ЦЕЛИ УРОКА:
1. Дать представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; знакомить с церковной терминологией: святой, Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные родители, именины, церковнославянский язык; учить работать с духовными текстами (молитвенное призывание святого, имя которого носишь); расширить знания детей о составе русского именника, познакомить с происхождение и структурой имен и фамилий.
2. Формировать общеучебные навыки: умение ориентироваться во времени и пространстве, анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения; развивать связную речь, нравственное мышление.
3. Формировать у детей систему духовно–нравственных ценностей и с их позиции оценивать свои действия и поступки, прививать любовь к родной культуре, литературе, истории.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал “Наши имена”; изображения православных святых; карточки с записанными полными и неполными формами имени; использование мультимедийного комплекса.
Ход урока
1. Орг. момент
(Проверяю готовность класса к уроку, усаживаю детей.)
Нет меж живущих людей, да и не может и
быть, безымянных:
В первый же миг по рождении каждый, убогий и
знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих
получает.
(Гомер)
– Разговор сегодня пойдет о происхождении наших имен и фамилий; об именинах; об очень важном для каждого человека обряде, в результате которого он приобретает имя – обряде крещения.
(Слайд 1 – тема урока выводится на экран.)
2. Знакомство с происхождением и структурой имен, сведения о составе русского именника
- У каждого из вас есть имя. А зачем оно вам?
- Зачем люди дают друг другу имена? (Люди дают имена, чтобы отличить одного от другого, различать людей.)
- Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя?
Но тут есть одна загадка. Послушайте стихотворение. Оно называется “Сколько имен у подружки, у Оли?”
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой мама и папа зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
“Олька!” – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подруги моей?
(Слайд 2. Литературная загадка помогает понять, что имена бывают полными и неполными, уменьшительно-ласкательными и официальными.)
– Догадайтесь, сколько же у этой девочки имен. Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени. Когда человека называют полным именем? (Так называют в школе или в другой официальной обстановке.)
- А почему мама, папа и тетя называют ее: Олечка, Олюшка?
- Это ласкательные формы имени. А как ласково называют вас ваши родители, бабушки и дедушки?
- Озорник кричит: “Олька!” Это культурная форма имени? Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. Такое обращение может расстроить и оскорбить человека. Если вы так обращаетесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный.
- Итак, ребята, вы узнали, что имена бывают полные и неполные. Давайте поиграем. Я напишу сначала полную форму имени, а вы подберете к нему неполные формы. А потом наоборот: я напишу неполную форму имени, а вы подберете к нему полную форму.
(Учитель использует наглядность: на доску прикрепляет карточки с записанной полной формой имени неполная форма имени дописывается учителем. Работа с неполной формой проводится аналогично. Вариант – использование мультимедийного комплекса: слайды 3, 4.)
- Екатерина – Катя, Катюша, Катенька, Катюшка.
- Яша, Яшенька – Яков.
Тема, Темочка – Артем.
Настенька, Настюша – Анастасия.
Леночка, Аленушка – Елена.
Людмила
– Люда, Людочка, Людмилочка, Мила, Милочка.Сергей – Сережа, Сереженька, Сережечка.
Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка.
– Давайте вспомним прекрасные русские имена, которые, к сожалению, сейчас встречаются нечасто. В этом нам помогут пословицы. Я вам буду читать пословицу, а вы называйте имя. (Слайд 5.)
По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. (Семён, Тимофей)
Туги орешки Терёшке. (Терентий)
Про горького Егорку поют и песню горьку. (Егор)
Мели Емеля – твоя неделя. (Емельян)
- А кто скажет, какое имя у русских было самое любимое? Вспомните, как называли главных героев сказок? (Иван, Марья)
3. Знакомство с понятием “святой”
– Как же выбирали старшие младшим имена?
До принятия христианства на Руси новорожденных нарекали не именами, а простыми словами, причем, на наш сегодняшний взгляд, они выглядят довольно нелепо. Ну, как, например, сегодня можно отнестись к такому имени, как Кислоквас, Огурец, Износок, Кисель и т. д.? Но в те далекие времена эти имена были привычными и естественными.
После принятия христианства все дети могли получить имена только при посредстве христианской церкви, во время обряда крещения. Выработался обычай называть детей обязательно в честь какого-нибудь человека, прославленного христианской церковью – святого.
Святой
– человек, которого за его праведную жизнь, стойкость в вере Бог наделил даром чудотворения, сделал посредником (проводником) между Собой и людьми; святые – покровители простых смертных, их заступники и “молитвенники” за них. Христиане верили, что после смерти такие угодные Богу люди возносились на небо для новой жизни и продолжали заниматься делами грешной земли. Оттуда святые могли оказать помощь своим “тезкам”.Имена “святых” вносились в святцы. Святцами называлась у православных церковная книга, содержащая месяцеслов (календарь); составленная в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено церковью религиозное чествование каждого святого. Это было нужно потому, что принято было “нарекать” младенцев именем того из святых, память которого приходилась на день рождения этого ребенка. А так как святых с одинаковыми именами было довольно много, в святцах эти имена повторяются довольно часто.
4. Знакомство с понятиями “именины” и “день Ангела”
(Слайд 6. Стихотворение читает специально подготовленный ученик.)
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.В этой жизни, а может, и той,
Под земною звездою небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.
(А.Бобров “Имена”)
- Имена каких святых вам известны?
- Знаете ли вы что-нибудь о святом, имя которого носите? Когда у вас именины?
- С чего начинается именинный день – знаете? С молитвенного призывания святого, имя которого носишь. Вот эта молитва:
“Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (называешь имя), яко азъ усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душу моей”.
(Словарная работа: “азъ” – русское местоимение “я”; “угодниче Божий” – обращение к святому на церковнославянском).
(Текст молитвы выводится на экран – слайд 7.)
– А теперь расскажем, как православные христиане празднуют день именин. Ранним утром (до завтрака) они идут к святому причастию в церковь, ставят свечку и произносят эту молитву у иконы, изображающей их святого. После исповеди и причастия возвращаются домой, и только тогда начинается праздник для всей семьи. Тут и именинный пирог (раньше на Руси это был разукрашенный белый каравай, от которого дошла до нашего времени детская хороводная игра “Каравай”), и веселые игры, и песни, и загадки.
(Дети исполняют знакомую хороводную.)
Многие считают именинами (или днем Ангела) свой день рождения. Это не так. В соответствии с правилами православной церкви именины – это день памяти святого, именем которого вы названы. А днем Ангела называют день крещения.
5. Практическая работа
– Найдите на розданных листах свое имя. Ваши имена я выписала из православного календаря. Рядом с именем чаще всего указан не один, а несколько дней памяти одноименных святых. Какой из них ваши именины? Идеально, если день рождения и одна из указанных дат будут совпадать. Если даты не совпадают, необходимо искать ближайшую дату после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины.
(Каждый ребенок получает лист, на котором записаны имена, ищет свое имя, узнает его происхождение и значение, находит день своих именин. Учитель на листы выписывает только встречающиеся в классе имена).
6. Беседа о таинстве православной церкви – крещении
– Слово “крещение” – от греч. “погружение”.
Над младенцем крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников – крестных отцов и матерей (крестных, как их зовут на Руси). Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.
Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением с головой в купель – во имя Отца, Сына и Святого Духа. Над крещаемым произносится заклинательная молитва “отгнания диавола”. Каждый элемент обряда в православном таинстве выражает посвящение человека Христу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге Христа и о долге христианина. Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещенному преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос.
Перед крещением сам человек или его крестный должен трижды отречься от сатаны “и всех дел его” и трижды заявить свое желание “сочетаться со Христом”. Читается Символ Веры, одевается белая рубаха, означающая чистоту жизни во Христе, свеча в его руке или в руке крестного – духовное просвещение, свет радости.
(На доске вывешены увеличенные фотографии детей, иллюстрирующие обряд крещения).
– Ангелы – это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волею и могуществом. Они безгрешны, всегда исполняют волю Божию. Когда их Бог посылает к людям, тогда они являются видимым образом, принимая на себя телесный вид. Слово “ангел” означает “вестник”.
Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и после смерти.
7. Беседа о происхождении фамилий
– Послушайте рассказ одного старожила о происхождении своей фамилии: “Однажды А.В.Суворов навестил в госпитале раненых казаков и, увидев немолодого казака с седым лихо закрученным усом, спросил: “А ты кто?” – “Я – Белый”,– ответил казак. – “Какой же ты Белый! Ты – Белоус”, – улыбнулся полководец. Так и стал мой предок Белоусом!”
– В старинных документах перечислены фамилии первых жителей нашего города: Девятка, Волга, Найден, Белый, Спичка, Коровка, Косолап, Задирака, Забыйворота, Бегун, Белоус, Торохтило, Перебейнос, Деревенщик.
– Попробуйте объяснить происхождение фамилий первых жителей Екатеринодара.
(Учащиеся высказывают свое мнение о происхождении той или иной фамилии.)
– Определите, по какому признаку объединены в группы эти фамилии:
(Слайд 8. Данное творческое задание позволяет познакомить с происхождением фамилий, развивать логическое мышление и речь учащихся.)
Коваль (кузнец) |
Худик | Иващенко |
Колесник (колесный мастер) |
Лобко | Петренко |
Мельник |
Красуля | Еременко |
Шаповал (вязальщик шерсти) |
Остроух | Игнатенко |
Крамарь (владелец лавки) |
Толстопят | Кондратенко |
(Ученик читает наизусть стихотвовение Г.Граудина “Наши фамилии” из “Букваря” стр.63. Слайд 9.)
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
8. Анализ значения и происхождения фамилий учеников класса
– Давайте вместе объясним происхождение наших фамилий.
(Коллективная работа.)
– Итак, мы видим, что фамилии могут иметь разные значения: место проживания и географические объекты (Запорожский), род деятельности (Кузнецов, Сечина), внешние особенности (Косенко, Лобко, Русов, Ушакова); могут происходить от имен (Александров, Андреева, Борисевич, Григоров, Карлова, Юрьев), от названий животных и рыб (Дикова, Коровайная), от черт характера (Затынацкая), названий растений (Гречишников, Гречушкин) и т.д.
9. Беседа о третьей части русского имени – отчестве
– Вы, наверное, встречали взрослых людей, которых окружающие называли по имени: Саша, Ваня, а иногда даже Сашка, Ванька. Люди стали взрослыми, а не добились уважения к себе окружающих. Я надеюсь, что все вы вырастете достойными и уважаемыми людьми, и к вам будут обращаться только по имени и отчеству.
10. Итог урока. Домашнее задание
– Итак, для чего же дают каждому человеку имя?
– Из каких частей оно состоит?
– Что вы узнали об обряде крещения?
– Кто является покровителями и заступниками людей?
– Кто невидимо охраняет человека от бед и напастей всю жизнь?
– По данной теме мы продолжим разговор на следующем занятии. Найдите жизнеописание вашего святого покровителя. Хотелось бы услышать, за что он был причислен к лику святых.
Урок окончен. С Богом.
Список используемой литературы
- Иванова С.Ф. Введение во храм Слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.
- Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М.: Аванта +, 1996. – 720 с.: ил.
- Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения/ Под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – 2-е изд., исправленное. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006. – 216 с.: ил.
- Т.Н. Кабинетская. Мы и наши имена. Статья в научно-методическом журнале “Начальная школа” № 6, 1994.