Фрагмент пособия по организации самостоятельной работы учащихся на уроках черчения и во внеурочное время. Тема: “Сборочные чертежи”

Разделы: Технология


Комплексная дидактическая цель.

В результате овладения содержанием материала по теме

1 УРОВЕНЬ

 

ученик ЗНАЕТ типовые соединения деталей, правила изображения резьбы; УМЕЕТ читать несложные сборочные чертежи

2 УРОВЕНЬ

дополнительно к цели 1 уровня ученик ЗНАЕТ особенности выполнения различных разъемных и неразъемных соединений; УМЕЕТ выполнять их чертежи , читать сборочные чертежи различного уровня сложности;

3 УРОВЕНЬ

дополнительно к целям 1 и 2 уровней ученик УМЕЕТ выполнять деталирование сборочных чертежей

 План изучения темы.

  1. Общие сведения о соединениях деталей.
  2. . Изображение и обозначение резьбы.
  3. Чертеж болтового соединения.
  4. Условности изображения и обозначения швов неразъемных соединений.
  5. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
  6. Спецификация.
  7. Чтение сборочных чертежей.
  8. Понятие о деталировании.
  9. Графическая работа. Деталирование.

Программа действий.

I. Общие сведения о соединениях деталей.

1.1.Внимательно прочитай параграф 30.

1.2. Выпиши определение сборочного чертежа.

1.3. На рис.232, 238, 240 рассмотри примеры сборочных чертежей.

1.4. Выпиши, какие соединения называются типовыми.

1.5. Выпиши определения разъемных и неразъемных соединений.

1.6. В технике применяют основные соединения деталей: болтовое, шпилечное, шпоночное, заклепочное, штифтовое, сварное, винтовое ,клеевое ,паяное . На рис.209 показаны некоторые из них. Запиши определения:

БОЛТ - резьбовая деталь, представляющая собой стержень, имеющий на одном конце резьбу под гайку, на другом - головку ,чаще всего шестигранной формы.

ШПИЛЬКА - деталь, представляющая собой стержень, на одном конце (посадочном) резьбу для ввинчивания в одну из соединяемых деталей, а на другом (стяжном)-резьбу для навинчивания гайки.

ВИНТ - цилиндрический стержень, имеющий на одном конце резьбу, на другом - головку для упора.

ШТИФТ - гладкий стержень круглого сечения, имеющий цилиндрическую или коническую форму. Препятствует смещению деталей, скрепленных винтом.

1.7. Запишите названия соединений, обозначенных на рис.209 буквами:

в- болтовое , о-…… , н-……, р-……, б-……., а-……., е-……… .

1.8. Запишите в один столбец названия разъемных соединений, а в другой – неразъемных :

разъемные неразъемные
болтовое (В), сварное (Б),
……………… ………………
……………… ………………

1.9. Найди в тексте указание ,как проверить ,правильно ли ты справился с п.8 . Поправьте себя, если возникла необходимость.

1.10.Запишите,какие детали являются стандартными.

1.11. В чем польза взаимозаменяемости ? Ответьте устно на этот вопрос.

II. Изображение и обозначение резьбы.

2.1. Прочитайте параграф 31.

2.2. Письменно ответьте на вопросы.

Для чего служит резьба?

Какая резьба наиболее распространена?

Как условно изображают резьбу на стержне ? Начертите пример изображения резьбы на стержне (рис. 210 б).

(Сплошная тонкая линия, обозначающая внутренний диаметр ,проводят на расстоянии 0,8 мм от основной линии.)

Как изображается резьба в отверстии ( без разреза и в разрезе)? Начертите примеры такого изображения (рис.212 и 213).

Какие данные указывают при обозначении резьбы?

Как обозначают левую резьбу?

2.3. Запиши ,что значит каждый знак в обозначении резьбы:

2.4. Выполни в тетради задания ? 1 и 2.

2.5. Прочитай п. 31.3. Как работать со справочным материалом? В тетради выполни задание , пользуясь рис. 215 и таблицей 3.

III. Чертеж болтового соединения

3.1.Прочитай параграф 32.1.

3.2. Рассмотри рис.216. Из каких деталей состоит болтовое соединение?

3.3. Рассмотри рис.217. На рис.217 (г) выполнен чертеж болтового соединения. Найди на чертеже изображение каждой детали.

3.3.В тетради запиши правила:

Если в разрез попадают две соприкасающиеся детали, то их заштриховывают в разные стороны.

Болты, винты, шпильки, шпонки, заклепки, оси показывают нерассеченными , если секущая плоскость направлена вдоль их оси.

4. В тетради начерти отдельно каждую деталь; нанеси буквенные обозначения размеров; запиши, что обозначает каждая буква. Рассчитай размеры для построения чертежа болтового соединения ( диаметр резьбы болта 20 мм). Оформи в виде таблицы.

Чертеж детали Буквенные обозначения размеров Размеры для построения

См. таблицу 3 в параграфе 31.

? Б О Л Т.

d-диаметр резьбы
l -длина стержня
l -длина нарезной части
D-диаметр окружности, описанной вокруг шестиугольника
h -высота головки

d =20 (задается)
l =70
d =2d= ?
l =2d+6= ?
h=0.7d= ?
? Г А Й К А.

Dг-диаметр окружности, описанной вокруг шестиугольника.
H-высота гайки.

Dг=2d= ?
H=0,8d= ?
?

Ш А Й Б А.

Dш. -диаметр шайбы
S -высота шайбы

Dш.=2,2d= ?
S = 0,15d = ?
?

СОЕДИНЯЕМЫЕ ДЕТАЛИ.

d-диаметр отверстия пол болт
B -толщина соединяемой детали

d =1,1d

B=20

5. На формате А4 выполните чертеж болтового соединения по рассчитанным размерам (по образцу рис.217 г.) . Название работы “Болтовое соединение”. Масштаб 1:1.

IV. Условности изображения швов неразъемных соединений.

4. 1. Изучи материал, запиши в рабочую тетрадь, начерти в тетради примеры условных изображений неразъемных соединений.

К неразъемным соединениям относятся ЗАКЛЕПОЧНЫЕ, СВАРНЫЕ, ПАЯНЫЕ и КЛЕЕВЫЕ

соединения.

ЗАКЛЕПКА представляет собой стержень круглого поперечного сечения , имеющий на одном конце головку, называемую закладной. Заклепочные соединения изображают условно, так, как показано на рисунке А).

СВАРНЫЕ ШВЫ соединений изображают: видимые -сплошными толстыми основными линиями, невидимые- штриховыми. Условное обозначение обязательно сопровождается условным обозначением, которое располагают над или под полкой линии выноски , заканчивающейся односторонней стрелкой, указывающей месторасположение шва. В обозначение входят все данные, необходимые сварщику для выполнения работы. Рисунок Б).

Швы соединений, получаемых ПАЙКОЙ и СКЛЕИВАНИЕМ , изображаются одинаково. Припой или клей на всех изображениях ( видах, разрезах, сечениях) показывают линией толщиной 2s . Рисунки В), Г. К этой линии подводят линию-выноску. Для того, чтобы различить швы, используют условные знаки, которые наносят на наклонном участке линии-выноски. Для обозначения ПАЙКИ применяют условный знак , выполняемый сплошной толстой линией . Для обозначения склеивания применяют условный знак . Сшивное соединение обозначается с помощью знака N.

Если шов выполняют по периметру, то линию-выноску заканчивают окружностью, диаметр которой равен 3…4 мм.

4.2. Выполни по карточкам задания 9 и 10.

V. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

5.1.Прочитай параграф 34.

5.2.Ответь на вопросы устно.

Какие изображения могут содержать сборочные чертежи?

Какова особенность штриховки соседних деталей, попавших в разрез на сборочных чертежах?

Как поступают, если в разрез попали 3 и более соприкасающихся деталей?

Как выделяют узкие площади сечения ( менее 2 мм) ?

В каком случае болты, винты, шпонки, шпильки, оси и т. д. , попавшие в разрез, не заштриховываются?

Указывают ли на сборочном чертеже размеры отдельных деталей?

Как называется таблица, содержащая основные данные о деталях, изображенных на сборочном чертеже?

Как называется порядковый номер детали на сборочном чертеже?

Цифры, обозначающие позиции, крупнее , меньше или такие же, как и размерные числа?

Какой чертеж называется сборочным?

VI. Спецификация.

6.1.Изучи материал.

ПОЗИЦИЯ.

Обратимся к рис.217 г.

Все детали на сборочных чертежах обозначаются цифрами. Порядковый номер детали называется ПОЗИЦИЕЙ. Цифры, обозначающие позиции, пишут крупнее цифр размерных чисел. Номера позиций наносят на полках , от которых проводят наклонную линию-выноску, заканчивающуюся на изображении детали (.). Это сплошные тонкие линии.

Располагаются линии-выноски с номерами позиций 2-мя способами. См. рис. 234, стр.

1 способ: в колонку ( по вертикали )

2 способ: в строчку ( по горизонтали ). При этом соблюдаются следующие требования:

  1. полки одинаковой длины, параллельны друг другу и находятся на одном уровне;
  2. нумерация ведется снизу вверх или сверху вниз, по часовой или против часовой стрелки;
  3. наклон каждой линии-выноски может быть различным;
  4. для группы крепежных деталей , относящихся к одному и тому же месту крепления ( например, болт, гайка и шайба) , допускается общая линия выноска. Рис.234 Б. В этом случае полки соединяют тонкой вертикальной линией.

СПЕЦИФИКАЦИЯ.

Сборочный чертеж сопровождается СПЕЦИФИКАЦИЕЙ. Это документ в виде таблицы, который содержит сведения о составе изделия ( входящих в него деталях) .Спецификация выполняется и заполняется по ГОСТ.

Разбор размеров и содержания спецификации на примере выполненного заранее чертежа болтового соединения.

6. 2. На чертеже болтового соединения обозначь позиции.

6.3.Выполни спецификацию по образцу.

VII. Чтение сборочных чертежей.

7.1.Прочитай указания к практической работе №18 в учебнике.

7.2. Выполни задание 1. к практической работе.

7.3. Прочитай сборочный чертеж, приведенный на рис. 244 по плану, приведенному ниже. Назначение и устройство изделия приведено в п.1 параграфа 36. Ответы оформи в письменном виде.

План чтения сборочного чертежа.

  1. Как называется изделие?
  2. Какие изображения приведены на чертеже.
  3. Из скольких деталей состоит изделие?
  4. Как соединены между собой детали 1 и 2 ?
  5. Есть ли в изделии подвижные части?
  6. Чему равен диаметр резьбы детали 3?
  7. Сколько отверстий и какого диаметра просверлено в детали 1 ?
  8. Почему деталь 2 заштрихована крест-накрест ?
  9. Почему не заштрихована деталь 3?
  10. Каковы габаритные размеры изделия?

VIII. Понятие о деталировании.

8.1. Прочитай параграф 37.

8.2.Запиши, что называется деталированием.

8.3.Выпиши порядок деталирования.

8.4.Рассмотри пример деталирования, разобранный в параграфе.

8.5.В чем заключается метод пропорционального масштаба?

IX. Графическая работа. Деталирование.

На формате А4 выполни чертеж детали 1 (рис.247).