Цель: познакомить с правилом написания корня в однокоренных словах; развивать умение находить в слове корень, орфографическую зоркость; воспитывать внимательность, трудолюбие.
Оборудование: алфавит, лента букв, таблица «Состав слова», иллюстрации, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
(На алфавите в рамочках взяты буквы Аа и Яя.)
Учитель: Буквы А и Я живут в разных домиках. Один домик высокий, другой – низкий. Причём буква А не живёт в низком домике. В каком домике живёт каждая буква?
Дайте характеристику буквам А и Я.
Класс: А и Я буквы алфавита. Они обозначают гласные звуки. Буква а обозначает твёрдость согласных звуков, а буква Я – мягкость согласных звуков. С буквы А начинается алфавит, буквой Я – заканчивается.
II. Минутка чистописания.
Учитель: На минутке чистописания мы запишем буквы:
Аа Оо Яя Ее Ии Ы
Напишите этот ряд букв и скажите:
А) Что объединяет эти буквы? (гласные)
Б) Какая буква в этом ряду лишняя? (ы)
В) Что ещё можно сказать об этих гласных буквах? (в безударном слоге в корне они требуют проверки)
Класс: Дети дают ответы.
III. Словарно-орфографическая работа.
Учитель: Составьте слово и запишите в словарик.
(Если уверены, пишите ручкой, а нет – то сначала карандашом)
- Какое слово составили? (корень)
- Что обозначает это слово? (часть растения, часть слова)
- Какое значение имеет корень для растения?
- Какое значение имеет корень для слова?
Учитель: Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласние звыки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
(Если вы уверены пишите ручкой, а если нет -то сначала карандашом.)
Это слово БЕРЁЗА.
- Подберите родовое понятие к слову берёза. (дерево)
- Но ель и сосна тоже деревья. Чем они отличаются? (Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.)
- Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза. (Берёза – это лиственное дерево.)
- Назовите его существенные признаки? (У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.)
- Что же обозначает слово? (Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.)
Класс: Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает «белый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался с праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, чтооно имело вид священного белого дерева –русской берёзы.
Учитель: На какой слог в слове берёза падает ударение?
Выделите безударную гласную и скажите, какая мысль моего рассказа о берёзе поможет вам запомнить непроверяемую гласную е? (Слово берёза происходит от слова белый.)
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Вспомните, что такое родственные слова? (Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)
- Давайте составим цепочку из родственных слов, а я вам помогу.
- Как ласково мы называем это дерево? (берёзонька)
- Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (березняк)
- Назовите гриб, который растёт под берёзой. (подберёзовик)
- А сок из этого дерева какой? (берёзовый)
- Найдите общую часть родственных слов. (берёз)
Учитель: Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – это самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Слов без корня не бывает.
- Напишите и закончите предложение.
Под берёзой растут (подберёзовики).
- Выделите корень в родственных словах.
V. Физкультминутка
Учитель: Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы присядите, если услышите слово с корнем сад, встаёте.
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
VI. Работа по учебнику.
Учитель: Прочитайте вопрос Почемучки с. 145 учебника.
Правило с. 145
Упр. 303, с. 145
VII. Домашнее задание
Упр. 304, с. 145, правило.
VIII. Упражнения в написании родственных слов
Учитель:
1. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите:
А) Поле, полочка, полевой, полюшко. (образец)
Б) Печурка, печь, печка, печать. (1 ряд)
В) Соринка, сорняк, сорвал, насорил. (2 ряд)
Г) Вода, водичка, водянка, водить. (3 ряд)
2. Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень.
Свет |
|
|
светлый |
|
|
светать |
Ночь |
|
|
ночной |
|
|
ночевать |
Корм |
|
|
кормовой |
|
|
кормить |
(Диктую вразброс). Трое работают у доски.
3. Игра «Молчанка»
(У детей диски с безударными гласными).
Столбы, снежинка, тяжёлый, листва,прямая, стена, кроты, мясник, река, времена,плясать,комочки,медовый, дворы,сердечко,
озеро,спешат.
- Назови проверочное слово.
IX. Физкультминутка
Учитель: На физкультминутке будут звучать пары слов. В одних парах - родственные слова, в других – нет. Услышав пары родственных слов – вы приседаете, руки на пояс. Если пары не родственных слов – встаёте на носочки ног, руки над головой.
Лес –лесник |
|
|
сад – садовый |
Река – плот |
|
|
дом – дым |
Стена – гвоздь |
|
|
поле –полюшко |
Кот – котик |
|
|
обед – стол |
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (продолжение)
Упр. 309, с.147
X. Обобщение
Учитель:
- Что такое родственные слова?
- Как называется общая часть родственных слов?
- Как по – другому называются родственные слова?
- Каким значком выделяется корень в слове?
- Как пишется корень в однокоренных словах?
Класс: Дети дают ответы.
Учитель: Подводит итоги, выставляет оценки.
Использованная литература: Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 Класс», Москва, Владос, 2001.