Форма урока – игра-путешествие с использованием ИКТ.
Цели:
- повторить и обобщить изученное по теме «Глагол»;
- совершенствовать умения и навыки, связанные с изученными орфограммами;
- повысить интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;
- содействовать выработке навыков самоконтроля по изученному разделу.
Оборудование: компьютер, цифровой проектор, презентация, сигнальные карточки, дипломы каждому учащемуся.
Ход урока.
Организационный этап.
Мотивационный этап.
- Ребята, мы с вами изучили одну из самостоятельных частей речи-глагол. И для того чтобы проверить ваши знания, мы сегодня совершим с вами марафон по стране Глагол. Поэтому откройте тетради, запишите число и тему урока.
- А что такое марафон ? (Слайд 3)
- В лёгкой атлетике марафонская дистанция составляет 42 км 195 м. Название своё марафон получил от греческого селения Марафон, из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами в пятом веке до н. э. Но у нас с вами достаточно необычный марафон – марафон лингвистический. Дистанция нашего пути состоит из нескольких отрезков пути, на каждом из которых находится преграда, преодолеть её можно, лишь выполнив лингвистическое задание.
- Итак, на старт!
- Чтобы старт прошёл успешно, нужно показать ,что вы достойно подготовились к марафону. Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку (Слайд 4):
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду- всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт!
В.Кондрашов.
- О какой части речи говорится в эпиграфе? Почему?
- Какой основной признак глагола указан в стихотворении? (Грамматическое значение-действие предмета)
Преграда «Дерево признаков». (Слайд 5)
-Преодолев эту преграду, вы пройдёте 6км. Необходимо снять с дерева листочки с теми признаками, которых нет у глагола.
(род, переходность, вид, склонение, падеж, возвратность, лицо, время, неизменяемость, наклонение).
-Каких признаков не хватает? (спряжение)
-Как называются эти признаки? (морфологические)
-На какие две группы делятся признаки? (постоянные и непостоянные)
-Чтобы не потеряться в ущелье, мы должны показать путь и пройдём следующую дистанцию в 12 км.
«Ущелье спряжения». (Слайд 9)
-Вставьте пропущенные буквы и отметь тот ряд, в котором все глаголы имеют окончание «е».
а) люб_м,прыгн_м,слыш_м,дад_м;
б) выбира_м,украша_м,хоч_т,се_т;
в) дыш_м,ед_м,выбел_т,беж_шь.
-Назовите все разноспрягаемые глаголы в данном задании
Работа с сигнальными карточками «е» - «и».
-С помощью сигналов указываете окончание глаголов, кто ошибается, выходит из игры. Самые выносливые награждаются.
Колет, дышим, слышишь, сеем, веем, дадим, бреет, клеит, бежишь, верим, читаешь, обидимся ,хочет ,любит
-Назовите все глаголы-исключения.
-Наш путь продолжается. Чтобы достичь отметки 18 км, нужно изрядно потрудиться, сыграв в следующую игру.
Игра «Найди пару». (Слайд 10)
(С обратной стороны доски работает один учащийся)
-Я читаю слово, вы записываете его напротив слова с аналогичной орфограммой. Необходимо вспомнить все орфографические правила, изученные в разделе «Глагол». (Слова второго столбика читаются вразнобой).
- приехал- преступить(нарушить)
- собираемся -стереть
- взыграться- разыскивать
- касался- коснусь
- загореть- загар
- стричь- беречь
- сеяла -клеил
- беседовать- разговаривать
- пишите- пишете
- думаешь- держит
- умываться- скрывается
-Молодцы, справились с заданием! А сейчас нас ждёт передышка. Чтобы восстановить силы, проведём физкультминутку.
(Выходит один учащийся и проводит со всем классом разминку).
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И работать все начните!
-Продолжаем марафон. Глаголы какого наклонения использовались в разминке?(Повелительного)
-Какие ещё наклонения глаголов вы знаете? (Изъявительное, условное)
-Следующая преграда называется «Башня наклонений». (Слайд 12)
-Если вы правильно выполните задание, то окажитесь на отметке 24 км. Необходимо определить наклонение и вставить пропущенные буквы, обозначив орфограммы.
- Когда вы напиш_те письмо подруге?
- Напишите обязательно письмо подруге.
- А Балда приговаривал с укоризной: « Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»
- Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом и ступай туда, где лучше.
Большая часть пути уже пройдена , и мы приближаемся к отметке 30 км.Но посмотрите на небо,какие тёмные тучи, кажется ... начинается дождь, мы очутились в Долине дождей. (Слайд 13)
Задание. Напишите сочинение-миниатюру о дожде, используя указанные глаголы.
Шумит, звенит, шуршит по листьям, идёт, капает, моросит, накрапывает, барабанит, струится, льёт как из ведра, хлещет, стучит, стекает, зачастит , хлынет , зарядит , сеет как из сита , прыгает , пляшете.
1 ряд на тему «Летний дождь», 2 ряд на тему «Осенний дождь» , 3 ряд на тему«Весенний дождь».
-Ну вот и дождь закончился, можно продолжать путь, но будьте внимательны и осторожны, земля скользкая, можете подскользнуться. А ведь мы уже доходим до отметки 36 км.
«Лабиринт фразеологизмов». (Слайд 14)
-Чем являются в предыдущем задании словосочетания сеет как из сита, льёт как из ведра? (Фразеологизмами).
-Допишите фразеологизмы, дополнив нужными глаголами.
_________баклуши
_________в ежовых рукавицах
_________из мухи слона
_________в калошу
_________сложа руки
_________общий язык
-Перед вами последний отрезок марафонской дистанции и финишная прямая. Успешно выполнив завершающее задание ,вы окончите марафон.
«Город исправления ошибок». (Слайд 15)
-Исправьте речевые ошибки. Определите , с чем они связаны.
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и , наконец , отправлялись. Пошли они , пошли , как вдруг замечали ,что заблудились. Сначала они пугались , но потом успокаивались. «Надо съедать бутерброды, а там видно будет»,- сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Заключительная часть.
-Итак, наш марафон завершён, вы успешно справились со всеми препятствиями. Я вас поздравляю с успешным финалом!
-Ребята. Давайте подведём итог, какие знания нам пришлось вспомнить при выполнении заданий? ( Ученики делают вывод ).(Выставляются отметки, вручаются дипломы каждому участнику марафона, даётся домашнее задание).