Программа курса по выбору "Родное слово" для учащихся 4-го класса

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Главное назначение начальной школы состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонически развивающейся личности младшего школьника. Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности: воспитание его гражданских качеств, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, способности преодолевать трудности.

От эффективности решения задач умственного и речевого развития младших школьников зависят их дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем учебным предметам.

Одним из основных звеньев многогранной и разнообразной работы по развитию речи на уроках в начальной школе является словарная работа. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсу родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Для восполнения этого недостатка создан курс по выбору “Родное слово”.

Курс по выбору “Родное слово” разработан в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учётом дидактических требований к уровню подготовки учащихся начальных классов.

Данный курс предназначен для учащихся 4-го класса и рассчитан на 34 часа.

Основной целью курса является развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью; создание условий для формирования и развития интеллектуальных и практических умений в области русского языка, позволяющих самостоятельно приобретать умения и навыки.

Задачи курса:

– развитие интереса к изучению тайн русского языка;
– развитие творчества;
– углубление уже имеющихся знаний о лексике;
– обогащение словарного запаса учащихся;
– формирование умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.

Программа курса предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами, способности к самооценке и самоконтролю. Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Кроме того, в этой ситуации творческое общение учителя и обучающихся становится неизменным средством формирования особых видов деятельности человека, таких психических процессов, как внимание, память, воображение, мышление и познавательные действия.

Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. При обучении реализуются основные дидактические принципы, особенно принцип доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для наблюдения над словом и различные упражнения для закрепления содержат проблемную задачу. Трудные задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Общим для всех видов занятий является то, что в каждом из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами. Организация работы позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

В соответствии с основными линиями содержания курса в программе выделяются два раздела: “Слово и его значение”, “О роли языка”. В первом разделе учащиеся узнают, что большинство слов русского языка имеют не одно, а несколько значений, поупражняются в определении прямого и переносного значения многозначных слов. Умение применять слова в соответствии с его значением поможет правильно строить высказывания. Предупреждению ошибок на неуместное использование слов посвящены упражнения, показывающие возможности лексической сочетаемости слов-синонимов с тем или иным словом в словосочетаниях и предложениях. Эти задания дети выполняют, опираясь на свой речевой опыт и используя словарь синонимов. Такой вид работы является хорошей подготовкой к написанию изложений и сочинений. В этом же разделе учащиеся получат опыт работы с антонимами, подробно познакомятся с архаизмами и неологизмами. Во втором разделе речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках. Большое внимание уделяется изучению пословиц и поговорок. Совершенно новый пласт лексики, не используемый до сих пор учащимися, представлен в виде фразеологических оборотов. Фразеологические обороты по своему употреблению принадлежат к разговорной речи, они доступны и понятны детям. Речь учащихся только выиграет, если они усвоят и включат в свой активный словарь хотя бы часть из тех фразеологизмов, с которыми встретятся при выполнении заданий. В конце каждого раздела помещены контрольные задания-тесты.

Нормативы к тестам:

1 ошибка – “отлично”;
2 ошибки – “хорошо”;
3 ошибки – “удовлетворительно”;
более 3 ошибок – “незачёт”.

Содержание учебного курса – 34 ч

Слово и его значение (13 ч)

Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова. Связь формы и значения слова. Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значениях. О заимствованиях в русском языке. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями: толковыми, синонимов, антонимов.

О роли языка (21 ч)

Этимология. История происхождения слов и выражений. Этимологические экскурсы. Растения, птицы и звери – почему их так называют? Что нужно школьнику? Скатерть-самобранка. О том, что мы носим. В гостях у сказки. Из античной мифологии. Устойчивые сравнения. Фразеологизмы и фразеологические обороты. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

Обучающиеся должны знать:

– отличительные признаки основных языковых единиц;
– основные термины и понятия, связанные с лексикой;
– лексическое значение и смысл слова в контексте;
– историю происхождения наиболее употребляемых слов и устойчивых  выражений;
– некоторые пословицы и поговорки;

Обучающиеся должны уметь:

– осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи;
– быстро вызывать в памяти и отбирать слова и выражения, наиболее точно  соответствующие замыслу высказывания;
– подбирать антонимы и синонимы;
– различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
– объяснять смысл наиболее употребляемых фразеологизмов;
– пользоваться толковым, фразеологическим, этимологическим словарями;

сформировать умения:

– выражать понятно собственные мысли и чувства;
– строить общение в соответствии с правилами речевого поведения.

Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору “Родное слово” даёт возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность.

Используемая литература

Для учителя

  1. Г.Александрова “Занимательный русский язык” серия “Нескучный учебник”, Санкт-Петербург, 1997 г.
  2. З.Александрова “Словарь синонимов русского языка”, М., 1995 г.
  3. В.Волина “Занимательная этимология”, М., 1995 г.
  4. В.Волина “Учимся, играя”, “Новая школа”, Москва, 1997 г.
  5. М.Львов “Словарь антонимов русского языка”, М., 2001 г.
  6. С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”, М., 2001 г.
  7. “Словарь иностранных слов”, М., 1999 г.
  8. “Фразеологический словарь русского литературного языка” под редакцией А.И.Федорова, И., 1995 г.

Для учащихся:

О.Д.Ушакова.
“Толковый словарик школьника”.
“Этимологический словарик школьника”.
“Синонимы и антонимы”.
“Пословицы, поговорки, крылатые выражения”.
Издательский дом “Литера”, Санкт-Петербург, 2005 г.

Тематическое планирование курса