Цели урока:
- познакомить учащихся с природными материалами, из которых сделаны различные предметы, дать представление о производстве бумаги, стали, чугуна, об изготовлении керамических и шерстяных изделий,
- воспитывать бережное отношение к природным богатствам,
- уважение к людям разных профессий,
- развивать кругозор, интерес.
Оборудование: различные предметы из металла, дерева, шерсти, глины, образцы железной руды, сухая и влажная глина, куски древесины, компьютер, мультимедийный проектор, слайды по теме: «Из чего что сделано?»
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
– Что такое экономика?
– Из каких частей состоит экономика?
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО (Приложение 1)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (Приложение 2)
СТРОИТЕЛЬСТВО (Приложение 3)
ТРАНСПОРТ (Приложение 4)
ТОРГОВЛЯ (Приложение 5)
– Связаны ли друг с другом различные части экономики?
– Зачем нужны деньги? (Приложение 6)
– Раньше не было денег. Как люди обходились без них?
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.
– Сегодня к нам пришел почтальон и принес посылку. Давайте откроем Ее и посмотрим, что там.
(Учитель вынимает книгу, шерстяные варежки, кувшин, ложку и ПИСЬМО)
– Это письмо от Знайки:
«ДОРОГИЕ,РЕБЯТА!
ОТГАДАЙТЕ, КАК РОДИЛАСЬ КНИГА?
КАК ДЕЛАЮТ ШЕРСТЯНЫЕ ВЕЩИ?
ОТКУДА БЕРУТСЯ ЛОЖКИ, ВИЛКИ?
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН КУВШИН?
НАЙДИТЕ ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ. ВАШ ЗНАЙКА.»
4. ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ.
– Приготовьте тетради путешественника и карандаши. Мы отправляемся в
Игру «Что из чего?»
5. ФИЗМИНУТКА.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись
Наклонись и повернись!
6. БЕСЕДА. «КАК ПОЯВИЛСЯ КУВШИН?»
Загадка: Я мягче пластилина, а зовусь я…
– Изделия из глины пользовались спросом издавна. Это вазы, кувшины, чаши, сосуды (Приложение 7). Глина добывалась раньше в ручную, а теперь – экскаваторами (Приложение 8). Глина смешивалась с водой до состояния густой пасты, из которой «умелые руки» гончара могут вылепить и фигурки , и кувшины (Приложение 9). Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной.
Изделия обжигают в печах при температуре 450°С, они никогда не гниют и не ржавеют. (Приложение 10).
– «ТЕПЛЫЕ ЛИ ВАРЕЖКИ?»
– Человек всегда заботился о своих домашних животных, и они давали людям еду и тепло.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Овца, баран)
– Весной и осенью люди стригут овец специальными ножницами (Приложение 11).
– Потом прядут шерсть и вяжут носки, варежки (Приложение 12).
– На станках ткут ковры (Приложение 13).
«КАК РОДИЛАСЬ КНИГА?»
– На Руси писали на березовой коре-бересте. Но для книг она не годилась. Сегодня будущая бумага растет в лесу (Приложение 14). Электрические пилы пилят, валят деревья. Лесовозы везут бревна к реке. Там бревна связывают в плоты, плоты плывут по реке. На комбинате бревна распиливают на чурбаки, измельчают и превращают в щепки. Щепки отправляют в котел со специальным раствором и варится каша-деревянная. Вот эта каша, когда готова, и становится БУМАГОЙ (Приложение 15).
– Мы привыкли видеть готовые книги яркими и красочными (Приложение 16), но людям надо помнить , что книги надо беречь, сохранять.
7. РАБОТА В ТЕТРАДИ.
(Рабочая тетрадь к учебнику 2 кл. «окружающий мир» А.А.Плешаков. 1.ч.
Откройте с. 39. Покажите стрелками разного цвета производственные цепочки.
- изготовление керамического изделия.
- изготовление книги,
- изготовление шерстяных изделий.
8. ПРОВЕРКА.
– Поменяйтесь тетрадями. Оцените друг друга.
9. ИТОГ УРОКА.
– Итак, человеку нужны самые разные изделия.
– Где люди берут материалы для их приготовления?
– На что же должны обращать внимание люди , добывая в природе различные материалы?
– Человек должен использовать ресурсы разумно. Природные богатства нужно беречь- ведь они не безграничны.
– Спасибо тебе Знайка за интересное письмо. Ребятам путешествие понравилось.