Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Цели урока:
- изучить теорему Пифагора, обеспечить ее усвоение всеми учащимися; сформировать умение вычислять неизвестные стороны в прямоугольном треугольнике;
- через доказательство теоремы, решение задач, постановку дополнительных вопросов и заданий, развивать творческую и мыслительную деятельность учеников, их интеллектуальные качества – способность к «видению проблемы», самостоятельность, гибкость, учить объективно оценивать себя и корректировать свою деятельность в ходе урока;
- прививать интерес к геометрии, воспитывать веру в свои силы, учить коллективной и самостоятельной работе.
Развитие ключевых компетенций:
- ценностно-смысловая (умение формулировать цели урока, осмысленная организация собственной деятельности);
- общекультурная (использование сведений из разных областей знаний, формирование грамотной, логически верной речи);
- учебно-познавательная (привитие интереса к математике, формирование предметных знаний);
- коммуникативная (совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог);
- информационная (учить добывать нужную информацию, используя доступные источники).
Структура урока:
- Мотивационно-организационный момент.
- Актуализация опорных знаний и подготовка учащихся к усвоению нового материала.
- Изучение нового материала.
- Первичная проверка усвоения знаний.
- Первичное закрепление знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании.
Оборудование урока:
- Компьютерная техника и мультимедийное оборудование.
- Таблица для занесения данных по прямоугольным треугольникам.
- Памятка-алгоритм нахождения неизвестных сторон в прямоугольном треугольнике.
- Набор «сувениров», привезенных из путешествия (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)
Ход урока
1. Мотивационно-организационный этап.
(Приложение 1, слайд 1)
Учитель:
– Ребята, математическое творчество – это высший пилотаж. И сегодня я приглашаю вас к полетам в мыслях как наяву.
– Мы проведем не обычный урок геометрии, а отправимся с вами в далекое путешествие. Вглубь веков приведет нас колесо истории.
– Ребята, а вы можете сказать, зачем люди путешествуют?
(Чтобы узнать что-то новое, познакомится с новыми людьми, сделать маленькие или большие открытия)
– С этой целью отправимся в путешествие и мы!
2. Актуализация опорных знаний и подготовка учащихся к усвоению нового материала.
(Слайды 2-5)
Учитель:
– Но прежде, чем отправится в путешествие, нам необходимо собрать багаж в дорогу. А так как путешествие наше не обычное, то с собой мы возьмем не зонт и шляпу с плащом, а знания и умения, также нам понадобятся ваши внимание и память, запоминайте все самое интересное.
Ответьте на мои вопросы:
– С каким треугольником чаще всего вы встречаетесь при решении различных задач? (Прямоугольный треугольник)
– Как называется треугольник, изображенный на рисунке? Почему вы так думаете?
– Назовите стороны прямоугольного треугольника.
– Какими свойствами обладает прямоугольный треугольник?
– Чему равна площадь прямоугольного треугольника?
– Сформулируйте теорему о площади квадрата?
– По рисункам сформулируйте задания самостоятельно.
– Найдите площадь прямоугольного треугольника.
– Вы не смогли найти площадь прямоугольного треугольника АВС. Почему?
(Не известен катет АС, не хватает знаний о зависимости между сторонами прямоугольного треугольника).
– Ребята что же должно стать объектом вашего внимания в путешествии? (Слайды 6-10)
(Прямоугольный треугольник).
– Итак, наш путь лежит к берегам благословенного Нила, в Древний Египет. Он известен не только дворцами, храмами, лабиринтами и пирамидами, но и тем, что именно в Египте впервые были написаны книги по математике. Древние египтяне были замечательными строителями и земледельцами.
Египетские строители и землемеры для определения прямого угла на плоскости использовали самую простую веревку длиной, например, 12 метров, которая специальными петлями или узлами была разделена на 3, 4 и 5 метров. Для определения прямого угла на земле землемер натягивал одну из частей веревки, например, 3 метра, и с помощью 2 специальных колышек фиксировал ее на земле. Затем веревку натягивали с помощью третьей петли, и эта петля фиксировалась колышком. Угол, образованный между двумя меньшими сторонами в точности равнялся 90 градусов.
Посещавшие Египет греки называли их гарпедонаптами, в переводе означает – «натягиватели веревок»
Считалось, что при закладке пирамид, такую процедуру по определению прямых углов выполнял сам фараон.
– Какова же закономерность между числами 3, 4 и 5?
Заполняем таблицу (Слайд 11)
– Гипотеза: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Давайте проверим, выполняется ли обнаруженная нами закономерность для сторон других прямоугольных треугольников.
Задание по рядам:
- 1 ряд – зеленая карточка – стороны треугольника 6, 8 и 10 сантиметров;
- 2 ряд – голубая карточка – стороны треугольника – 5, 12 и 13 сантиметров;
- 3 ряд – желтая карточка – стороны треугольника – 8, 15 и 17 сантиметров.
Учащиеся выполняют задание по парам.
«Измерьте с помощью линейки стороны прямоугольного треугольника и заполните таблицу»
a | b | a2+b2 | c | c2 |
– Сделайте вывод о зависимости между сторонами прямоугольного треугольника.
( В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы)
– Этот вывод сделали ученые и в Древнем Китае, и Вавилоне. (Слайд 12)
3. Изучение нового материала.
На нашем пути лежит Древняя Греция, потому что вывод, сделанный вами, это теорема Пифагора в современной формулировке. (Слайды 13-14)
– И в Египте, и в Китае числами пользовались лишь для решения практических задач. Положение изменилось, когда математикой занялись греки. Удивительно талантливый народ, у которого учатся многому сейчас, тысячи лет спустя. У греков математика стала настоящей наукой, потому что она стала отвечать на вопрос «Почему?» Почему в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
А знаете, почему греки обогнали в математике все другие народы? Потому что греки умели спорить! Они не просто заучивали правила. А доискивались причин. На основе преданий, распространенных известными математиками (Прокл, Плутарх и другие), длительное время считали, что до Пифагора эта теорема не была известна. Пифагору первому удалось доказать теорему о зависимости между сторонами в прямоугольном треугольнике, отсюда и название – теорема Пифагора. По легенде он принес в жертву богам 100 быков после того, как доказал эту теорему.
– Давайте и мы с вами порассуждаем, поспорим и докажем теорему (Слайды 15-18)
Доказательство теоремы Пифагора.
По слайдам учащиеся доказывают теорему Пифагора.
Учитель | Учащиеся | |
1 | Рассмотрим прямоугольный треугольник с катетами а и b, гипотенузой с. | |
2 | Достроим прямоугольный треугольник до квадрата со стороной а+b, как показано на рисунке (слайд) | |
3 | Из каких многоугольников состоит этот квадрат? | Из 4-ех прямоугольных треугольников и четырехугольника |
4 | Что вы можете сказать о треугольниках? | Они равны по двум катетам |
5 | Сравните остальные элементы этих треугольников. | Из равенства треугольников следует, что их соответствующие стороны и углы. Равные стороны отметим буквой с.Равные углы: 1, 3, 5 и 7; 2, 4, 6 и 8. |
6 | Определите вид четырехугольника со сторонами с. | Это либо квадрат, либо ромб. |
7 | Чему равны углы четырехугольника со стороной с. | Каждый из углов четырехугольника равен разности 180 градусов и, например, суммы углов 2 и 3. Так как сумма углов 2 и 3 равна 90 градусов, то и каждый из углов четырехугольника равен 90 градусов. |
8 | Вид четырехугольника со сторонами с. | Четырехугольник, у которого стороны равны и углы прямые является квадратом. |
9 | Площадь квадрата со стороной а+b равна ___. | |
10 | С другой стороны площадь этого квадрата равна сумме площадей многоугольников из которых он состоит, то есть: |
– Сделайте вывод.
4. Первичная проверка усвоения знаний
(Слайды 15-18)
По слайдам учащиеся доказывают теорему Пифагора.
– Существует около 200 доказательств теоремы о соотношении сторон в прямоугольном треугольнике. Пример (слайд 19). Я советую вам обратиться на сайты в Интернете и узнать очень много интересного и о теореме Пифагора, и о ее истории (Слайд 20)
5. Первичное закрепление знаний.
– Возвращаемся домой. Давайте вспомним задачу, которую мы не смогли решить в начале урока, ведь теперь мы знаем, какая зависимость связывает стороны прямоугольного треугольника (Слайд 21)
Учащиеся самостоятельно решают задачу и предлагают ее решение.
Учитель обращает внимание учащихся на алгоритм нахождения неизвестной стороны прямоугольного треугольника (Слайд 22)
- указать прямоугольный треугольник;
- записать для него теорему Пифагора;
- выразить неизвестную сторону через две другие;
- подставить известные значения и вычислить неизвестную сторону.
– Какие задачи можно решать с помощью теоремы Пифагора?
5. Итоги урока
(Слайд 23)
Пребудет вечной истина, как скоро
Её познает слабый человек.
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его далекий век!
– Ребята, если бы у нас был обычный урок, какую тему урока мы бы записали в тетрадь?
– Вам известны теоремы-свойства и теоремы-признаки. Свойством или признаком является теорема Пифагора? Какие задачи вы сможете решать с помощью теоремы Пифагора?
– Вы достигли цели путешествия: что узнали нового, с кем познакомились в путешествии? Сделали ли вы для себя открытие чего-либо нового?
– Мне очень приятно было совершать путешествие вместе с вами. Из каждого путешествия люди обязательно привозят сувениры на память о месте, в котором побывали. Ваши сувениры в папках, они помогут вам на следующем уроке удивить Ларису Андреевну и получить отличные и хорошие оценки за работу на уроке геометрии.
6. Постановка домашнего задания
(Слайд 24)
- Прочитать по учебнику пункт 54 «Теорема Пифагора» и выучить теорему Пифагора
- Повторить пункты 48-52, контрольные вопросы 1-7 на стр. ….
- Решить № 483 (б), № 484 (а) учебника геометрии.
- Если интересно: решите одну из старинных занимательных задач, которые вы привезли из путешествия.
Мы не успели сегодня побывать в космосе, но можем отправить знак мыслящим существам. Каким же может быть этот знак, если не изображением самой главной теоремы геометрии (Слайд 25)