Цель: привитие детям любви к театру.
Задачи:
- обобщать и расширять знания учащихся о Кемеровских театрах;
- обогащать словарный запас; расширять кругозор;
- развивать память, эстетическое восприятие, воображения;
- воспитывать интерес, любовь к театру.
Оборудование: кукла Петрушка; кроссворд; сундук с костюмами, масками и пьесой; фотографии театров города Кемерова; ширма; куклы для кукольного спектакля «Кот и Лиса».
Ход занятия
Ведущий
– Здравствуйте, ребята. Посмотрите, как много гостей пришло к нам в гости. Я вижу все с хорошим настроением, по-другому и не может быть.
– Но, что такое, почему наша Лариса Николаевна такая грустная? Лариса Николаевна, улыбнитесь скорее и подарите нам свою улыбку.
Лариса Николаевна
– Я не могу.
Ведущий
– Почему? Что с вами случилось?
Лариса Николаевна
– Не знаю, но что-то мне сегодня совсем невесело.
Ведущий
– Может, есть кто-то, кто сможет вернуть вам вашу улыбку?
Лариса Николаевна
– Да, я слышала, что есть такая странная, нелепая, смешная, сказочная кукла. Уж она то точно сможет меня развеселить.
– Ребята, вы мне поможете? Я очень на вас надеюсь.
Ведущий
– А где мы сможем найти её? И как мы узнаем, что это именно та кукла, которую мы ищем.
Лариса Николаевна
– Если хотите мне помочь, слушайте.
– Чтобы найти эту необычную куклу и узнать её имя, надо пройти по главным улицам нашего города.
Ведущий
– Тогда не будем терять ни минуты. Но подождите. Где мы найдём маленькую куклу, хоть и необычную.
Лариса Николаевна
– Подождите, я совсем забыла, что перед тем, как придти к вам мне вручили это письмо. Может оно нам поможет?
Ведущий
– Давайте скорее его распечатаем и посмотрим, что там внутри. (Вскрывают конверт)
– Да это же кроссворд. Если мы его разгадаем, то узнаем, где нам искать нашу куклу. (Дети отгадывают кроссворд. Зашифровано слово театр.)
- Как называется перерыв во время спектакля? (антракт)
- Без чего нельзя пройти на спектакль? (билет)
- Человек играющий роль на сцене. (актёр)
- Как называют группу людей, сидящую в оркестровой яме? (оркестр)
- Кто является постановщиком спектакля? (режиссёр)
Ведущий
– Прочитайте выделенное слово. Подождите, ведь в нашем городе не один театр, как мы узнаем, в каком театре живёт, наша кукла?
– Я поняла, это было сделано неслучайно, потому что 27 марта мы все будем отмечать «Международный день театра». И кто-то хочет, чтобы мы с вами посетили все театры нашего города.
– Так давайте поговорим сегодня о театре, о той удивительной атмосфере, которая в нём царит. Вы сами станете сегодня актёрами, певцами и танцорами и тем самым поможете Ларисе Николаевне вернуть её улыбку.
(Появляется сундук)
– Что это? (сундук)
– Давайте посмотрим, что в нём лежит. (Дети достают из сундука: костюмы, маски, пьесу).
– Как вы думаете, в каком театре используются все эти предметы? (драматическом)
I. Драматический театр.
(Фото драматического театра. Краткие данные.)
Кемеровский государственный театр драмы им. А. В. Луначарского был основан в 1934 году. Имя Анатолия Васильевича Луначарского театр получил в первый год Великой Отечественной войны. Луначарский был писателем, критиком, академиком, одним из организаторов советской системы образования.
В 1934 году организовалась Кемеровская область, и театр стал областным. Долгое время коллектив драматического театра не имел постоянной сценической площадки. Только в 1961 году строители подарили артистам прекрасное здание. И сейчас мы с вами можем посещать этот великолепный театр.
1) Маски.
– Итак, мы в драматическом театре.
– Обратимся к нашим маскам. Что они изображают? (Дети называют, что изображает каждая маска, и сами показывают мимикой: радость, грусть, удивление.)
2) Инсценировка.
– Всё, что вы сейчас изобразили своей мимикой, актёры выражают каждый день, играя разные роли в пьесах. Давайте попробуем и мы стать на несколько минут настоящими артистами.
– Сейчас вы все подойдете ко мне и возьмёте карточку с именем героя. Затем вы должны собраться в группы, назвать автора и его произведение.
- Братья Гримм «Бременские музыканты».
Кот, Пёс, Петух, Осёл. - Шарль Перро «Красная шапочка».
Красная шапочка, волк, бабушка, дровосек. - Ганс Христиан Андерсен «Снежная Королева».
Кай, Герда, Снежная Королева, Разбойница. - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Царевна лебедь, царь Салтан, князь Гвидон, баба-Бабариха.
– Назовите своих героев, автора и его произведение.
– А сейчас мы посмотрим фрагменты из этих произведений.
(Дети показывают заранее приготовленные инсценировки).
«Снежная Королева».
Герда. Посмотри, как прекрасны наши розы.
Кай. Конечно, они же дружат, как и мы с тобой. Жаль, что скоро наступит зима, и мы не сможем встречаться на нашем балкончике.
Герда. Но зимой тоже очень красиво, по небу летают белые снежинки, как белые пчёлы.
Кай. А что, у них тоже есть своя королева?
Герда. Бабушка говорила, что есть. Снежинки окружают её белым роем, а сама она больше всех. Часто по ночам летает она по городским улицам и заглядывает в окошки. Вот оттого-то они и покрываются ледяными узорами, словно цветами.
Кай. Ты что, испугалась?
Герда. А она не может к нам залететь?
Кай. Пусть только попробует. Я посажу её на горячую печку, вот она и растает. (Звучит музыка «Вихрь Снежной королевы».)
Кай. Ой!
Герда. Что такое, что случилось?
Кай. Что-то попало в глаз и сильно кольнуло в сердце. Фу, какие противные розы! Надо их убрать отсюда. Ну что ты ревёшь? Какая ты некрасивая, когда плачешь.
«Сказка о царе Салтане…»
1 Сестрица.
Кабы я была царица,
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
2 Сестрица.
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3 Сестрица.
Кабы я была царица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря…
(В светлицу входит царь.)
Царь.
Здравствуй, красная девица!
Ну, так что же, будь царица
И роди богатыря мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
«Красная Шапочка».
Автор. Собралась Красная шапочка и пошла к бабушке, в другую деревню. Идёт она лесом, а навстречу ей – серый Волк.
Волк. Куда ты идёшь Красная Шапочка?
Красная Шапочка. Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.
Волк. А далеко ли живёт твоя бабушка?
Красная Шапочка. Довольно далеко. Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
Волк. Ладно. Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придёт.
Автор. Сказал это Волк и побежал, что было духу по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.
«Бременские музыканты».
Звучит фонограмма: «Мы к вам заехали на час».
Дети танцуют и поют.
II. Музыкальный театр.
– Почему в этой сказке герои не только разговаривали, но ещё пели и танцевали? (Потому что это музыкальная сказка).
– На сцене какого театра можно увидеть музыкальную сказку? (В музыкальном театре).
– Герои этой сказки привели нас в следующий театр, так как в драматическом театре мы не нашли нашу куклу.
– А чем отличается драматический театр от музыкального? (поют, танцуют, есть оркестровая яма, музыкальный спектакль)
(Фото музыкального театра).
День рождения областного музыкального театра – 2 марта 1944 г. Долгое время театр размещался в клубе коксохимзавода. Своё собственное здание театр получил в 1963 году.
А 26 апреля 1964 года он был переименован в театр оперетты Кузбасса. Сейчас он носит название областного музыкального театра им. А. К. Боброва. А. К. Бобров – народный артист республики, который долгое время работал в этом театре. Сейчас при театре создан музей этому артисту.
1) Видео.
– А сейчас мы с вами посмотрим фрагменты спектаклей музыкального театра. Вы должны сказать, как называется спектакль, по какому произведению он был поставлен и кто его автор. (Дети смотрят фрагменты из спектаклей: «Красная Шапочка», «Конёк-горбунок».)
– Фрагменты, из каких спектаклей вы посмотрели?
– По мотивам, каких сказок они поставлены, кто автор этих сказок?
2) Крылатые выражения.
– А сейчас вы должны прочитать крылатые выражения, и сказать из каких они произведений.
- Остаться у разбитого корыта.
- За тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство.
- А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
III. Кукольный театр.
– Опять ничего не происходит с Л. Н. и куклу не нашли, но не отчаивайтесь, в нашем городе есть ещё театры. Попробуем поискать там.
– Что это? (Ширма, куклы, декорации).
– В какой театр мы пришли? (кукольный)
– А кто знает его полное название? (Областной театр кукол имени А. П. Гайдара).
(Фото кукольного театра).
– Кто такой А. П. Гайдар? (писатель)
– Какие его произведения, вы знаете? («Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Р.В.С.» и т.д.).
В 1961 году на улице Весенней обосновался областной театр кукол им. А. П. Гайдара. Здесь дети соприкасаются с волшебным миром искусства. Это любимый театр детей, но в последнее время кукольный театр стал вызывать особый интерес и у взрослых: в репертуаре появляются спектакли для пап и мам.
1) Инсценировка сказки «Кот и Лиса».
– Ребята, а теперь ваша очередь становиться актёрами кукольного театра.
– Вы готовы? (Дети показывают сказку «Кот и Лиса».)
Неожиданно для всех появляется кукла Петрушка и говорит.
– Действующие лица и исполнители.
– А как тебя зовут весёлая игрушка?
– Я весёлая игрушка.
Как зовут меня… (Петрушка)
В театре кукол я живу
И всех детей всегда смешу.
Лариса Николаевна
– Так вот кого мы так долго с вами искали. Спасибо вам, ребята, вы подарили мне улыбку и хорошее настроение. А эта замечательная кукла пускай остаётся жить в кукольном театре и радовать детей своей игрой.
– А вы знаете, что Петрушка пришёл к нам с ярмарок и городских площадей. У Петрушки был очень тонкий нечеловеческий голос и выглядел он очень смешно и нелепо.
Ведущий.
– Вот и завершилось наше путешествие, которое мы посвятили Международному дню театра.
– Давайте вспомним, в каких театрах мы сегодня с вами побывали.
– Спасибо ребятам за участие, гостям за внимание.