Окружающий мир. Тема "Из чего что сделано?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с природными материалами, из которых сделаны различные предметы, дать представление о производстве бумаги, стали, чугуна, об изготовлении керамических и шерстяных изделий,
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам,
  • уважение к людям разных профессий,
  • развивать кругозор, интерес.

Оборудование: различные предметы из металла, дерева, шерсти, глины, образцы железной руды, сухая и влажная глина, куски древесины, компьютер, мультимедийный проектор, слайды по теме: «Из чего что сделано?»

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

– Что такое экономика?

– Из каких частей состоит экономика?

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО (Приложение 1)

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (Приложение 2)

СТРОИТЕЛЬСТВО (Приложение 3)

ТРАНСПОРТ (Приложение 4)

ТОРГОВЛЯ (Приложение 5)

– Связаны ли друг с другом различные части экономики?

– Зачем нужны деньги? (Приложение 6)

– Раньше не было денег. Как люди обходились без них?

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.

– Сегодня к нам пришел почтальон и принес посылку. Давайте откроем Ее и посмотрим, что там.

(Учитель вынимает книгу, шерстяные варежки, кувшин, ложку и ПИСЬМО)

– Это письмо от Знайки:

«ДОРОГИЕ,РЕБЯТА!
ОТГАДАЙТЕ, КАК РОДИЛАСЬ КНИГА?
КАК ДЕЛАЮТ ШЕРСТЯНЫЕ ВЕЩИ?
ОТКУДА БЕРУТСЯ ЛОЖКИ, ВИЛКИ?
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН КУВШИН?
НАЙДИТЕ ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ. ВАШ ЗНАЙКА.»

4. ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ.

– Приготовьте тетради путешественника и карандаши. Мы отправляемся в

Игру «Что из чего?»

5. ФИЗМИНУТКА.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись
Наклонись и повернись!

6. БЕСЕДА. «КАК ПОЯВИЛСЯ КУВШИН?»

Загадка: Я мягче пластилина, а зовусь я…

– Изделия из глины пользовались спросом издавна. Это вазы, кувшины, чаши, сосуды (Приложение 7). Глина добывалась раньше в ручную, а теперь – экскаваторами (Приложение 8). Глина смешивалась с водой до состояния густой пасты, из которой «умелые руки» гончара могут вылепить и фигурки , и кувшины (Приложение 9). Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной.

Изделия обжигают в печах при температуре 450°С, они никогда не гниют и не ржавеют. (Приложение 10).

– «ТЕПЛЫЕ ЛИ ВАРЕЖКИ?»

– Человек всегда заботился о своих домашних животных, и они давали людям еду и тепло.

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Овца, баран)

– Весной и осенью люди стригут овец специальными ножницами (Приложение 11).

– Потом прядут шерсть и вяжут носки, варежки (Приложение 12).

– На станках ткут ковры (Приложение 13).

«КАК РОДИЛАСЬ КНИГА?»

– На Руси писали на березовой коре-бересте. Но для книг она не годилась. Сегодня будущая бумага растет в лесу (Приложение 14). Электрические пилы пилят, валят деревья. Лесовозы везут бревна к реке. Там бревна связывают в плоты, плоты плывут по реке. На комбинате бревна распиливают на чурбаки, измельчают и превращают в щепки. Щепки отправляют в котел со специальным раствором и варится каша-деревянная. Вот эта каша, когда готова, и становится БУМАГОЙ (Приложение 15).

– Мы привыкли видеть готовые книги яркими и красочными (Приложение 16), но людям надо помнить , что книги надо беречь, сохранять.

7. РАБОТА В ТЕТРАДИ.

(Рабочая тетрадь к учебнику 2 кл. «окружающий мир» А.А.Плешаков. 1.ч.

Откройте с. 39. Покажите стрелками разного цвета производственные цепочки.

  • изготовление керамического изделия.
  • изготовление книги,
  • изготовление шерстяных изделий.

8. ПРОВЕРКА.

Поменяйтесь тетрадями. Оцените друг друга.

9. ИТОГ УРОКА.

– Итак, человеку нужны самые разные изделия.

– Где люди берут материалы для их приготовления?

– На что же должны обращать внимание люди , добывая в природе различные материалы?

– Человек должен использовать ресурсы разумно. Природные богатства нужно беречь- ведь они не безграничны.

– Спасибо тебе Знайка за интересное письмо. Ребятам путешествие понравилось.

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.