За неделю до проведения данного урока класс был разделен на группы. Каждая группа проводила исследования на предприятиях поселка на предмет применения степеней. Результат этой работы был представлен на уроке.
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Форма: урок творчества
Цель урока: Обобщение и закрепление знаний и умений по теме «Степень с рациональным показателем», воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности; развитие культуры учения.
Ход урока:
I. Организационный этап
(организация внимания. Взаимное приветствие. Готовность к уроку.)
II. Актуализация, постановка рабочей цели.
На предыдущих уроках вы уже открыли для себя удивительный мир степеней. Многие ученые во все времена занимались вопросами их изучения. Это и знаменитый Пифагор, и Декарт (который, кстати, первым ввел обозначения степени). Но я хочу обратить внимание на слова М.В. Ломоносова, которые будут эпиграфом нашего урока « Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»
Вы знаете, чтобы хорошо усвоить математику надо решать много задач (выставка сборников). Я предлагаю вам создать сегодня свой мини-сборник задач « Мир степени». В процессе работы над созданием данного сборника ещё раз обобщить и закрепить знания и умения по теме « Степень с рациональным показателем» и приобщить себя к коллективной творческой деятельности.
III. Этап всесторонней проверки знаний.
(В процессе творческой работы проверить знания учащихся по теме. Стимулировать к самоанализу и самооценке.)
Сегодня на уроке вы превращаетесь в творческих работников, объединенных в редакцию. Каждая редакция будет работать над своим сборником, состоящим из разделов:
- Любопытные факты из мира степеней.
- Гимнастика ума.
- Математический калейдоскоп.
А для того, чтобы наш сборник сверстать, у нас работает издательство, куда вы сдаёте свои материалы.
I. Каждая редакция провела своё расследование, в результате которого они обнаружили удивительные факты из мира степеней. Представим им слово (каждая редакция представляет свои факты. Приложение 1) Мы собрали материал для первого раздела нашего сборника.
II. Приступаем к созданию раздела «Гимнастика ума». На этом этапе вы получаете конверт с заданиями для устного счёта. В течение 5 минут вы должны решить задания. После этого представители редакций объясняют своё решение. В конце работы задания и решения помещают в раздел «Гимнастика ума» (задания прилагаются. Приложение 2)
III. В качестве физкультурной минутки и для воспитания ответственного отношения к коллективной деятельности проводим «Марафон степени». Задания для каждой редакции записаны на доске.
Каждый из сотрудников редакции имеет право выполнить только одно действие в задании своей редакции, затем его сменяет следующий и т.д., пока задание не будет выполнено.
IV. А сейчас редакция, победившая в «марафоне», выбирает конверт с заданием для следующего этапа работы над сборником задач. Конверты отличаются по цвету и содержанию. В жёлтом конверте задания «Поймай ошибку». Найти и исправить ошибки, объяснить. В зелёном конверте задания, которые решают в парах. Учитель сам проверяет. Красный конверт содержит задания для каждого ученика.
После проверки задания помешаются в сборник в раздел «Математический калейдоскоп»
Желтая карточка
Найди и исправь ошибку в рассуждениях
Зеленая карточка
Заполните пропуски, чтобы равенство было верным
=1
=
Красная карточка
1. Решите уравнение =16
2. Вычислите
3. Упростите
IV. Информация о домашнем задании
А сейчас в качестве домашнего задания предлагаю вам задачу для раздела «Математический калейдоскоп». Задача экологического содержания.
«По оценкам учёных, скорость разложения обычной бытовой бумаги в природных условиях составляет около 2 лет, металлической банки – 90 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, а стеклянной банки – более 1000 лет. Считается, что каждый житель крупного города ежедневно выбрасывает в мусорное ведро до 300 кг отходов. На конец 1995 года на территории нашей области в хранилищах, на территориях предприятий, на свалках содержалось 20 млн. м3 бытовых отходов. Сколько человек за год набросали бы такую кучу отходов, если считать, что 1м3 отходов имеет массу 0,4 m (ответ записать в стандартном виде)
V. Рефлексия
А сейчас вы проведите самооценку и оценку группы. Заполняете лист самооценки.
VI. Итог
Слово издательству. Представление сборников. (Приложение 3)
Учитель: Сегодня вы ещё раз убедились, что мир степени удивителен. Прав был Ломоносов, сказав, что без них далеко не уедешь.