Классный час.Тема: "Масленица"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: классный час в рамках тематического планирования.

Цель: познакомить детей с традициями проводов зимы и встречи весны на Руси.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с чудесным миром обычаев и обрядов, которым всецело предавались на протяжении тысячелетий наши предки – славяне, или, как они себя называли в глубочайшей древности, русы.

Воспитательная: приобщение учащихся к источникам общечеловеческой и национальной культуры в целях возрождения российской ментальности и патриотизма.

Развивающая: повысить интерес к изучению славянской истории.

Оборудование:

  1. Энциклопедия русских преданий – М.:Изд-во Эксмо, 2002, Планета Земля – красочное издание.
  2. Личные дневники наблюдений прорастания фасоли в домашних условиях.
  3. Бланки для ответов на вопросы тестов, бумага, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение

Учитель читает ученикам сказку “Масленица”.

Учитель: Ребята, пришла весна. Природа просыпается от зимнего сна. Дни становятся длиннее, всё сильнее припекает солнце, сходит снег, обнажая влажную, пышущую жизнью землю. Масленица воплощает проводы зимы. На прошлом уроке вы получили домашнее задание в конвертах, где вам дано было определение одного и старославянских понятий и предложено сделать к нему иллюстрацию. Основным пособием была “Энциклопедия русских преданий”, которую мы подробно рассмотрели на предыдущем занятии. Подобный материал можно найти в любой библиотеке или в интернете. Сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнее задание. Игра называется “Глоссарий”, или толковый словарь старославянских слов.

III. Глоссарий

Учащиеся в алфавитном порядке озвучивают содержание своих конвертов и демонстрируют сделанные к ним дома иллюстрации.

Аспид - крылатый змей, напоминает змея Горыныча из русских народных сказок.

Бабай – дед с мешком.

Колыбельная

Ай, бай, бай, бай,
Не ходи, старик Бабай,
Коням сена не давай,
Кони сена не едят,
Всё на Полечку глядят.
Поля спит по ночам
И растёт по часам.
Ай, бай, бай, бай,
Не ходи ты к нам Бабай.

Велес, покровитель скотоводов – похититель жены Перуна, красавицы Лады.

Гамаюн, вещая птица – посланница славянских богов, поёт людям божественные гимны и предсказывает будущее.

Домовой – говорят, он до сих пор живёт в каждой деревенской избе.

…Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад и берег сонных вод,
И сей укромный огород.

Еретница – колдунья, которая встаёт из могилы. Когда-то она продала душу чёрту.

Жар-птица – её сияние слепит глаза как солнце или молния.

Зюзя – славянский бог зимы.

Илья Муромец – богатырь, любимейший герой русских былин.

Каравай – круглый хлеб с украшениями, символ плодородия.

Лада – славянская богиня красоты, любви и семейного счастья, жена громовержца Перуна. Её птицей считалась синичка, которую старались прикармливать. Она вместе со своим мужем Перуном разгоняла зимние туманы и открывала путь весне.

Масленица – обряды, олицетворяющие борьбу весны с зимой и поражение злой старухи. Праздник богини Лады.

Ночь – время разгула потусторонних сил, божество мрака.

Обида – одна из воинственных небесных дев, дева печали и горя.

Перун – грозное славянское божество. Тучи – его одежда, радуга – его лук, ветры и бури – его дыхание.

Русалки – жилицы непроточных озёр, стариц, тихих речек. Бледнолицые и прекрасные, с длинными и зелёными волосами. Они поют восхитительные песни неземными волосами.

Святогор – бог лесов, покровитель охоты.

Тригла (Триглава) – богиня земли у древних славян.

Уж – бог врачевания, статуя его изображалась в виде громадного ужа с открытой пастью (мы часто видим его на аптеках и в поликлиниках).

Хворoст – покровитель болезней, недаром его имя созвучно слову “хворать”. Когда человек болеет, хворь из него уходит, и он становится здоровее.

Цари и царицы – владыки земных и водных пространств.

Чернокнижники – колдуны или колдуньи, продавшие душу дьяволу за обладание чёрными книгами. Покорные рабы своего чёрного ремесла, не умирают, пока кому-нибудь не передадут свои чёрные книги.

Шиши - нечистая сила, живущая обычно на обочинах. Они иногда появляются на молодёжных вечеринках, гоняют парней и девок почём зря и пугают их до полусмерти.

Ярило – бог пробуждающейся природы, которого часто отождествляют с Солнцем.

IV. Рассказ учителя

Масленица – победа сил света и тепла над силами холода. Божество зимы Моран уступает своё владычество божеству весны Ладе. Каждый день Масленицы имеет своё название:

понедельник – встреча Масленицы,
вторник - заигрыш, за потеху угощали блинами и брагой,
среда – “лакомка”,
четверг – “разгуляй-четверток”,
пятница – тёщины вечера,
суббота – золовкины посиделки,
воскресенье – прощеный день, просили у родных и знакомых прощения за нанесённые обиды: “Да не зайдет солнце во гневе нашем”.

Посты

- в церковном календаре двести дней занято постами:
- каждый верующий должен поститься по средам и пятницам;
- четыре многодневных поста: Великий - весна
Петров - лето
Успенский - осень
Рождественский - зима.

Сущность постов – в воздержании от всех неблаговидных поступков, в подготовке организма к смене времён года. Обычная еда в пост: хлеб, вода, овощи, похлёбки из гороха, фасоли, чечевицы, грибов. Овсяный и конопляный кисели. Репа, тыква, клюква, изюм, мёд. Печёная картошка. Рыба только на Благовещение и Вербное. “Тот, кто создаёт своё тело лёгким посредством умеренного поста и бдения, доставит ему и самое прочное здоровье”.

V. Проверка и закрепление знаний, полученных на данном и предыдущих уроках

Тест №1:

Каждый ученик получает карточку, на которой крестиками отмечает правильный вариант ответа:

Номер вопроса
Вариант ответа

1

2

3

4

5

а

         

б

         

в

         

1. Масленица – это самая вкусная, жирная неделя года. Когда она бывает?

а) до Великого поста,
б) после него,
в) во время.

2. Масленица – это праздник:

а) католический,
б) мусульманский,
в) православный.

3. Как долго длится Великий пост?

а) 7 дней,
б) 7 недель,
в) 7 месяцев.

2. У разных народов Солнце называется по-разному. Одно из этих названий фигурирует в сказке Островского “ Снегурочка”, какое?

а) Гелиос,
б) Ра,
в) Ярило.

5. После Великого поста – Великий христианский праздник. Какой?

а) Крещение,
б) Пасха,
в) Троица.

Ответы:

Номер вопроса
Вариант ответа

1

2

3

4

5

а

E

       

б

   

E

 

E

в

 

E

 

E

 

Тест №2:

Каждый ученик получает карточку, на которой крестиками отмечает правильный вариант ответа:

Номер вопроса
Вариант ответа

1

2

3

4

5

а

         

б

         

в

         

1. Зима снегом богата, а весна – водой. Что является символом масленицы?

а) чай,
б) сметана,
в) блины.

2. В честь чего придуман этот символ?

а) снег,
б) вода,
в) солнце.

3. Один из этих обрядов – только на Масленицу. Какой?

а) пускание венков но воде,
б) сжигание чучела,
в) гадание на свечах.

4. Астрономический год начинается в день весеннего равноденствия, когда именно?

а) 21 марта,
б) 21 апреля,
в) 21. мая

5. Какую птицу любила богиня Лада?

а) воробей,
б) 21 жаворонок,
в) 21 синица.

Номер вопроса
Вариант ответа

1

2

3

4

5

а

      E  

б

    E    

в

E E     E

VI. Плодородие

Учитель:Каравай у древних славян является символом плодородия, а плодородие это основное свойство почвы. Вы целый месяц наблюдали дома, как прорастают семена фасоли и растут побеги. Свои дневники вы принесли на сегодняшнее занятие. Сегодня мы поговорим о почве, в которую сажали семена фасоли. Скажите, как называется наша планета?

Дети: Земля

Учитель: А как называют почву?

Дети: Земля.

Учитель: Почему?

Дети: варианты ответов…

Учитель: А чему равен возраст планеты, на которой мы живем?

Дети: варианты ответов (миллион, сто миллионов, миллиард лет)

Учитель: А чему равен возраст почвы?

Дети: варианты ответов, но большинство за то, что возраст почвы равен возрасту Земли.

Учитель: Давайте вырежем четыре кружка из бумаги. Один кружок - это один миллиард лет.

Дети вырезают кружки, каждый из которых соответствует одному миллиарду лет.

Учитель показывает иллюстрации книги планета Земля, которые демонстрируют.

img1.gif (1533 bytes)

– В конце первого миллиарда лет планета разогревается: нет воды, атмосферы, жизни.

img1.gif (1533 bytes)

– В конце второго миллиарда лет идет горообразовательный процесс, жизни нет.

img1.gif (1533 bytes)

– В конце третьего миллиарда лет на Земле только неживая природа.

– Заканчивается четвёртый миллиард, уже есть моря океаны, горы, равнины, льют дожди, гремят грозы. Нет ни животных, ни растений

Учитель: Почему мы не видим растения и животных?

Дети: Нет почвы.

Учитель: А почему нет почвы?

Дети: Нет растений и животных.

Учитель: Где могла появиться жизнь, на суше или в воде?

Дети: Варианты ответов

Учитель: Океан - колыбель жизни на Земле.

Учитель: Пол кружка, это 500 миллионов лет, вырезаем и приклеиваем.

– Мы живём в середине пятого миллиарда лет.
На Земле есть растения
На Земле есть почва
На Земле есть жизнь

Вывод: Возраст Земли 4 млрд. 600 млн. лет, а возраст почвы - 500 млн. лет. За это время на Земле сформировалась тонкая пленка земной коры от 1 см до 3 метров толщиной. Почва - это результат взаимодействия живой и неживой природы. Черный цвет почве дает перегной. А главное свойство почвы - плодородие. Один см почвы образуется очень медленно за 100 лет. Почва самое большое богатство на Земле и ее надо беречь.

Домашнее задание: Написать рассказ “Берегите почву”.

На следующий урок дети приносят сочинения на тему “Берегите почву”, вот одно из них.

Сочинение ученика 4-го класса Щербань Виктора “Ужасное зрелище”.

Однажды мне ночью не спалось. Я вышел на балкон и увидел какой-то летающий корабль. Это была летающая тарелка. Она приземлилась на землю, и на ней зажглось много фонарей. Чтобы лучше рассмотреть её, я вышел на улицу и увидел там странных существ. Они выходили из тарелки. Мне стало ужасно страшно. Одно существо подошло ко мне и начало издавать странные звуки. У него из ушей вылезли антенны и стали переводить эти звуки на русский язык. Это существо пыталось объяснить мне, что они хотят обменять своё золото на всю нашу почву. И они ждали ответа. Я сразу обрадовался и даже попрыгал на одной ножке, но потом подумал: они заберут всю почву и нам нечего будет есть. Значит мы все умрём от голода!! И я сказал: “Нет!”. Потом меня ослепил свет, и я потерял сознание. Когда очнулся, был у себя в кровати. Я до сих пор не знаю – правда это была, или сон, но запомнил на всю жизнь: почву надо беречь.

Пояснительная записка

Задача данной работы показать многолетний опыт поиска различных способов изложения нового материала на уроках, его повторения, а также контроля знаний и умений учащихся. Иногда, как замечено в методическом пособии А.А. Вахрушева и др. (2001), “взрослый стиль” изложения материала абсолютно бесполезен, скучен, обременён лишними деталями, лишён лёгкости и занимательности. Поэтому при планировании воспитательной работы и учебной деятельности, при подготовке к уроку необходимо учитывать уровень восприятия учебного материала, отработать серию логическо-последовательных вопросов, добиться полного понимания учащимися не отдельного явления, а его взаимосвязи с другими. Каждый урок расширяет круг представлений, которые они могут осмыслить, учит находить закономерности и давать им оценку.

Для осуществления основных целей воспитания и развивающего обучения в начальной школе учитель ищет пути, которые помогут ему правильно объяснить пространственные взаимоотношения предметов и явлений. Делать это он должен не только просто, популярно, но и научно грамотно.

Основные задачи классного руководителя:

  • поддержать и усилить любопытство детей, превращая его в широкий познавательный интерес к природе и устройству мира;
  • научить детей видеть проблему;
  • научить ставить вопросы;
  • научить выдвигать объяснительные гипотезы;
  • научить обосновывать свои взгляды;
  • научить демонстрировать и отстаивать свою точку зрения.