Одной из главных задач современного этапа развития системы образования является создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения. В нашем детском саду значительное внимание уделяется проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), что обусловлено тенденцией к увеличению числа дошкольников с нарушением развития.
Дети с ЗПР оказываются не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:
- знание и представления об окружающем мире;
- умственные операции, действия и навыки;
- речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;
- познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивациях;
- регуляция поведения.
Подтвержденные практикой научные исследования убедительно свидетельствуют о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются именно в период раннего детства. В дошкольном детстве закладываются базовые свойства личности, и их преодоление на следующих возрастных этапах происходит значительно сложнее.
Мной обобщен многолетний опыт работы по организации коррекционно-методической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях комбинированного детского сада.
Цель работы нашей группы заключается в создании адекватной педагогической системы и максимально благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников, самореализации личности каждого ребенка с учетом его возможностей и способностей; успешная подготовка детей школьному обучению. Обозначенная цель определяет задачи:
- коррекция отклонений в развитии и предупреждении вторичных отклонений;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
- развитие личности ребенка, его познавательных и моторных сфер с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей и способностей;
- коррекция социальной адаптации и развития;
- обеспечение психологической готовности к школьному обучению и формирование определенного круга знаний, представлений и умений, необходимых для обучения в школе (не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитание у него положительных качеств личности).
Свою работу строю в соответствии со следующими положениями:
- организация диагностико-консультативной службы, работающей на междисциплинарной основе;
- углубленное и динамичное изучение развития дошкольников с целью правильного выбора программы развития и своевременной ее корректировки;
- обеспечение коррекции нарушений, стимулирования и обогащения развития во всех видах детской деятельности;
- использование адекватных технологий и методик, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;
- здоровьесберегающая направленность содержания коррекционно-развивающей деятельности, создающая базу для развития активности и самостоятельности;
- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь группы, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР;
- интеграция воспитательно-образовательных воздействий на личность ребенка с ЗПР (согласованность действий всех сотрудников МДОУ и осуществляемых с семьей воспитательных воздействий).
Моя роль как учителя-дефектолога в этой системе
— согласование и координация
психолого-педагогических воздействий на
ребенка.
В соответствии с современной концепцией
коррекционно-развивающего обучения в структуре
коррекционно-педагогического процесса с детьми
нашей группы можно выделить два направления.
Диагностико-консультативное направление
занимает особое место в педагогическом процессе,
пронизывает всю деятельность наших педагогов и
играет роль индикатора результативности
оздоровительного, коррекционно-развивающего и
воспитательно-образовательного воздействия.
Изучение и динамическое наблюдение за
развитием детей основывается на принципе
единства диагностики и коррекции. Изучаем
состояние здоровья, выявляем уровни развития
ведущего вида деятельности; особенности
развития познавательной и эмоциональной
личностной сфер (педагогическое изучение);
особенности развития речевой деятельности
(логопедическое изучение) социальную ситуацию
развития ребенка (отношение в семье, детском
саду), запас знаний и представлений
(дограмматические, элементарные математические,
об окружающих предметах и явлениях
действительности).
Исследования в указанных направлениях
проводятся систематически: в сентябре, в
январе и в мае с целью выявления качественных
изменений в развитии детей в результате
воспитательно-образовательного процесса.
Итогом изучения ребенка являются рекомендации,
обеспечивающие индивидуальный подход:
устанавливаем четкие цели
коррекционно-развивающей работы, пути и сроки ее
достижения; вырабатываем адекватные состоянию
ребенку подходы со стороны всех взрослых;
выделяем сильные стороны ребенка, на которые
можно опереться в коррекционной работе,
анализируем ход развития и результаты
педагогической работы.
Также провожу динамическое наблюдение за
продвижением каждого ребенка, обсуждаю
результаты обследования детей с воспитателями,
психологом, логопедом. Это помогает всем
участникам коррекционно-педагогического
процесса планировать индивидуальные и групповые
коррекционные занятия.
Таким образом, диагностическое направление
работы обеспечивает комплекс динамических
наблюдений за каждым ребенком всеми
специалистами.
Второе важнейшее направление — коррекционно-развивающее
— комплекс мер, воздействующих на личность в
целом, нормализацию и совершенствование
ведущего вида (наряду с привычными видами)
деятельности, коррекцию индивидуальных
недостатков развития. Коррекционно-развивающее
направление реализуем взаимодействием в работе
учителя-дефектолога, учителя-логопеда,
воспитателей, психолога и других специалистов
нашего детского сада.
Наша группа разновозрастная, ее составляют дети
5-6 лет (I год обучения) и 6-7 лет (II год обучения).
Подгруппы организуем по возрасту, с учетом
диагностики и актуального уровня развития и они
имеют подвижный состав.
Воспитание и обучение детей осуществляется в
повседневной жизни и в процессе обязательных
регулярных занятий. Помимо занятий по подгруппам
проводим индивидуальные коррекционные занятия.
Трудности, возникающие в ходе
воспитательно-образовательного процесса
стараюсь преодолевать, учитывая принцип
создания положительного эмоционального фона
отношений ребенка и педагога (Л.С. Выготский).
Окружающие не фиксируют внимание ребенка на его
дефекте, чтобы он не чувствовал себя
неполноценным. Стараюсь обеспечить каждому
ребенку субъективное переживание успеха на фоне
определенных усилий и отмечать даже самые
незначительные его продвижения. Это
способствует появлению уверенности, выработки
положительного отношения к познавательной
деятельности, повышает учебную мотивацию,
стимулирует мыслительную активность. Занимаю
позицию не «над», а «вместе» с ребенком, позицию
равноправного партнера. Все это направлено на
предупреждение нежелательных отклонений,
связанных с неблагополучной ситуацией развития
наших детей.
Главная особенность календарно-тематического планирования — комплексный подход при формировании знаний, умений и навыков у детей:
- планирование по спирали: на каждом последующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки детей не только закрепляются, но и усложняются;
- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
- в рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач;
- реализую индивидуально-дифференцированный подход, что предполагает при единой целевой установке, различные способы выполнения одного задания каждым ребенком;
- преемственность в работе всех педагогов: на аналогичном материале, в рамках единой темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи;
- изучаем в течение недели одну тему, что дает возможность многократно повторять материал, что, учитывая психические особенности детей с ЗПР, обеспечивает более прочное усвоение.
На занятиях дети приобретают много конкретных
знаний и умений, но главное на что обращаю
внимание — умение слушать и выполнять
требования взрослого, подчинять свои действия
заданным правилам, действовать в точном
соответствии со словесной инструкцией или с
наглядным образцом.
Все это — важные предпосылки будущей
деятельности, т.е. умение самостоятельно учиться,
контролировать свои действия в соответствии с
заданным образцом, оценивать результат своей
работы и устранять допущенные ошибки.
При организации занятия стремлюсь к тому, чтобы у каждого ребенка в работу были включены все анализаторы (с последовательной сменой ведущего анализатора). Для этого использую творческие, проблемные задания, ситуации выбора, когда ребенку необходимо принять самостоятельное решение. Этому способствует и увеличение времени на практическую деятельность.
Включаю в занятия задания и упражнения, направленные на развитие и коррекцию высших психических функций (зрительного восприятия, внимания, вербальной и мыслительной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетического, логического мышления и т.д.).
Большая роль в успешности нашей работы принадлежит нашему взаимодействию с воспитателями: выбор темы и разработка занятий, определение последовательности задач. Регулярно обсуждаем успехи и продвижения детей, ищем способы и пути решения поставленных задач. Консультирую педагогов по вопросам методики и по особенностям организации коррекционной работы.
Учитывая специфику нашей группы, родители ведут к нам детей, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками. Моя задача вовлечь родителей в процесс воспитания детей. От того, как быстро наладится контакт, зависит готовность родителей в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности. Рассказываю родителям о целях и задачах нашей работы, знакомлю с результатами обследования. Для осуществления просветительской, консультативной коррекционной помощи планирую родительские собрания, консультации, сообщения, выступления, папки передвижки, методички.
Еженедельно родители знакомятся с темой работы, пройденным программным материалом и закрепляют полученные знания и умения в играх и упражнениях. Обсуждаем с родителями успехи детей, вместе решаем возникающие проблемы.
В конце года дети показывают мамам и папам отчетные спектакли. В их подготовке принимают участие все дети нашей группы. Это позволяет закреплять и совершенствовать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Считаю, что надо уделять внимание не только предметным знаниям, умениям и навыкам воспитанников, но и формированию у них потребности в общении с окружающими людьми, учить детей проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами. Эффективными в этом отношении являются музыкальные занятия, проводимые музыкальным руководителем и воспитателями. Они способствуют созданию естественных условий для формирования у детей совместной деятельности, приемов и средств обучения, решают задачи эмоционального развития, закрепления представлений об окружающем; совершенствованию двигательной сферы, коррекции психических процессов и т.д.
Комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению дошкольников с ЗПР способствует оптимизации воспитательно-образовательной работы. Большинству выпускников нашей группы по заключению городской ПМПК рекомендовано обучение по программе общеобразовательной школы.
Литература:
- Дубинина К.С. //Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2008. — № 6. — с. 18.
- Зорина С.В., Полетаева Н.А., Прибыткова Н.Ю.//Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2005. — № 3. — с. 16.
- Морозова Н.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. — М: Мозаика-синтез. — 2007.
- Специальная педагогика: учебное пособие/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.: П/ред. Н.М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. Учеб. Пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Книга 1, 2 — М.: Школьная пресса, 2002, 2004.
- Шевченко С.Г. Преемственность в образовании детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста. //Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2007. — № 5. — с. 29.