Мы предлагаем знакомство с профессией «портной», его деятельностью и результатами труда, которое происходит в три этапа.
1-й этап
Беседа о профессии «портной», в которой участвует родитель данной профессии.
Цель:
- Формировать представления о данной профессии, о важности и значимости их труда.
- Развивать умение самостоятельно определять разные виды тканей, их качества и свойства.
- Дать понять, что свойства тканей обуславливают способ его употребления (из меха – шуба, из ситца – трусы…). Обогащать и активизировать словарный запас детей – материал, швейная машина, выкройка, художник – модельер, ателье, фасон, мода.
Ход беседы
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла мама Артема – Наталья Викторовна. Ее профессия очень тесно связана с нашей повседневной жизнью. Наталья Викторовна работает в «Ателье», шьет одежду, и профессия ее называется портной.
Мама. Ребята, как вы думаете, одежда всегда была такой, какая она сейчас?
(выслушивает мнения детей)
Конечно нет, в разные времена люди носили разную одежду. Когда – то очень давно на нашей планете всегда было тепло и люди обходились без одежды. Они всегда носили только набедренные повязки из листьев.( показ иллюстрации). Но постепенно климат на Земле изменился. Люди начали страдать от холода и дождей. Заметив, что животные не боятся ледяного ветра и холода, люди решили сшить себе одежду из шкур и меха животных. (показ иллюстрации).
Со временем человек стал задумываться о более удобной одежде. Постепенно он научился прясть пряжу – сначала изо льна, а потом из хлопка и шерсти овец, и ткать из нее ткань. Люди научились шить из ткани платья, брюки, кофты…Сначала шили длинные платья, до самой земли. На них тратили очень много ткани, так как украшали их складками, оборками и другими деталями. (показ иллюстраций). Мода заставляла придумывать новые и новые фасоны одежды. Людей, которые этим занимались, стали называть модельерами.
Постепенно люди пришли к одежде, которую мы носим сегодня.
Я принесла вам образцы разных тканей, давайте их рассмотрим.
(детям предлагается рассмотреть кусочки тканей, подержать их в руках, помять и т. д. )
Мама: Ткани бывают разные: гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные, плотные и редкие. Все ткани состоят из нитей, которые переплетаются между собой и крепко «держатся друг за друга». Давайте рассмотрим ткань на вашей одежде и убедимся, что это действительно так.
(детям предлагается потрогать свою одежду, потянуть ее, попробовать порвать)
Качество тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, а из тонких – тонкие, легкие. ( показ образцов).
- Как вы думаете, что шьют из толстых тканей? Почему?
- А что шьют из тонких тканей? Почему?
(ответы детей)
Каждому понятно, что трусы нужно из ситца шить, а шубу из меха, а не наоборот.
Чтобы одежда выглядела более красивой и нарядной, художники по ткани рисуют разные узоры, которые затем на специальных станках переносят на белую ткань. А модельеры придумывают фасоны одежды, которую из этой ткани можно сшить.
Обратите внимание на то, что, кроме рисунка, ваша одежда еще чем-то украшена.
- Назовите мне, чем украшена ваша одежда?
(ответы детей)
Конечно, как только не украшают одежду. Это и кружева, и пряжки, мех и перья, бусинки и кнопки, пуговицы и молнии, вышивка и аппликация.
Ребята, как вы думаете, кто шьет такую разнообразную одежду? Правильно, портные.
Портной шьет разную одежду – для детей и взрослых, для мужчин и женщин, зимнюю и летнюю.
- А какие вещи помогают портным в их работе?
Конечно, это самые обычные и хорошо вам знакомые вещи: сантиметр, ножницы, иголки, нитки, различные выкройки, швейные машинки. (Показ фотографий).
А чтобы вы увидели, как работает портной, я приглашаю вас в гости в «АТЕЛЬЕ». Там вы сможете увидеть работу потного и все его оборудование, которое необходимо в работе.
2 этап
Экскурсия в «Ателье», где дети знакомятся с помещением «Ателье», оборудованием, его применением в работе, работой портного.
Цель:
- познакомить с назначением помещения «Ателье», трудовыми обязанностями работы портного, техническим и другим оборудованием, необходимым портному для работы,
- познакомить с процессом пошива одежды.
3 этап
Совместная творческая деятельность родителей и детей.
Цель:
- учить работать с тканью,
- самостоятельно придумывать несложный сюжет на предложенную тему,
- учить подбирать кусочки ткани нужного цвета и оттенка для передачи выразительного образа,
- развивать умение резать ножницами по ткани,
- развивать творческое воображение, чувство композиции, цветовое восприятие,
- воспитывать умение работать сообща – небольшой творческой группой.
Родители с детьми рассаживаются за столы, объединяясь в небольшие творческие группы.
Воспитатель: отгадайте, пожалуйста, загадку-
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу?
(иголка и нитка)
- Для чего нужны иголка и нитка?
-Человеку какой профессии нужны эти вещи?
- Чем занимается портной?
- Где работают портные?
- Из чего они шьют одежду?
- А какие бывают ткани?
(ответы детей)
Правильно, мы с вами уже много знаем об этой профессии.
Входит «Фея тканей».
Фея: здравствуйте, ребята и мамы. Я случайно услышала о вашем разговоре. Вы говорите о портном, о тканях? Я имею к этому самое большое отношение, ведь я – Фея тканей.
В любом деле без портного не обойтись. Врачу халат нужен? Нужен! Актеру – костюм? А как же! Клоуну – смешной наряд? Военному – форма? Маме – фартук кухонный? Правда, многие мамы и бабушки такими мастерицами бывают, что сами себе фартук такой сошьют, что впору их работу на выставке показывать. Каждому понятно, что трусы нужно из ситца шить, а шубу из меха, а не наоборот.
- А вы знаете, почему?
- А вы знаете, кто придумывает одежду, которую шьют портные?
- Хотите сами немного побыть модельерами?
(ответы детей)
Только мы с вами будем придумывать не одежду. Я предлагаю пофантазировать и придумать из ткани сюжеты, которые мы наклеим на листы картона.
-Как вы думаете, легко ли быть портным и модельером?
Вот и вам придется сегодня потрудиться, ведь резать ткань тяжелее, чем бумагу.
Воспитатель: дорогая Фея, поможешь нам выбрать тему для сюжетов?
Фея: конечно, я загадаю загадку, а вы отгадаете и узнаете тему:
Снег на полях
Лед на водах
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
Правильно, зимой.
Воспитатель: ребята, а что бывает и происходит только зимой?
(идет снег, лепим снеговика, приходит Дед Мороз, и т. д.)
Фея: ну вот, задание всем понятно.
Воспитатель: Мы с вами знаем тему работы – это зима. Сейчас вы посоветуетесь между собой и определите, какой сюжет вы будете конструировать из ткани. Потом поделитесь своими идеями.
(После своих высказываний каждая творческая группа приступает к работе.)
Воспитатель: ну вот, Фея, все работы готовы.
Фея: какие вы все молодцы, такие интересные сюжеты получились. Предлагаю сделать из ваших работ выставку в вашем Детском саду. Пусть все полюбуются такой красотой.
Фея прощается и уходит.
Все работы размещаются на выставке в холле детского сада.