Дети как птицы. У них тоже растут крылья. Крылья можно вольно или невольно укорачивать, а можно помогать их вырастить. КРЫЛЬЯ ДУШИ.
Все нормальные взрослые, а их, безусловно, большинство, хотят, чтобы их “птенчики” вырастали хорошими, достойными людьми. Поэтому, взрослые ищут те доступные любому воспитателю средства, с помощью которых можно успешно развивать в растущем малыше чисто человеческие проявления.
Таким очень эффективным средством издавна является игра. Игра – серьезный этап в жизни, без которого не обойдется ни один ребенок. Игровая деятельность – фундамент будущей личности. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять.
Коллектив педагогов начальных классов ГОУ СОШ № 327Санкт-Петербурга позвал к себе на помощь эту добрую, умную труженицу – наставницу детей, вообразив однажды, что вся школа, куда каждую осень поступают десятки новых ребятишек, – это их город – ШКОЛОГРАД. А в каждом городе есть улицы. Появилась она и в корпусе начальных классов – улица ПОЧЕМУЧЕК.
Название было придумано не случайно…
Льется дождик проливной.
Почему?
Очень радостно зимой.
Почему?
Другом стал соседский Мишка.
Почему?
Я люблю читать все книжки.
Почему?
Миллионы “почему?” у ребят…
Любознательные!
ЗНАТЬ
ВСЁ
ХОТЯТ!
Любознательные девчонки и мальчишки стали жителями улицы Почемучек – ПОЧЕМУЧКАМИ. Естественно, что этому народу необходимо было ЖИТЬ в Школограде ИНТЕРЕСНО.
ИНТЕРЕС + АКТИВНОСТЬ + ТВОРЧЕСТВО + ИГРА = ПРОГРАММА “ Школоград. Улица Почемучек”.
Цель игровой программы:
- выявление, изучение и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста,
- воспитание будущего деятеля.
Задачи игровой программы:
- Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Развитие у детей интереса к окружающему миру.
- Развитие фантазии, находчивости, чувства юмора.
- Воспитание жизненной активности, стремления помочь, доставить другому радость.
- Воспитание культуры поведения детей, ответственности.
- Развитие умения адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
- Раскрытие индивидуальных творческих способностей, активности и познавательного интереса каждого ребенка.
Игровая программа осуществляется в процессе учебной деятельности, в процессе воспитательной, внеклассной работы, через связь с родителями и включает в себя:
- беседы;
- конкурсы;
- викторины;
- игры (развлекательно-познавательные, игры коррекции для самовоспитания, театральные игры, игры – путешествия);
- встречи, соревнования (между группами детей одного класса, между ребятами параллельных классов, между группами смешанного состава);
- праздничные мероприятия.
Длительная ролевая игра начинается 1 сентября с праздничного представления для всей начальной школы, проводимого в большом актовом зале школы и поддерживаемой мультимедийной презентацией, фрагмент одной из которых приведён в Приложении1. На этом представлениикаждый класс получает маршрутный лист на весь учебный год <Рисунок1>.
Рисунок1.
Требования:
- включение каждого ребенка в игровую программу.
- дети должны хорошо понимать смысл и содержание “ элемента” игровой программы.
- поддерживать изменения, которые привносят дети – выдумщики и фантазеры.
- наличие инвентаря, различных атрибутов.
- конец каждого “ элемента” игровой программы должен быть результативным. Он должен содержать анализ, быть ярким, эмоциональным.
- детей необходимо поощрять.
К формам поощрения за успехи можно отнести следующее: присвоение званий, предоставление права стать командиром группы, шефом младших ребят. Возможно определение баллов, очков, мест, вручение знаков отличий, объявление благодарности, награждение грамотами, медалями, сувенирами.
Атрибутика Почемучек
Девиз: “ То, что мы сегодня здесь – всему виною интерес”.
Законы:
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
- Старайся делать добро.
- Люби и прощай людей.
- Бойся обидеть человека.
- Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.
- Познай мир и себя.
- Стремись найти свою цель в жизни.
Символика
В каждом классном кабинете имеется УГОЛОК ПОЧЕМУЧЕК, где помимо девиза и законов находится изображение домика Почемучек (индивидуально для каждого класса), а так же располагаются ПОЧЕТНЫЕ ЖИТЕЛИ улицы Почемучек. Это ПЧЕЛКА, ПЕСИК, ТИГРЕНОК и ЧУДИК. Их изображения являются СИМВОЛАМИ четырех направлений игровой программы.
- ПЧЕЛКА – “ Каждое дело с пользой”
- ПЕСИК – “ В здоровом теле - здоровый дух”
- ТИГРЕНОК – “ Познаем мир”
- ЧУДИК – “ Дарить радость”
Так же в УГОЛКЕ ПОЧЕМУЧЕК можно увидеть состав актива класса, поручения, выполнение которых распределили между собой Почемучки, “Лесенки успехов” (или другие диаграммы, которые позволяют увидеть успехи, продвижения ребят в каком – либо из четырех направлений).
Игровая программа “Школоград. Улица Почемучек” охватывает всех учащихся начальных классов-Почемучек в процессе их учебной и внеклассной деятельности, объединяя их общими интересами. Кроме того, игра знакомит учащихся с элементами самоуправления, которые пригодятся детям при продолжении обучения в средней школе и подготовят к участию в работе Школьного парламента.