варьировать.
Требования к уровню подготовки.
Воспитанник должен | К концу 1 года обучения | К концу 2-го года обучения |
Знать | элементарные научные сведения о
различных природно-климатических зонах, условия
жизни на Земле; свойствах веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); модель и “портрет” Земли, значение и роль цвета на глобусе и карте (как условного обозначения); о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдения за движением Солнца и Луны, рассказы о вращении планет вокруг Солнца, с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением); об основных видах и характеристиках движения, причинах и способах их измерения (скорость, направление, траектория); правила техники безопасности при проведении физических опытов. |
элементарные научные сведения о
некоторых физических явлениях (магнитное и
земное притяжение, электричество), об особой форме энергии - электричестве, материалах, проводящих электрический ток; о способах познания свойств света (преломление, отражение света), о распространении звука в воздухе, воде, твердых телах, отражение звука – эхо; правила техники безопасности при проведении физических опытов.
|
Уметь | пользоваться измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром, часами. | - экспериментировать с магнитом, лупой; -самостоятельно изготавливать простейшие приборы для экспериментирования: линзу, измерительную ленту, мерный сосуд; -распознавать звуки с закрытыми глазами. |
Навыки | работать с различными материалами; работать с различными инструментами. |
работать с различными материалами; работать с различными инструментами; самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования. |
В завершении каждой темы проводятся итоговые занятия для определения уровня усвоения материала. Дифференцированный подход позволяет создать условия для выбора воспитанниками деятельности в соответствии со своими возможностями и получения удовлетворения от достигнутых результатов.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.
Педагогическая диагностика организуется 2 раза в год (сентябрь, май). Она разработана на основе итоговых занятий И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир по методическому пособию “Детское экспериментирование” (2003г.) и дополнена критериями познавательного развития из программы Л.А.Венгера “Развитие” (1995г.). Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Определены критерии уровня знаний детей по программе Л.А.Венгера “Развитие” раздел “Познавательное развитие”:
высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности;
средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;
низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.
Содержание программы
Блок. Измерение.
Измерение как один из способов познания мира. Единицы измерения температуры, времени. Понятие “время” - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. История развития измерительных приборов и происхождение мер. Измерительные приборы длины, веса, объема.
Блок. Земля и её место в Солнечной системе.
Модель Солнечной системы, место планеты Земля в ней, вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи. История возникновения календаря. Способы ориентировки по карте, на местности (используя знание сторон света), во времени (знание частей суток, времен года).
Блок. Вещество.
Три основных состояния веществ (жидкое, твёрдое и газообразное). Свойства воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более лёгкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трёх состояний вещества ). Способы познания свойств жидкостей: погружение различных предметов для определения “плотности”, плавучести (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла, пластмассы), растворение соли, сахара, соды, марганца; замораживание, нагревание, кипячение.
Твердые тела, их свойства. Применение в жизни человека изделий из стекла, пластмассы, керамики, дерева. Экспериментирование с твёрдыми телами, их свойствами: рассматривание почвы, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, металла.
Региональный компонент: город Соликамск центр солеварного промысла. История добычи соли. Свойства соли: магниевой и каменной. Использование соли человеком.
Блок. Движение.
Виды движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут; машины, самолеты, механизмы перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное); планеты и спутники вращаются в космосе. Прямолинейное, вращательное, движение по наклонной плоскости, свободное падение. Историей создания простых механизмов и их применение.
Блок. Свет и цвет.
Свет как одна из форм энергии. Солнце-главный источник света на Земле. Свойства света: отражение (от зеркальных поверхностей разной формы – выпуклой, вогнутой, плоской), преломление луча света от фонарика, через плоскую бутылочку; увеличение изображений , использование увеличительного стекла, лупы, изготовление самодельной линзы; разложение света на составляющие цвета, получение радуги. Строение глаза как оптического прибора. История развития осветительных приборов.
Региональный компонент: история развития осветительных приборов.
Блок. Звук и слух.
Источники звуков. Способы восприятия звуков животными и человеком. Строение человеческого уха. Гигиенические правила охраны слуха. Понятие – скорость звука. Распространение звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражение звука (эхо), громкость.
Блок. Магнетизм.
Магнит и его свойства: притягивает к себе металлические предметы.
Область применения магнитов. Компас – прибор для определения сторон света. Устройство компаса.
Локальный компонент: изображение сторон света на схеме участка детского сада.
В мире электричества.
Электричество как особая форма энергии. История открытия электричества. Статическое электричество: молния, искры на одежде, возникающие при трении Проводники – материалы, проводящие электрический ток: металлы, вода; материалы вообще не проводящие электричество: дерево, стекло, резина, пластмасса. Устройство простейших электроприборов; рассматривание устройства розетки, вилки, электрической лампочки; собирание простейшей электрической цепи, создание электромагнита с помощью гвоздя, намотанного на него провода и батарейки; правила техники безопасности в пользовании электроприборами.
Локальный компонент: электроприборы-помощники в детском саду
Человек и законы природы.
Законы существования всего живого на земле: закон всемирного тяготения и земного притяжения, закон действия и противодействия, видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое. “Чудеса”, происходящие в природе (восход Солнца, радуга, туман, роса, дождь, снег, ветер) объяснимы и подчиняются физическим законам.
Методическое обеспечение программы.
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Алгоритм занятий:
- мотивация,
- подготовительная беседа,
- практическое (экспериментальное) задание,
- анализ деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы), фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.
Методы стимуляции и мотивации:
- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н.Толстого “Хотела галка пить...” В какую ситуацию попала галка?);
- вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
- метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”
Игровые методы:
-экспериментальные игры
- “Тонет – не тонет”,
- “Хотела галка пить...”,
- “Мыльные пузыри”,
- “Сделаем растворы”,
- “В какой воде легче плавать?”
позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
Практические:
действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
Наглядные:
схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.
Средства обучения.
Оборудование для детского экспериментирования: микроскоп, компас, магниты, лупы, зеркала разного размера, формы; измерительные приборы: часы разного вида, весы, линейки, мерные стаканчики, термометры; предметы-посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы “Лего”), предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы); коллекции природных материалов: семян, минералов; оборудование для опытов: штатив, спиртовка, пипетки, ложки.
Глобус, карта политическая, физическая;
Иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов.
Детские энциклопедии, атласы, тетрадь “Безопасность”.
ТСО: фильмоскоп, диапроектор, DVD плеер.