Открытый урок "Обобщение знаний об имени существительном". "Боевые учения"

Разделы: Русский язык


Подготовительная работа:

  • узнать по словарю лексическое значение слов: корабль, капитан, боцман, старпом, рында, матрос, вахта, кают – компания, эскадра, адмирал, СОС, штиль, гавань;
  • нарисовать корабли.

Цель урока:

  • обобщить знания об имени существительном (теория и правописание);
  • повторить фразеологические обороты, разбор по составу и словообразовательный разбор;
  • развивать умение систематизировать материал, отвечать на вопросы, редактировать предложения;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: магнитофон с записями «Звуки моря», секундомер, звонок-рында, рисунки кораблей, таблички: КАПИТАН, АДМИРАЛ, КАЮТ-КОМПАНИЯ, ВАХТЕННЫЕ МАТРОСЫ, БОЕВЫЕ ЗАДАНИЯ, ГОРОД МАСТЕРОВ, СТРАНА ЛИЛИПУТИЯ.

План урока:

1-й этап: ВЫЙДЕТ ЛИ ЭСКАДРА В МОРЕ?
2-й этап: СМОТР БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ.
3-й этап: БОЕВЫЕ СТРЕЛЬБЫ.
4-й этап: ЭКСКУРСИИ ПО УДИВИТЕЛЬНЫМ МЕСТАМ.
5-й этап: ПАРАД ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Мы изучили тему «Имя существительное». Много узнали нового, закрепили ранее изученный материал, узнали новые правила правописания имен существительных. Сегодня мы проводим урок закрепления знаний по изученной теме. Этот урок для нас очень важен, так как тема «Имя существительное» в следующих классах не изучается, и от того, как вы уяснили материал сейчас, зависит ваша дальнейшая грамотность и успехи на выпускных экзаменах, и с этими знаниями вы пойдете по жизни. А назвала я наш урок «Боевые учения». Почему именно «Боевые учения»? как вы считаете? А дело в том, что учеба (и вы это уже все поняли) не забава, не легкая прогулка, это упорный и кропотливый ежедневный труд, и часто, чтобы достичь хороших результатов в учебе, нужны те же качества, что и в настоящем бою: знания, сила воли, выдержка, взаимопомощь. Сегодня на нашем уроке будет 2 команды (2 экипажа), которые в дружеском соревновании покажут свои знания, умения, навыки, способности, а также проявят терпение, взаимовыручку и другие замечательные качества. Обратите внимание на план нашего урока.

1-й этап: ВЫЙДЕТ ЛИ ЭСКАДРА В МОРЕ?

Выйдет, если каждый член экипажа пройдет испытание:

  • По цепочке дать определение имени существительного, привести пример, сделать устно морфологический разбор имени существительного (для разбора взять любое существительное из написанных на доске) (учитель с помощью секундомера засекает время, затраченное каждой командой для выполнения задания). Объявление времени каждой команды
  • Дать название своему кораблю.

ИТОГ: итак, предварительное испытание пройдено, корабли названы, команды в полном составе с количеством____ и ____ баллов выходят в море.

  • Назначение капитана, выбор старпома. Распределение: вахтенные матросы, кают – компания.

Чтобы благополучно вернуться в свою гавань, вам необходимо:

    1. Быстро и правильно выполнять задания.
    2. Помогать друг другу, когда это необходимо.
    3. Соблюдать дисциплину.
    4. Можно при выполнении заданий пользоваться инструкциями – подсказками.
    5. Если у вас возникнут большие трудности, вы можете посылать сигнал СОС адмиралу (учителю).
    6. Каждый из вас должен вести записи в своем вахтенном журнале, чтобы по возвращении предоставить отчет о выполнении задания.

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

Звучит аудиозапись «Звуки моря».

2-й этап: «СМОТР БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ»

Пока светит солнце, на море штиль, всё спокойно. Капитаны получают пакет с заданиями (1-3). На подготовку – 4 минуты. По звуку рынды начинается смотр кораблей. Первым свои умения показывает капитан, затем вахтенные матросы и матросы из кают – компании.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

3-й этап: «БОЕВЫЕ СТРЕЛЬБЫ»

Смотр кораблей прошел успешно. Оба корабля в открытом море. Переходим к боевым стрельбам. Обязательно все должны попасть в цель, чтобы никаких неприятностей не произошло. В этом деле важно чувствовать плечо друга: вместе любые трудности нипочем! КАПИТАН берет себе в помощники самого молодого и неопытного матроса. Дело в том, что в карты боевых учений закрались ошибки, и их нужно очень быстро отредактировать. СТАРПОМ – старый морской волк – берет себе в помощники такого же опытного матроса для того, чтобы потопить корабль противника (трудными, каверзными вопросами по теме «Имя существительное»). ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПО ПАРАМ выполняют задания (4-7)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: слушаем капитана и старпома, у остальных задания остаются в тетрадях.

4-й этап: «ЭКСКУРСИИ ПО УДИВИТЕЛЬНЫМ МЕСТАМ»

Стрельбы прошли успешно. Можно бы и в родную гавань возвращаться, но, к счастью, на пути нам встретились замечательные места, о которых не рассказать просто невозможно. Это город Мастеров и страна Лилипутия. Все матросы отправляются на экскурсию. (Творческое задание: описать, что удивительного, необычного увидели в городе Мастеров и в стране Лилипутии). А у капитанов дел много: отчет командованию писать надо (капитаны – на доске - задание: отгадать загадки, сделать словообразовательный разбор и разбор по составу).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КАПИТАНСКОГО КОНКУРСА.

Отчет капитанов принят. Пора отправляться в обратный путь. Задания штаба выполнены. Можно и отдохнуть. Любят матросы байки рассказывать. Послушаем их.

ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ МАСТЕРОВ И СТРАНЕ ЛИЛИПУТИИ.

За интересными рассказами время проходит незаметно, вот мы и в родной порт вернулись со счетом ___ и ___. Капитаны, подведите итоги боевых учений. Оцените работу каждого.

5-й этап: «ПАРАД ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

Словарный диктант (у доски) до первой ошибки.

Корабль, капитан, боцман, старпом, рында, вахта, кают – компания, эскадра, СОС, штиль, гавань, генерал, лейтенант, командир, аккуратный, троллейбус, аппарат, сколько времени, газопровод, трибуна, насмехаться, невнимание, невежа, не внимание, а усидчивость, невежда, профессия, арматура, бетон, стекольщик, бетонщик, извозчик, объявление, подъем, ближайший, хранить, съестные, забирается, вниз, рябина, подсолнух, аппетит, удивление, исчезла.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Команды показали свои знания, умения, навыки, каждый почувствовал ответственность за свое дело: ведь из ваших маленьких, но правильных дел сложилась общая большая победа. Все поняли, как много зависит от знаний. А победителей ждет духовой оркестр, букеты цветов, фото на память, поздравления со счастливым возвращением. Не забудьте, что каждый из вас должен предоставить в штаб отчет о боевых учениях, красиво и грамотно оформленный. УДАЧИ ВАМ!

Задания — Приложение 1.