Внеклассное мероприятие по музыке "Осенины"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить учащихся с традиционным календарно-обрядовым праздником Осенины.

Оборудование: бутафорская избушка, печка, рушник с хлебом-солью, кочан капусты, коса, серпочки, колоски злаков, кувшин, узелок с едой, корзинки, «несжатая полоса» - выполнена из бумаги на подставке.

Действующие лица:

  1. Ведущая (в народном костюме)
  2. Матушка Осенина (жёлтый сарафан, красный сарафан, зелёный сарафан)

Первая детская группа показывает «Жнивьё»:

Дед Полевик

Жницы и косцы

Вторая детская группа инсценирует русскую народную сказку «Беленький груздочек»:

Старик

Старуха

Беленький Груздочек

Баба Яга

Ребятишки

В ярмарке:

Фома

Ерёма

Дети и ведущая заходят на сцену с песней закличкой «Осень – в гости просим» №1.

Ведущая: Здравствуйте, люди добрые!

Да ребятишки большие и малые!

Вот мы и собрались на Осенины. «Был в старину на Руси такой праздник. И праздновали его в сентябре. Осенины – это встреча осени. А сентябрь – это первый месяц, когда осень полностью вступила в свои права. В народе говорили: «Холодёшенек хмурень-сентябрь, да щедро кормит». Осенины встречали у воды. Рано утром 14 сентября женщины ходили к берегам рек, озёр, прудов встречать Матушку Осенину. Одна из женщин стояла с овсяным хлебом нового урожая, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили на всех и кормили им домашний скот. А ведь это благодарность Природе – землице-матушке, царице-водице, животным и солнышку-ясному. За их летние труды, за урожай.»

(Девочки под закличку «Осень – в гости просим» выстраиваются кружочками с поднятыми вверх руками, в руках колоски, у одной из них рушник с хлебом-солью. На последних словах песни выходит Матушка Осенина).

Ведущая: Да никак сама Матушка Осенина к нам в гости пожаловала? Давайте встретим её как положено на Руси хлебом-солью.

(Поют песню «Осень в гости к нам пришла» №2 девочка с рушником подходит к Матушке, кланяется, Матушка кланяется и отламывает кусочек хлеба, пробует).

Матушка Осенина: Здравствуй, народ божий и прекрасный!

Ох и тяжко-то как мучицу молоть,
Да зато как легко уплетать ломоть.

Спасибо за угощение. Вкусный да душистый хлебушек у вас получился! А вы знаете какой ещё сегодня день? «Дожинки! В народе его ещё зовут Госпожинки. Госпожа – хозяйка жатвы. Ведь главным на уборке урожая были женщины- жницы. Уродила Мать-сыра земля добрый урожай. Вот и чествовали первый Именинный сноп (зажинок) и особые почести воздавали последнему снопу. Его украшали, пели ему песни. Считали, что в нём живёт дух хлебного поля, Хозяин зерна, Хозяин урожая. А у него была большая борода, вот поэтому и назывался такой обряд завиванием бороды.»

(На сцене стоит «несжатая полоса», из-за неё выглядывает Дед Полевик. Девочки жнут и поют песню «На дворе не рано» №3. Дед Полевик творит им мелкие пакости – подкрадывается сзади и кого щекочет, кому в ухо дует, у кого сдирает платок…)

Полевик (на авансцене)

Есть кому жито жать
Во снопы метать
В закрома ссыпать. ( убегает, прячется в «полосе»)

1 дев. Вот и жито пожали.

2 дев. И в снопы повязали.

3 дев. И в копны поскидали.

4 дев. На гумне стогами, на току ворохами.

5 дев. В клети закромами, в печи пирогами.

Все: А на нашей нивке сегодня дожинки.

(Подходят парни).

Все парни: Бог в помощь, работницы.

1 дев. Да уж со жнивьём справились.

2 дев. И то, одна «борода» осталась.

Парень: Ну, с этим мы вам поможем, а пока сядьте, да сыра с хлебушком отведайте.

(Все усаживаются перед «несжатой полосой» в полукруг «Спасибо, спасибо…», одну девку Дед щекочет да задирает).

1 дев. Это ты, Алёнка, меня щекотала?

Алёна: Нет, что ты!?

1 дев. Ах, так это ты Ванятка?

Ваня: Да почто же?

1 дев. Ой, а тогда кто же? (поднимается, все шикают)

2 дев. Да никого кроме нас-то и нету.

3 дев. Да ты сядь, успокойся.

4 дев. Да вон мух- то сколько летает вокруг, вот одна-то и позабавилась. (Смеются).

5 дев. Ой не смейтесь, а вдруг это Дед Полевик балует да озорничает. Да вот недавно, пропали у меня коровы, я и пошла их искать. Вдруг, такой ветер хватил с поля, что Господи, Боже мой! Оглянулась я – вижу: стоит весь в белом, борода из колосьев, да так и дует, да так и дует, да ещё и присвистывает, я и про коров забыла.

(Дед уже подсел к общему кругу и ест).

Парень 1: Да как он выглядел-то, ты говори толком.

5 дев. Да я же и говорю, глаза разноцветные, вместо шапки – трава, да вот прямо на него и похож (показывает на деда и пугается). Ой! да это же он самый и есть.

Дед Полевик: Ну-ну, такой уж я и страшный?! А кто за вашим полем следил, да хлеб растил? Глупые, неразумные. (грозит пальчиком, улыбается).

(Все встают, оторопело глядят друг на друга, кланяются Деду).

Все: Здравствуй, Дед Полевик!

Дед Полевик: Ну здравствуйте, здравствуйте! Ну и где вы были7

Дети: На работе.

Дед: И что делали?

Дети: Работали!

Дед: А как вы работали?

(Парни поют «Коси ты коса» №4, имитируют движения с косами).

Дед: Видел, видел какие стога сена сработали. Молодцы! (обращается к девочкам) А вы что делали?

(Девочки поют «У нас серпы-то золотые» №5, на последних словах «пирогами всех кормить» одаривают деда крынкой молока и узелком с едой. Дед всё забирает, усаживается в «несжатую полосу», с нетерпением развязывает узелок и говорит.)

Дед: Так вы песню про меня спойте, а то не будет вам урожая в будущем году!

Парень1: Уж мы вьём-вьём бороду, завиваем бороду.

Парень2: На ниве великой, на полосе широкой.

(Под ритм косы исполняется магический хоровод «Сидит дед на меже» №6, ритм после песни остаётся, под него девочки катаются по «полю»).

1 дев. Нивка, нивка, отдай нашу силку.

2 дев. Мы тебя жали, силу потеряли.

3 дев. Яровая жнивушка, отдай мою силушку, на долгую зимушку.

(Коса замолкает, дети подходят к краю сцены):

Все:

Времечко лети!
До новой весны!
До нового лета!
До нового хлеба!

(Выходят: ведущая возле сцены, и Матушка Осенина, она в красном сарафане, идёт по сцене).

Вед.: То ли быль это то ли небыль, мы то знаем, что деда Полевика вовсе и нет, а вот обряд завивания бороды дошёл до наших дней. (Видит Мат.) Матушка Осенина, да вы ли это, вас и не узнать – один наряд краше другого!

Мат.: Уж и не ждали меня? Да только неспроста я у вас второй раз появилась. Дело в том, что в старину на Руси Матушку Осенину встречали не один раз и не два, а целых три раза. Первый раз я пришла к вам на жнивьё, а теперь встречайте меня с овощами, да ягодами и грибами, с калиной да красной рябиной.

(1-я группа детей выходят с хороводом-песней «Ой, там на горе» №7).

Мат.: Спасибо ребятам –молодцам и девицам-хороводницам за песню, а ещё пришла я к вам со сказочкой осенней. Хотите послушать? Ну так слушайте.

(Инсценируется русская народная сказка «Беленький груздочек», используются народные приговорки №№8-11).

В одном селе жил старик со старухой. И не было у них детей. Вот однажды пошёл старик в лес по грибы, идёт да приговаривает:

Старик: (поёт №8) «Грибок, грибок, подставь лобок…»

Мат.: Ходил-ходил, а нашёл всего один гриб – беленький груздочек.

Старик: принесу его домой, жена печь затопит, положит груздочек в горшок, и в печь поставит.

Старуха: (поёт №9) «Груздочек маленький…»

Беленький Груздочек: Ой, дымно! Ой, жарко!

Старуха: Не было у нас детей, да вот бог дал!

Мат.: Радуются старик со старухой, - сыночек хоть и маленький, чуть повыше валенка, а всё делает, все работы по дому справляет.

Ребята: Груздочек, айда в лес за ягодами да орехами!

Мат.: Обрадовался Беленький Груздочек, взял корзинку и пошёл в лес.

(Дети с Груздочком поют «Аукаем, грибы приаукиваем» №10).

Мат.: Собирали-собирали, и не заметили как далеко ушли. Стали дорогу искать, да не нашли, заблудились. А уже вечер наступил, стало темно. Набрели на опушку, а на краю кривая избушка. Подошли и стучат. Вышла на порог Баба Яга.

Беленький Груздочек: Пусти нас, бабушка, переночевать.

Баба Яга: Входите, входите, деточки. Я вас спать уложу! (улеглись)

Мат.: Скоро все уснули, не спал только Беленький Груздочек. Спрятался он за печку и видит, как Баба Яга зубы точит.

Баба Яга: Спите ли вы, детки?

Груздочек: Нет, нет, бабушка, не спим.

Мат.: Обозлилась Баба Яга. Час, другой переждала и опять спрашивает.

Баба Яга: Спите ли вы, детки?

Груздочек: Нет, нет, бабушка, не спим.

Мат.: Ещё пуще разозлилась Баба Яга, побежала в лес к серому камню за сон-травой. А Беленький Груздочек разбудил всех, рассказал им, что видел. Взялись они за руки и домой побежали.

(Дети поют «Пора, пора домой идти» №11, в это время Осенина уходит).

Ведущая: Как же так, Матушка Осенина опять нас покинула? Ну что ж, дальше будем веселиться сами.

Парень: Так давайте сыграем в шаберялу-прыгалку, чур я первый.

(«Шаберяла» №12, на пол крестиком выкладываются мётлы, под песню медленно, затем всё быстрей надо прыгать между мётлами, танцевать, если наступил, значит проиграл. Можно играть в любую другую игру. Выходит Матушка Осенина в зелёном наряде.)

Мат.: А вот и я! (Под платком прячет капусту).

Вед.: Матушка Осенина. А можно узнать, что у вас под платком?

Мат.: А вот попробуйте угадать (зрителям):

- Шароватый, кудреватый,
На макушке плешь,
На здоровье съешь!

- Как надела сто рубах
Заскрипело на зубах.

- Не шит, не кроен,
А весь в рубцах.
(Капуста)

Молодцы! Конец сентября, начало октября-зазимника. Всё сдвигается в природе на встречу зиме, на встречу покою и сну после летних трудов. Конец бабьего лета, начало капустенских вечёрок; ведь в это время первая барыня на селе – Капуста!

1-й: Без капусты и щи не живут.

2-й: Хлеб да капуста лихого не попустят.

3-й: Капуста не пуста, сама летит в уста.

(Дети говорят пословицы и передают капусту друг другу).

Мат.: Вы, я вижу, и без меня умеете работать и веселиться, а я прощаюсь с вами. А вы, девицы-красавицы, заводите хоровод. До новых встрея!

(Поют «Я капустицу рубила» №13).

Вед.: А какие звонкие ярмарки устраивались в честь сбора урожая.

Тут уж не зевай,
Веселее продавай,
Да дешевле покупай!

Фома: Здорово, брат Ерёма!

Ерёма: Здорово, брат Фома!

Фома: Куда путь держишь?

Ерёма: На ярмарку иду!

Фома: На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперёд первых!

Ерёма: А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома: Бывал!

Ерёма: Велика?

Фома: Не мерил!

Ерёма: Сильна?

Фома: Не боролся!

Ерёма: А кого ты на ярмарке видел?

Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у неё узенькие, а лоб широкий!

Ерёма: Это ведь медведь был!

Фома: Какой там медведь?! Я прежде медведя знавал, он такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Ерёма: Так это волк!

Фома: Всё ты, брат, говоришь не в толк! Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает, да от собак убегает.

Ерёма: Это же заяц!

Фома: Какой там заяц! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик чёрненький, с ёлки на ёлку перелётывает да почирикивает!

Ерёма: Да это же горностай! И байки, брат Фома, сказывать перестань! Вишь, на ярмарке - товары, пышут жаром самовары!

(Весь класс поёт и танцует кадриль «Ой чай, ты, мой чай» №14).

Ведущая: вот мы и встретили Осень как полагается по русскому обычаю. Трижды приходила к нам Матушка Осенина со своими заботами-работами, с песнями, сказками да прибаутками. А теперь, будем отдыхать с урожаем зимовать!

(Общий поклон. Под припев «Ой, чай…» дети уходят за кулисы).

Использованная литература:

  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество // ФГУП Изд. «Высшая школа», 2001
  2. Науменко Г.М. Народный праздничный календарь // журнал Молодёжная эстрада, 1999
  3. Месяцеслов.

Приложение