Интегрированный урок по курсам "Мы и окружающий мир"и "Основы православной культуры" по теме "Происхождение имен и фамилий. "Второе рождение". Ангел-хранитель, крестные родители. Именины. Святые"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Дать представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; знакомить с церковной терминологией: святой, Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные родители, именины, церковнославянский язык; учить работать с духовными текстами (молитвенное призывание святого, имя которого носишь); расширить знания детей о составе русского именника, познакомить с происхождение и структурой имен и фамилий.

2. Формировать общеучебные навыки: умение ориентироваться во времени и пространстве, анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения; развивать связную речь, нравственное мышление.

3. Формировать у детей систему духовно–нравственных ценностей и с их позиции оценивать свои действия и поступки, прививать любовь к родной культуре, литературе, истории.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал “Наши имена”; изображения православных святых; карточки с записанными полными и неполными формами имени; использование мультимедийного комплекса.

Ход урока

1. Орг. момент

(Проверяю готовность класса к уроку, усаживаю детей.)

Нет меж живущих людей, да и не может и быть, безымянных:
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.

(Гомер)

– Разговор сегодня пойдет о происхождении наших имен и фамилий; об именинах; об очень важном для каждого человека обряде, в результате которого он приобретает имя – обряде крещения.

(Слайд 1 – тема урока выводится на экран.)

2. Знакомство с происхождением и структурой имен, сведения о составе русского именника

  • У каждого из вас есть имя. А зачем оно вам?
  • Зачем люди дают друг другу имена? (Люди дают имена, чтобы отличить одного от другого, различать людей.)
  • Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя?

Но тут есть одна загадка. Послушайте стихотворение. Оно называется “Сколько имен у подружки, у Оли?”

Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой мама и папа зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
“Олька!” – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подруги моей?

(Слайд 2. Литературная загадка помогает понять, что имена бывают полными и неполными, уменьшительно-ласкательными и официальными.)

– Догадайтесь, сколько же у этой девочки имен. Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени. Когда человека называют полным именем? (Так называют в школе или в другой официальной обстановке.)

  • А почему мама, папа и тетя называют ее: Олечка, Олюшка?
  • Это ласкательные формы имени. А как ласково называют вас ваши родители, бабушки и дедушки?
  • Озорник кричит: “Олька!” Это культурная форма имени? Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. Такое обращение может расстроить и оскорбить человека. Если вы так обращаетесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный.
  • Итак, ребята, вы узнали, что имена бывают полные и неполные. Давайте поиграем. Я напишу сначала полную форму имени, а вы подберете к нему неполные формы. А потом наоборот: я напишу неполную форму имени, а вы подберете к нему полную форму.

(Учитель использует наглядность: на доску прикрепляет карточки с записанной полной формой имени неполная форма имени дописывается учителем. Работа с неполной формой проводится аналогично. Вариант – использование мультимедийного комплекса: слайды 3, 4.)

  1. Екатерина – Катя, Катюша, Катенька, Катюшка.
  2. Людмила – Люда, Людочка, Людмилочка, Мила, Милочка.
    Сергей – Сережа, Сереженька, Сережечка.
    Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка.

  3. Яша, Яшенька – Яков.
    Тема, Темочка – Артем.
    Настенька, Настюша – Анастасия.
    Леночка, Аленушка – Елена.

– Давайте вспомним прекрасные русские имена, которые, к сожалению, сейчас встречаются нечасто. В этом нам помогут пословицы. Я вам буду читать пословицу, а вы называйте имя. (Слайд 5.)

По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. (Семён, Тимофей)
Туги орешки Терёшке. (Терентий)
Про горького Егорку поют и песню горьку. (Егор)
Мели Емеля – твоя неделя. (Емельян)

  • А кто скажет, какое имя у русских было самое любимое? Вспомните, как называли главных героев сказок? (Иван, Марья)

3. Знакомство с понятием “святой”

– Как же выбирали старшие младшим имена?

До принятия христианства на Руси новорожденных нарекали не именами, а простыми словами, причем, на наш сегодняшний взгляд, они выглядят довольно нелепо. Ну, как, например, сегодня можно отнестись к такому имени, как Кислоквас, Огурец, Износок, Кисель и т. д.? Но в те далекие времена эти имена были привычными и естественными.

После принятия христианства все дети могли получить имена только при посредстве христианской церкви, во время обряда крещения. Выработался обычай называть детей обязательно в честь какого-нибудь человека, прославленного христианской церковью – святого.

Святой – человек, которого за его праведную жизнь, стойкость в вере Бог наделил даром чудотворения, сделал посредником (проводником) между Собой и людьми; святые – покровители простых смертных, их заступники и “молитвенники” за них. Христиане верили, что после смерти такие угодные Богу люди возносились на небо для новой жизни и продолжали заниматься делами грешной земли. Оттуда святые могли оказать помощь своим “тезкам”.

Имена “святых” вносились в святцы. Святцами называлась у православных церковная книга, содержащая месяцеслов (календарь); составленная в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено церковью религиозное чествование каждого святого. Это было нужно потому, что принято было “нарекать” младенцев именем того из святых, память которого приходилась на день рождения этого ребенка. А так как святых с одинаковыми именами было довольно много, в святцах эти имена повторяются довольно часто.

4. Знакомство с понятиями “именины” и “день Ангела”

(Слайд 6. Стихотворение читает специально подготовленный ученик.)

Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.

В этой жизни, а может, и той,
Под земною звездою небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.

(А.Бобров “Имена”)

  • Имена каких святых вам известны?
  • Знаете ли вы что-нибудь о святом, имя которого носите? Когда у вас именины?
  • С чего начинается именинный день – знаете? С молитвенного призывания святого, имя которого носишь. Вот эта молитва:

“Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (называешь имя), яко азъ усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душу моей”.

(Словарная работа: “азъ” – русское местоимение “я”; “угодниче Божий”обращение к святому на церковнославянском).

(Текст молитвы выводится на экран – слайд 7.)

– А теперь расскажем, как православные христиане празднуют день именин. Ранним утром (до завтрака) они идут к святому причастию в церковь, ставят свечку и произносят эту молитву у иконы, изображающей их святого. После исповеди и причастия возвращаются домой, и только тогда начинается праздник для всей семьи. Тут и именинный пирог (раньше на Руси это был разукрашенный белый каравай, от которого дошла до нашего времени детская хороводная игра “Каравай”), и веселые игры, и песни, и загадки.

(Дети исполняют знакомую хороводную.)

Многие считают именинами (или днем Ангела) свой день рождения. Это не так. В соответствии с правилами православной церкви именины это день памяти святого, именем которого вы названы. А днем Ангела называют день крещения.

5. Практическая работа

– Найдите на розданных листах свое имя. Ваши имена я выписала из православного календаря. Рядом с именем чаще всего указан не один, а несколько дней памяти одноименных святых. Какой из них ваши именины? Идеально, если день рождения и одна из указанных дат будут совпадать. Если даты не совпадают, необходимо искать ближайшую дату после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины.

(Каждый ребенок получает лист, на котором записаны имена, ищет свое имя, узнает его происхождение и значение, находит день своих именин. Учитель на листы выписывает только встречающиеся в классе имена).

6. Беседа о таинстве православной церкви – крещении

– Слово “крещение” – от греч. “погружение”.

Над младенцем крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников – крестных отцов и матерей (крестных, как их зовут на Руси). Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.

Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением с головой в купель – во имя Отца, Сына и Святого Духа. Над крещаемым произносится заклинательная молитва “отгнания диавола”. Каждый элемент обряда в православном таинстве выражает посвящение человека Христу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге Христа и о долге христианина. Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещенному преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос.

Перед крещением сам человек или его крестный должен трижды отречься от сатаны “и всех дел его” и трижды заявить свое желание “сочетаться со Христом”. Читается Символ Веры, одевается белая рубаха, означающая чистоту жизни во Христе, свеча в его руке или в руке крестного – духовное просвещение, свет радости.

(На доске вывешены увеличенные фотографии детей, иллюстрирующие обряд крещения).

Ангелы – это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волею и могуществом. Они безгрешны, всегда исполняют волю Божию. Когда их Бог посылает к людям, тогда они являются видимым образом, принимая на себя телесный вид. Слово “ангел” означает “вестник”.

Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и после смерти.

7. Беседа о происхождении фамилий

  • А как быть, если у людей одинаковые имена? Их еще называют “тезками”. Как в этом случае различать людей? (По фамилии).
  • Верно. В русское имя входит не только имя, но и фамилия. А чем фамилия отличается от имени? (Фамилия одинаковая у родственников: у папы, мамы, бабушки …)
  • Правильно. Фамилия – это семейное имя, оно объединяет родственников. На Кубани живут люди 120 национальностей – русские, украинцы, адыгейцы, армяне, греки – поэтому так разнообразны наши фамилии и имена.

– Послушайте рассказ одного старожила о происхождении своей фамилии: “Однажды А.В.Суворов навестил в госпитале раненых казаков и, увидев немолодого казака с седым лихо закрученным усом, спросил: “А ты кто?” – “Я – Белый”,– ответил казак. – “Какой же ты Белый! Ты – Белоус”, – улыбнулся полководец. Так и стал мой предок Белоусом!”

– В старинных документах перечислены фамилии первых жителей нашего города: Девятка, Волга, Найден, Белый, Спичка, Коровка, Косолап, Задирака, Забыйворота, Бегун, Белоус, Торохтило, Перебейнос, Деревенщик.

– Попробуйте объяснить происхождение фамилий первых жителей Екатеринодара.

(Учащиеся высказывают свое мнение о происхождении той или иной фамилии.)

– Определите, по какому признаку объединены в группы эти фамилии:

(Слайд 8. Данное творческое задание позволяет познакомить с происхождением фамилий, развивать логическое мышление и речь учащихся.)

Коваль (кузнец)

Худик

Иващенко

Колесник (колесный мастер)

Лобко

Петренко

Мельник

Красуля

Еременко

Шаповал (вязальщик шерсти)

Остроух

Игнатенко

Крамарь (владелец лавки)

Толстопят

Кондратенко

(Ученик читает наизусть стихотвовение Г.Граудина “Наши фамилии” из “Букваря” стр.63. Слайд 9.)

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.

8. Анализ значения и происхождения фамилий учеников класса

– Давайте вместе объясним происхождение наших фамилий.

(Коллективная работа.)

– Итак, мы видим, что фамилии могут иметь разные значения: место проживания и географические объекты (Запорожский), род деятельности (Кузнецов, Сечина), внешние особенности (Косенко, Лобко, Русов, Ушакова); могут происходить от имен (Александров, Андреева, Борисевич, Григоров, Карлова, Юрьев), от названий животных и рыб (Дикова, Коровайная), от черт характера (Затынацкая), названий растений (Гречишников, Гречушкин) и т.д.

9. Беседа о третьей части русского имени – отчестве

  • А теперь подумайте: у русского имени только две части – имя и фамилия – или есть еще часть? (Есть. Отчество.)
  • Конечно, у русских есть еще отчество. Почему отчество так называется? От какого слова оно образовано? (От слова “отец”.)
  • Верно. От слова отец, это имя отца, включенное в наше полное имя. А теперь назовите свое имя полностью.
  • Называют ли маленьких детей по имени и отчеству?
  • А кого называют только по имени и отчеству? Почему? (По имени и отчеству называют пожилых, уважаемых людей, чтобы выразить им свое уважение и почтение; взрослых людей, с которыми здороваемся и общаемся.)

– Вы, наверное, встречали взрослых людей, которых окружающие называли по имени: Саша, Ваня, а иногда даже Сашка, Ванька. Люди стали взрослыми, а не добились уважения к себе окружающих. Я надеюсь, что все вы вырастете достойными и уважаемыми людьми, и к вам будут обращаться только по имени и отчеству.

10. Итог урока. Домашнее задание

– Итак, для чего же дают каждому человеку имя?

– Из каких частей оно состоит?

– Что вы узнали об обряде крещения?

– Кто является покровителями и заступниками людей?

– Кто невидимо охраняет человека от бед и напастей всю жизнь?

– По данной теме мы продолжим разговор на следующем занятии. Найдите жизнеописание вашего святого покровителя. Хотелось бы услышать, за что он был причислен к лику святых.

Урок окончен. С Богом.

Список используемой литературы

  1. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М.: Аванта +, 1996. – 720 с.: ил.
  3. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения/ Под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – 2-е изд., исправленное. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006. – 216 с.: ил.
  4. Т.Н. Кабинетская. Мы и наши имена. Статья в научно-методическом журнале “Начальная школа” № 6, 1994.

Презентация