Методика преподавания английского языка – это наука, которая постоянно находится в поиске наиболее эффективного способа обучения человека языку. В современном мире английский язык является языком международного общения, а спрос на качественную услугу обучения этому языку диктует стремительное развитие методики преподавания именно английского языка.
Вопрос "По какой методике вы преподаете?" становится все более актуальным, что свидетельствует о повышении культуры потребления интеллектуальной продукции.
Одной из самых популярных методик, применяемых при обучении английского языка, является коммуникативная методика. Как показала практика использования коммуникативной методики, обеспечивает не только усвоение иностранного языка как средства общения, но и развитие всесторонних качеств личности учащихся.
Термин «коммуникативный подход» у всех на слуху, но смысл этого термина остаётся не до конца понятым. В широком смысле коммуникативный подход ставит своей целью научить пользоваться языком для общения и для достижения учащимся своих целей.
В коммуникативной методике учащийся воспринимается как индивидуальность. Каждый учащийся, как индивид, обладает определенными способностями, как общего, так и частичного характера. Коммуникативное обучение направлено на выявление их исходного уровня и дальнейшего их развития. С этой целью используются специальные средства для выявления способностей, а также для развития учащихся – тесты, упражнения и опоры.
Важно отметить, что чем больше самостоятельности проявляет учащийся, тем более эффективным будет усвоение.
Также этот метод призван, в первую очередь, снять страх перед общением. Человек, вооруженный стандартным набором грамматических конструкций и словарным запасом в 600–1000 слов, легко найдет общий язык в незнакомой стране.
Учеников почти повсеместно заставляют учить отдельные слова с их переводом, что является наименее эффективной технологией, т. к. очень быстро наступает насыщение, т. е. ученик учит, а слова «не хотят учиться». Лексику надо обязательно привязывать к фразе или к предложению, и тогда она запоминается намного быстрее и продуктивнее. И вообще, начинать учить английский надо с простых фраз. Например, взять десять самых общеизвестных и простых исчисляемых существительных и на них пройти первый десяток основных грамматических правил.
Проблемы введения нового грамматического материала зависят от возраста учащихся. У маленьких детей обсуждение новой грамматической формы не вызовет интереса. Поэтому учитель должен ввести новую форму в речевой модели – в песенке, игре и т.д.
В УМК “Enjoy English” Биболетова М.З. предлагается использование моделей
Детям очень интересно заниматься грамматикой, если им предложить стать «шпионами». Например, учащиеся должны «зашифровать» следующие предложения.
У детей получается:
Это упражнение помогает закрепить материал по
темам: виды предложений; порядок слов в
предложении.
Учащиеся должны полностью понять новые
структуры, запомнить их и правильно
воспроизводить. Конечно, прежде чем использовать
грамматический материал в речи, учащимся
необходимо знать лексику. Поэтому сначала вводим
слова, затем структуру. Наглядное видение
всего материала (моделей и лексики), помогает
детям легко составить предложения.
Основным способом объяснения нового значения детей является использование невербальных средств: мимики и жестов. На начальном этапе обучения это очень эффективно. Такой способ позволяет избежать постоянного перевода на русский язык.
Stand up! – взмах руки снизу вверх.
Sit down! – взмах руки сверху вниз.
Английский язык должен стать основным средством общения на уроке. С самого начала обучения дети должны привыкнуть к основным речевым моделям: «Приветствие», «Прощание».
Good morning!
Hello! Hi!
Nice to see you!
See you!
Bye-bye!
Кроме того, надо научить детей задавать простые вопросы и выражать просьбы.
– May I come in?
– May I sit?
– Give me a pen, please.
Учитель обязательно должен использовать простые и короткие фразы, а также одни и те же указания, повторяющиеся из урока в урок, чтобы дети привыкли. Для этого с начала года отрабатываем несколько простых команд:
Listen!
Repeat!
Say!
Open!
Turn over the page! (По возможности, показываем
жестами, как выполнить команду или задание.)
Важным моментом урока является также обратная
связь. Учителю не надо стараться постоянно
исправлять ошибки учеников, к этому процессу
надо привлекать других учащихся. Это позволяет
удерживать внимание учащихся. Если никто не дает
правильного ответа, учитель объясняет материал.
Также учитель должен убедиться в том, что все
учащиеся понимают, в чем заключалась ошибка.
Но в начальных классах говорить на уроке только
на английском языке невозможно. Например,
объяснение задания или нового грамматического
материала, введение лексики
(глаголы – чувства, некоторые прилагательные
и т.д.). Дети не всегда точно назовут слово-
определение, видя на картинке «высокий дом».
Звучат разные слова: большой, новый,
многоэтажный. Поэтому учитель вынужден показать
или сказать слово на русском языке. Но затем,
используя эти слова в игровых ситуациях, дети
легко их запоминают.
Например, игра «Непослушные детки» (opposites). Учитель в роли мамы.
Учитель: Bad
Дети: Good
Учитель: Old
Дети: New
Также случается, что учитель слишком много говорит сам, поэтому очень важно учитывать продолжительность речи учителя. Учитель должен говорить в следующих случаях:
1) во время объяснения задания;
2) введение языкового материала;
3) оценивание учащихся и объявление результатов.
Для достижения хороших результатов следует регулярно проводить работу в парах или группах. Ребятам очень важно общаться на языке не только с учителем, но и со сверстниками. Для младших школьников лучше использовать игровые моменты.
Учитель должен всегда знать:
- как объяснить грамматику,
- как учить слова не списком,
- чему учить, если на уроке нет нового грамматического материала,
- как вести урок на языке,
- как избежать тотального перевода каждой фразы,
- как организовать работу в группах и при этом успевать контролировать учащихся.
В настоящее время очень здорово, что существуют отличные условия для эффективного обучения детей иностранному языку. Учебные пособия, в основном, построены на коммуникативном подходе. Если в школе есть лингафонный кабинет, интерактивная доска и, конечно, преподаватель, готовый работать со всеми новыми ТС, то процесс обучения будет не только полезным, но и интересным.