Создавая программу развития, команда менеджеров и педагогический коллектив учитывали особенности школы № 327 Санкт-Петербурга.
Историческая память и традиции
В 2009 году школе, построенной прекрасным архитектором Г.А. Симоновым, исполняется 80 лет. За это время школа прошла все испытания, которые выпали на долю нашей страны: первые пятилетки, Великую Отечественную войну, Блокаду Ленинграда, во время которой в школе находился госпиталь, “оттепель”, эпоху “застоя”, перестройку, в течение которой здание школы обветшало. За это время был накоплен бесценный педагогический опыт и созданы традиции. Более 40 лет существует прекрасный музей истории школы, создание которого началось с сохранения документов о Блокаде.
Устремлённость в будущее
Здание школы является ярким примером авангардной архитектуры (в стиле “конструктивизм”) и принадлежит к всемирному наследию <Рисунок1> [1]. Это здание, без сомнения, - украшение Невского (рабочего) района Санкт-Петербурга. Архитектором использован иерархический принцип группировки объемов и нарастание массы к доминантной точке - башенке с обсерваторией. В здании замечательные пилоны, консольки, фонарики, аналогов которым нет во всём городе [2]. Сейчас нам кажется удивительным, что это творение художественной мысли было построено в 1929 году. Просторные классы, чистота линий, ничего лишнего. Здание кажется удивительно современным. Это здание, устремлённое в будущее. Школьную обсерваторию, которая была реализована в годы индустриализации для доказательства материальности мира и которая просуществовала до Великой Отечественной войны, мы надеемся восстановить. Только задачи её уже будут иными: в перспективе в её историческом помещении планируется создание Интернет-обсерватории, в которой сможет работать школьное научное общество.
Инновационная деятельность
За последние несколько лет в школе появились следующие инновации: организован школьный парламент, под руководством которого школьники принимают участие в многочисленных акциях общественно-активной школы, издаётся школьная периодическая газета “Большая перемена”, распространяемая во всей школе, работает сайт школы, через который информация о жизни школы стада доступна родителям, учащимся и учителям, построен школьный стадион, который позиционируется как среда для самореализации ребёнка. В рамках подготовки кадров для Школьного парламента начальная школа разработала и проводит длительную ролевую игру “Школоград, улица Почемучек”, в которой ученики младших классов узнают о традициях школы, получают навыки по самоуправлению. Большое значение в мотивации школьников к обучению мы отводим школьным проектам и клубам. В рамках проекта “Успешное чтение” в школе работает волонтёрская организация старшеклассников, помогающая учителям в приобщении учащихся к культуре чтения. Клубная деятельность (спортивной, танцевальной музейной направленности) помогает самореализации учащихся.
Год рождения второй программы развития школы (ПРОУ), продолживший линию развития первой программы – 2005. Цель программы: развитие школы как целостной образовательной среды, способствующей достижению учащимися соответствующих уровней компетентности и воспитанию социально-активной личности. Был проведён SWOT-анализ потенциала развития школы и разработаны целевые проекты развития ОУ. Определены критерии успешной реализации проектов и показатели, подтверждающие проделанную работу, проводится их мониторинг.
Целевые проекты развития школы, заявленные в ПРОУ, критерии их успешной реализации |
Показатели, подтверждающие проделанную работу |
Проект 1. Образовательная среда воспитания социально активной личности. Критерий успешной реализации ПРОУ: образовательная среда, мотивирующая высокий уровень достижений школьников. |
|
Проект 2. Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Критерий успешной реализации ПРОУ: активное освоение и использование современных педагогических технологий в образовательном и воспитательном процессе. |
|
Проект 3. Организация ученического самоуправления. Критерий успешной реализации ПРОУ: активное участие учащихся в социальной жизни школы, района и города. |
|
Проект 4. Педагогическое сопровождение семейного воспитания Критерии успешной реализации ПРОУ:
|
|
Работа над этими проектами будет продолжаться до 2010 года.
С 1 сентября 2008 года школа работает в режиме районной экспериментальной площадки на тему “Социально-педагогическое взаимодействие в образовательном учреждении: педагогический совет – родительский комитет – школьный парламент”. Программа развития нашей школы выстроена в логике концепции общественно-ориентированного образования, важная роль в которой отводится деятельности органов самоуправления. В основе её заложен комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, демократия, семья, совместный труд и другие. В этой концепции воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающего поколения, в котором важную роль играет Школьный парламент и его взаимодействие с учительским и родительским органами самоуправления. Мы надеемся, что с внедрением модели социально-педагогического взаимодействия <Рисунок 2>, наши учащиеся смогут достичь более высокого уровня социальной адаптации и активности, а школа выйдет на новый уровень развития.
Образ желаемого будущего школы
- Максимально открытая и доступная для понимания родителей система образования школы;
- Согласование системы образования школы с общественными интересами;
- Увеличение количества творческих личностей.
Литература
- Материалы выставочного проекта в рамках “Недели русского авангарда в Санкт-Петербурге” “Воплощённая утопия. Новая архитектура 1920-х. Россия – Германия. Архитектурный авангард – Всемирное наследие?”. Сохранение зданий конструктивизма в России и Германии. 3 октября – 3 ноября 2008 г.
- Б.М. Кириков, М.С. Штиглиц. Архитектура ленинградского авангарда. СПб.: “КОЛО”, 2008 г.