Длительная ролевая игра "Школоград. Улица Почемучек"

Разделы: Внеклассная работа


Дети как птицы. У них тоже растут крылья. Крылья можно вольно или невольно укорачивать, а можно помогать их вырастить. КРЫЛЬЯ ДУШИ.

Все нормальные взрослые, а их, безусловно, большинство, хотят, чтобы их “птенчики” вырастали хорошими, достойными людьми. Поэтому, взрослые ищут те доступные любому воспитателю средства, с помощью которых можно успешно развивать в растущем малыше чисто человеческие проявления.

Таким очень эффективным средством издавна является игра. Игра – серьезный этап в жизни, без которого не обойдется ни один ребенок. Игровая деятельность – фундамент будущей личности. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять.

Коллектив педагогов начальных классов ГОУ СОШ № 327Санкт-Петербурга позвал к себе на помощь эту добрую, умную труженицу – наставницу детей, вообразив однажды, что вся школа, куда каждую осень поступают десятки новых ребятишек, – это их город – ШКОЛОГРАД. А в каждом городе есть улицы. Появилась она и в корпусе начальных классов – улица ПОЧЕМУЧЕК.

Название было придумано не случайно…

Льется дождик проливной.
Почему?
Очень радостно зимой.
Почему?
Другом стал соседский Мишка.
Почему?
Я люблю читать все книжки.
Почему?
Миллионы “почему?” у ребят…
Любознательные!
   ЗНАТЬ
          ВСЁ
                ХОТЯТ!

Любознательные девчонки и мальчишки стали жителями улицы Почемучек – ПОЧЕМУЧКАМИ. Естественно, что этому народу необходимо было ЖИТЬ в Школограде ИНТЕРЕСНО.

ИНТЕРЕС + АКТИВНОСТЬ + ТВОРЧЕСТВО + ИГРА = ПРОГРАММА “ Школоград. Улица Почемучек”.

Цель игровой программы:

  • выявление, изучение и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста,
  • воспитание будущего деятеля.

Задачи игровой программы:

  1. Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.
  2. Воспитание здорового образа жизни.
  3. Развитие у детей интереса к окружающему миру.
  4. Развитие фантазии, находчивости, чувства юмора.
  5. Воспитание жизненной активности, стремления помочь, доставить другому радость.
  6. Воспитание культуры поведения детей, ответственности.
  7. Развитие умения адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
  8. Раскрытие индивидуальных творческих способностей, активности и познавательного интереса каждого ребенка.

Игровая программа осуществляется в процессе учебной деятельности, в процессе воспитательной, внеклассной работы, через связь с родителями и включает в себя:

  • беседы;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • игры (развлекательно-познавательные, игры коррекции для самовоспитания, театральные игры, игры – путешествия);
  • встречи, соревнования (между группами детей одного класса, между ребятами параллельных классов, между группами смешанного состава);
  • праздничные мероприятия.

Длительная ролевая игра начинается 1 сентября с праздничного представления для всей начальной школы, проводимого в большом актовом зале школы и поддерживаемой мультимедийной презентацией, фрагмент одной из которых приведён в Приложении1. На этом представлениикаждый класс получает маршрутный лист на весь учебный год <Рисунок1>.

Рисунок1.

Требования:

  • включение каждого ребенка в игровую программу.
  • дети должны хорошо понимать смысл и содержание “ элемента” игровой программы.
  • поддерживать изменения, которые привносят дети – выдумщики и фантазеры.
  • наличие инвентаря, различных атрибутов.
  • конец каждого “ элемента” игровой программы должен быть результативным. Он должен содержать анализ, быть ярким, эмоциональным.
  • детей необходимо поощрять.

К формам поощрения за успехи можно отнести следующее: присвоение званий, предоставление права стать командиром группы, шефом младших ребят. Возможно определение баллов, очков, мест, вручение знаков отличий, объявление благодарности, награждение грамотами, медалями, сувенирами.

Атрибутика Почемучек

Девиз: “ То, что мы сегодня здесь – всему виною интерес”.

Законы:

  1. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
  2. Старайся делать добро.
  3. Люби и прощай людей.
  4. Бойся обидеть человека.
  5. Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
  6. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.
  7. Познай мир и себя.
  8. Стремись найти свою цель в жизни.

Символика

В каждом классном кабинете имеется УГОЛОК ПОЧЕМУЧЕК, где помимо девиза и законов находится изображение домика Почемучек (индивидуально для каждого класса), а так же располагаются ПОЧЕТНЫЕ ЖИТЕЛИ улицы Почемучек. Это ПЧЕЛКА, ПЕСИК, ТИГРЕНОК и ЧУДИК. Их изображения являются СИМВОЛАМИ четырех направлений игровой программы.

  • ПЧЕЛКА – “ Каждое дело с пользой”
  • ПЕСИК – “ В здоровом теле - здоровый дух”
  • ТИГРЕНОК – “ Познаем мир”
  • ЧУДИК – “ Дарить радость”

Так же в УГОЛКЕ ПОЧЕМУЧЕК можно увидеть состав актива класса, поручения, выполнение которых распределили между собой Почемучки, “Лесенки успехов” (или другие диаграммы, которые позволяют увидеть успехи, продвижения ребят в каком – либо из четырех направлений).

Игровая программа “Школоград. Улица Почемучек” охватывает всех учащихся начальных классов-Почемучек в процессе их учебной и внеклассной деятельности, объединяя их общими интересами. Кроме того, игра знакомит учащихся с элементами самоуправления, которые пригодятся детям при продолжении обучения в средней школе и подготовят к участию в работе Школьного парламента.