Цели:
- расширить кругозор детей о творчестве Н. Носова,
- выявить отличительные черты повести и пьесы;
- работать над выразительным чтением учащихся;
- научить детей передавать различные интонации при инсценировании пьесы;
- развивать интерес к чтению, творческие способности детей, память, речь учащихся;
- воспитывать нравственные черты характера.
Оборудование: декорации к инсценированию отрывка (рисунки убранства комнаты, игрушка “собака”), слова-опоры для составления таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок на наш урок.
Вы готовы отвечать
И оценки получать?
Если да – то улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
(Проверка готовности к уроку)
II. Блиц-опрос
– Как называется раздел, который мы изучаем?
(“Мир – театр, а люди – актёры”)
– Произведения, какого жанра помещены в этом разделе?
(В основном, пьесы)
– Что такое пьеса?
(Пьеса – драматическое произведение для театрального представления)
– Какое произведение читали в этом разделе, но оно не относится к пьесе?
(Н. Носов Митя Малеев в школе и дома”)
– К какому жанру относится это произведение?
(Повесть)
– Что такое повесть?
(Повесть – литературное повествовательное произведение)
III. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на уроке мы будем выразительно читать отрывок из повести Н. Носова “Витя Малеев в школе и дома”, инсценировать отрывок из пьесы Н. Носова “Два друга”, выявим отличительные черты повести и пьесы.
IV. Работа над пьесой
– Где можно увидеть пьесу?
– Какие особенности характерны для пьесы?
(Заполнение таблицы)
Пьеса | Повесть |
в форме диалога | |
действующие лица | |
действие происходит сейчас | |
ремарки | |
деление текста на действия | |
нет слов автора | |
нет описаний |
– Чтобы поставить пьесу на сцене, какие профессии нам понадобятся?
– Какие рекомендации и кому может дать режиссёр?
– Дома вы все пробовали себя в качестве декораторов.
– Что вы изобразили в тетрадях? Опишите свои декорации.
– Каким вы представили себе Костю Шишкина и Витю Малеева?
– Какие костюмы вы нарисовали?
– Что должно быть характерно в костюмах и во внешнем виде для Кости, что для Вити?
(Инсценирование отрывка из пьесы)
– Понравилась ли вам игра актёров?
– Кто на ваш взгляд, лучше всех справился со своей ролью?
V. Физминутка
VI. Работа над отрывком из повести
– Назовите отличительные черты повести
(Заполнение таблицы)
Пьеса | Повесть |
повествовательное содержание | |
персонаж, герой | |
о ком-то рассказывается | |
деление текста на главы | |
есть слова автора | |
есть описания |
– На сколько частей мы разделили отрывок из повести?
На три:1 – Болезнь Кости;
2 – Тайное становится явным;
3 – Я больше не буду.)
– Расскажите кратко, что произошло, когда вернулся Лёня за своими перчатками, которые он забыл у Кости?
(Краткий пересказ второй части)
– Как Костя Шишкин пытался оправдаться перед ребятами?
– Отрывок о том, как пришла Ольга Николаевна, мы прочитаем по ролям.
– Как вы считаете надо читать слова Кости? Вити?
(Чтение по ролям)
– Какое обещание дал Костя Шишкин?
VII. Сравнение черт повести и пьесы
Пьеса | Повесть |
в форме диалога | повествовательное содержание |
действующие лица | персонаж, герой |
действие происходит сейчас | о ком-то рассказывается |
ремарки | деление текста на главы |
деление текста на действия | |
нет слов автора | есть слова автора |
нет описаний | есть описания |
– Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась в ходе урока.
– Чем же отличаются друг от друга повесть и пьеса?
(Соедините противоположности)
– Зачем авторы учебника в раздел, который мы изучаем, поместили не только пьесу Н. Носова, но и отрывок из повести с таким же содержанием?
VIII. Итог урока
– Чему учит произведение Н. Носова “Витя Малеев в школе и дома?”
– Можно ли Витю и Костю назвать настоящими друзьями? Почему?
IX. Домашнее задание
- Прочитать ещё одну главу из повести Н. Носова “Витя Малеев в школе и дома”.
- Ответить на вопрос №1, стр.
- Сочинить свою пьесу.